Месть русофобов

Элем Климов
Телевизионных каналов у нас сейчас несколько десятков, все старые советские фильмы – во всяком случае, самые достойные из них – постоянно присутствуют в ящике, но могли бы вы вспомнить, когда последний раз видели в этом ящике фильм Элема Климова или Ларисы Шепитько? «Агония», «Восхождение», «Прощание», «Крылья», «Иди и смотри», «Ты и я» – боюсь, многим из молодых эти названия уже ничего не скажут. А ведь это вершины отечественного кинематографа, призеры многочисленных фестивалей, по ним студенты во ВГИКе учились.

Нет, не показывают. Видимо, по принципиальным соображениям. Это не забывчивость – это месть. Дело в том, что Климов и Шепитько были теми, кого сейчас принято презрительно называть «поцреотами». Даже графа «место рождения» в их паспортах по нынешним временам звучит вызывающе: Климов родился в Сталинграде, Шепитько – в Артёмовске Донецкой области.

Их обоих уже нет на свете: Лариса погибла в автомобильной катастрофе совсем молодой, Элем умер 12 лет назад. Нельзя сказать, чтобы их совсем забыли. Нет, иногда вспоминают. Но только в определенном контексте…

Вот отрывок из мемуаров сценаристки Натальи Рязанцевой:
Среди всех этих «русофобских» разговоров вспоминаются два эпизода с Мерабом. Я познакомила его со своей подругой Ларисой Шепитько, уже известным тогда режиссером. Мы сидели в ресторане Дома кино и говорили по обыкновению про гримасы нашей цензуры (мы с ней сделали экранизацию “Села Степанчикова” Достоевского, сценарий приняли на “Мосфильме”, но не запустили, а за “Сотникова” Василя Быкова Лариса сражалась много лет). Но она побывала во многих странах, ее охотно посылали представительствовать. Слово за слово, что-то про заграницу, что-то про Грузию — а Лариса училась на одном курсе с Отаром Иоселиани и Георгием Шенгелая, и другом дома у них с Климовым был оператор Юрий Схиртладзе по прозвищу “князь”, так что никаких этнических предрассудков, никакого “квасного патриотизма” в нашей болтовне не просматривалось, но едва Мераб что-то стал объяснять про русскую империю времен раннего Достоевского, темпераментная Лариса вдруг развернулась к нему и напрямик, невпопад: “А вы-то почему не уезжаете? Вы знаете языки, западную философию, обожаете Европу, вам и карты в руки, вы же все равно здесь чужой, в богом проклятой стране, почему вам не уехать?”.
Нет, такое нашей либеральной общественностью не прощается. Ни тогда, ни теперь.

vlad-dolohov

Комментариев нет: