Неудачное свидание
Помните добрую советскую песню о свиданиях? «Мы оба были, я у аптеки…
А я в кино искала вас». Так вот, в кино лучше не искать. Фильм «8
лучших свиданий» с Владимиром Зеленским в главной роли с треском
провалился в прокате, с чем я вас и поздравляю.
Для начала немного статистики от единой автоматизированной системы Фонда кино. Цифры — вещь скучная, но упрямая, с ними не поспоришь. Вместо прогнозируемых 130 млн рублей «Свидания» наскребли 52,8 млн в первый прокатный уик-энд с 3 по 6 марта. И пусть вас не смущает третье место в сборах и видимая астрономичность суммы. Первый уик-энд второй картины комедийного сиквела два года назад собрал 168 млн, и логично предположить, что раскрученный брэнд ниже 100 млн опуститься не должен. Но что-то пошло не так.
А не так пошло все.
Нам так долго вдалбливали, что в России нет гражданского общества, что бойкоты и протесты «снизу» смехотворны, что все давно куплено и решено за нас и без нас… Вдалбливали, трещали изо всех углов — и мы усомнились. Ну так вот же, смотрите: и общество гражданское есть, и мнение у него свое имеется, а самое главное — с этим мнением отныне придется считаться. По крайней мере прокатчикам кинокартин.
Неприятное открытие для режиссера фильма Марюса Вайсберга. Вот его слова перед премьерой: «Я думаю, что мой фильм ждет успех, потому что творчество не имеет никакой национальности, и я не понимаю, почему вокруг этой истории такая шумиха». Так и подмывает спросить: дяденька, ты дурак? Ну ладно, деньги не пахнут, у творчества нет национальности, это мы все понимаем, это мы проходили. Но самому-то не противно? Я могу понять, если Вайсбергу плевать на расстрелянных из «Града» детей Донбасса, я могу понять Зеленского, который жертвует деньги карательным батальонам. Это извращенная, человеконенавистническая картина мира, но она не лишена логики выбора. Так будьте последовательны до конца, а то чуть что — я не я, и попа не моя.
Зажравшиеся, оборзевшие, до рвоты нализавшиеся сметаны коты.
И ведь Вайсберг не один такой. Просто в данной конкретной ситуации коснулось именно его. Вся эта звездная тусовка привыкла жить по принципу «пипл схавает». А пипл вдруг отказывается хавать. Это ж трагедия, это крушение мира, слом матрицы. Как дальше жить с этим? Дам бесплатный совет: не надо с этим жить, освободите место или убейтесь о стену.
Пресловутое третье место по сбору кассы и количеству зрителей фильма «8 лучших свиданий» объясняется очень просто: количеством сеансов. А их за отчетный период было ни много ни мало 13 038. Берем калькулятор, производим нехитрые расчеты и понимаем, что на каждом сеансе присутствовало по 14–15 человек. Для сравнения, фильм «Боги Египта», шедший в прокате в эти же дни, при чуть большем количестве сеансов удвоил кассу и зрительный зал.
При этом фильм все-таки посмотрели 190 тысяч человек. Много это или мало — спорный вопрос. По мне так много. С другой стороны, это укладывается в ущербные 14%, которые условно «Крым не наш». Не будем забывать, что бойкот фильма шел снизу, его не осветили ни «Вести недели», ни «Первый канал». То есть на государственном уровне никакого бойкотирования не было от слова «вообще». А для многих Зеленский по-прежнему остается просто четким пацанчиком из КВН. И это данность, с которой тоже необходимо считаться.
С прокатной лицензией кинокартины «8 лучших свиданий» тоже не все просто. С одной стороны, очень хочется верить, что для нашего Министерства культуры деньги все-таки пахнут и маржа с лицензии не являлась решающим аргументом для ее выдачи. «Мы в синхронном абсурде не участвуем. А лишать наших зрителей права выбора и возможности посмотреть наше кино из-за чьего-то неудачного фиглярства мы не собираемся», — прокомментировал Владимир Мединский. Безусловно, украинскому Минкульту уподобляться не следует. При этом механизмы отзыва лицензии существуют и были использованы не так давно в случае с американской кинолентой «Номер 44». Это нормальная практика, в ней нет ничего предосудительного, все страны мира ею пользуются. С другой стороны, я бы не хотел оказаться на месте чиновника, запрещающего этот фильм к прокату, потому что формальных оснований нет. В сюжете нет передергивания исторических фактов, неприемлемых сцен насилия, порнографии. Фильм вообще 12+, легкая такая семейная комедия, и если бы вместо Зеленского главную роль играл какой-нибудь Павел Воля, вопросов бы вообще не возникло. Поэтому к экспертному совету Минкульта претензий никаких, это просто не их уровень принятия решений. Чей? Ну как минимум главы министерства. И вот здесь к Владимиру Мединскому вопросы имеются.
Хочется избежать дешевого пафоса, не скатываться в риторическое «где совесть» и «до каких пор», но совершенно очевидно, что у Министерства культуры в области отечественного кинематографа нет ни внятной программы, ни четкой позиции по принципиальным этическим вопросам, ни механизма отбора проектов для финансирования. Потому и «8 лучших свиданий» прокатываются, и «Левиафана» снимают при государственной поддержке Министерства культуры. И это целая проблема, которая не то что не решается — она даже не озвучена, хотя на дворе у нас Год кино. Причем есть большие основания, что эти вопросы повиснут в воздухе и до адресата не дойдут.
Но в любом случае бойкот «снизу» возымел свое действие, вопрос с сиквелами «Свиданий» уже закрыт, это понятно всем. Как и вопрос с участием актера Зеленского в отечественных кинокартинах. Потому что язык пустого кошелька — это единственный язык, который понимают наши продюсеры. А нам, обычным зрителям, давно пора снять розовые очки и убедиться, что киноиндустрия — это бизнес, а в бизнесе нет ничего личного, национального, морального, нравственного, человечного. Есть только прибыль. Изголодавшийся по внятному отечественному кинематографу русский зритель будет кусать локти до тех пор, пока он принимает предложенные правила игры: ешь, что дают.
В конце 2015 года вышел прекрасный фильм «Зеленая карета» с Андреем Мерзликиным в главной роли. Кто его посмотрел? Кто хоть что-нибудь о нем слышал? Разумеется, он провалился в прокате, потому что никто его толком не прокатывал. Я не сторонник теории заговоров, но сложившаяся ситуация заставляет как минимум задуматься.
Во всей этой истории с Зеленским пора ставить точку. Много чести мелкому юмористу. Показательным образом повели себя крымчане. В ведущих кинотеатрах Симферополя премьера «Свиданий» была сорвана. Нет, фильм никто не запрещал, кинотеатры никто не штурмовал (это метод «не братьев», им его и оставим). Просто не было продано ни одного билета. Понимаете? Ни единого. Ноль! Пустые залы. Вот это я понимаю, гражданская позиция. Есть с кого брать пример.
Дмитрий Филиппов
Для начала немного статистики от единой автоматизированной системы Фонда кино. Цифры — вещь скучная, но упрямая, с ними не поспоришь. Вместо прогнозируемых 130 млн рублей «Свидания» наскребли 52,8 млн в первый прокатный уик-энд с 3 по 6 марта. И пусть вас не смущает третье место в сборах и видимая астрономичность суммы. Первый уик-энд второй картины комедийного сиквела два года назад собрал 168 млн, и логично предположить, что раскрученный брэнд ниже 100 млн опуститься не должен. Но что-то пошло не так.
А не так пошло все.
Нам так долго вдалбливали, что в России нет гражданского общества, что бойкоты и протесты «снизу» смехотворны, что все давно куплено и решено за нас и без нас… Вдалбливали, трещали изо всех углов — и мы усомнились. Ну так вот же, смотрите: и общество гражданское есть, и мнение у него свое имеется, а самое главное — с этим мнением отныне придется считаться. По крайней мере прокатчикам кинокартин.
Неприятное открытие для режиссера фильма Марюса Вайсберга. Вот его слова перед премьерой: «Я думаю, что мой фильм ждет успех, потому что творчество не имеет никакой национальности, и я не понимаю, почему вокруг этой истории такая шумиха». Так и подмывает спросить: дяденька, ты дурак? Ну ладно, деньги не пахнут, у творчества нет национальности, это мы все понимаем, это мы проходили. Но самому-то не противно? Я могу понять, если Вайсбергу плевать на расстрелянных из «Града» детей Донбасса, я могу понять Зеленского, который жертвует деньги карательным батальонам. Это извращенная, человеконенавистническая картина мира, но она не лишена логики выбора. Так будьте последовательны до конца, а то чуть что — я не я, и попа не моя.
Зажравшиеся, оборзевшие, до рвоты нализавшиеся сметаны коты.
И ведь Вайсберг не один такой. Просто в данной конкретной ситуации коснулось именно его. Вся эта звездная тусовка привыкла жить по принципу «пипл схавает». А пипл вдруг отказывается хавать. Это ж трагедия, это крушение мира, слом матрицы. Как дальше жить с этим? Дам бесплатный совет: не надо с этим жить, освободите место или убейтесь о стену.
Пресловутое третье место по сбору кассы и количеству зрителей фильма «8 лучших свиданий» объясняется очень просто: количеством сеансов. А их за отчетный период было ни много ни мало 13 038. Берем калькулятор, производим нехитрые расчеты и понимаем, что на каждом сеансе присутствовало по 14–15 человек. Для сравнения, фильм «Боги Египта», шедший в прокате в эти же дни, при чуть большем количестве сеансов удвоил кассу и зрительный зал.
При этом фильм все-таки посмотрели 190 тысяч человек. Много это или мало — спорный вопрос. По мне так много. С другой стороны, это укладывается в ущербные 14%, которые условно «Крым не наш». Не будем забывать, что бойкот фильма шел снизу, его не осветили ни «Вести недели», ни «Первый канал». То есть на государственном уровне никакого бойкотирования не было от слова «вообще». А для многих Зеленский по-прежнему остается просто четким пацанчиком из КВН. И это данность, с которой тоже необходимо считаться.
С прокатной лицензией кинокартины «8 лучших свиданий» тоже не все просто. С одной стороны, очень хочется верить, что для нашего Министерства культуры деньги все-таки пахнут и маржа с лицензии не являлась решающим аргументом для ее выдачи. «Мы в синхронном абсурде не участвуем. А лишать наших зрителей права выбора и возможности посмотреть наше кино из-за чьего-то неудачного фиглярства мы не собираемся», — прокомментировал Владимир Мединский. Безусловно, украинскому Минкульту уподобляться не следует. При этом механизмы отзыва лицензии существуют и были использованы не так давно в случае с американской кинолентой «Номер 44». Это нормальная практика, в ней нет ничего предосудительного, все страны мира ею пользуются. С другой стороны, я бы не хотел оказаться на месте чиновника, запрещающего этот фильм к прокату, потому что формальных оснований нет. В сюжете нет передергивания исторических фактов, неприемлемых сцен насилия, порнографии. Фильм вообще 12+, легкая такая семейная комедия, и если бы вместо Зеленского главную роль играл какой-нибудь Павел Воля, вопросов бы вообще не возникло. Поэтому к экспертному совету Минкульта претензий никаких, это просто не их уровень принятия решений. Чей? Ну как минимум главы министерства. И вот здесь к Владимиру Мединскому вопросы имеются.
Хочется избежать дешевого пафоса, не скатываться в риторическое «где совесть» и «до каких пор», но совершенно очевидно, что у Министерства культуры в области отечественного кинематографа нет ни внятной программы, ни четкой позиции по принципиальным этическим вопросам, ни механизма отбора проектов для финансирования. Потому и «8 лучших свиданий» прокатываются, и «Левиафана» снимают при государственной поддержке Министерства культуры. И это целая проблема, которая не то что не решается — она даже не озвучена, хотя на дворе у нас Год кино. Причем есть большие основания, что эти вопросы повиснут в воздухе и до адресата не дойдут.
Но в любом случае бойкот «снизу» возымел свое действие, вопрос с сиквелами «Свиданий» уже закрыт, это понятно всем. Как и вопрос с участием актера Зеленского в отечественных кинокартинах. Потому что язык пустого кошелька — это единственный язык, который понимают наши продюсеры. А нам, обычным зрителям, давно пора снять розовые очки и убедиться, что киноиндустрия — это бизнес, а в бизнесе нет ничего личного, национального, морального, нравственного, человечного. Есть только прибыль. Изголодавшийся по внятному отечественному кинематографу русский зритель будет кусать локти до тех пор, пока он принимает предложенные правила игры: ешь, что дают.
В конце 2015 года вышел прекрасный фильм «Зеленая карета» с Андреем Мерзликиным в главной роли. Кто его посмотрел? Кто хоть что-нибудь о нем слышал? Разумеется, он провалился в прокате, потому что никто его толком не прокатывал. Я не сторонник теории заговоров, но сложившаяся ситуация заставляет как минимум задуматься.
Во всей этой истории с Зеленским пора ставить точку. Много чести мелкому юмористу. Показательным образом повели себя крымчане. В ведущих кинотеатрах Симферополя премьера «Свиданий» была сорвана. Нет, фильм никто не запрещал, кинотеатры никто не штурмовал (это метод «не братьев», им его и оставим). Просто не было продано ни одного билета. Понимаете? Ни единого. Ноль! Пустые залы. Вот это я понимаю, гражданская позиция. Есть с кого брать пример.
Дмитрий Филиппов
Комментариев нет: