Американский полицейский ищет убежище в России



"У нас в Штатах шантаж, коррупция и продажные суды"

Американец Джон Марк Дуган сидит в кафе в центре Москвы. Он в России уже три недели. Уверенный взгляд, крепкое рукопожатие. На вид – типичный «янки». Но его история абсолютно нетипична. Она больше похожа на какой-нибудь шпионский боевик. Дуган ждет решения о предоставлении ему политического убежища в РФ. Бежать из родных Штатов бывшему офицеру морской пехоты и полицейскому пришлось после того, как к нему домой с обыском вломилось ФБР.

ПОБЕГ ЧЕРЕЗ КАНАДУ

Марк (так он просит называть себя) испортил много крови полиции штата Флорида. В 2010 году он ушел с должности помощника шерифа округа Палм-Бич, занялся бизнесом, создал сайт PBSOTalk.com, на котором вскрывал коррупционные схемы своего бывшего босса, шерифа Рика Брэдшоу (сейчас ресурс заблокирован). Несмотря на все попытки полицейского начальника заставить Джона замолчать, сайт продолжал работать, ведь Дуган был защищен первой поправкой к конституции США, гарантирующей свободу слова. Все закончилось в 2016-м, когда кто-то неизвестный выложил на сайт личные данные агентов ФБР. Это нарушило сразу два закона штата. Власти сразу же ополчились на Марка и объявили его в розыск.

Он, проработавший три года в полиции США, прекрасно знал, насколько просто возбудить против человека уголовное дело, если это нужно самой полиции. Сел в машину, пересек всю Америку, доехал до границы с Канадой, там нанял самолет, чтобы «полетать над Канадой и приземлиться обратно в США». Внезапно, над Торонто Джону «стало плохо». Пилоту пришлось посадить самолет. Так Джон вырвался из Штатов. Взял билет на самолет одной из авиакомпаний и вот он в Москве.

«МЕНЯ ДОСТАЛИ БЕЗОБРАЗИЯ В ПОЛИЦИИ»

- Марк, а почему вы решили рискнуть всем и пойти против отлаженной системы?

- Я был частью этой системы, я видел, как все это происходит изнутри. Поймите, я офицер, морпех, сын офицера и ветерана, я давал присягу служить своей стране. Потом я пошел в помощники шерифа. Именно там я понял, что Америка превращается в полицейское государство. А я клялся отстаивать принципы моей страны и защищать ее конституцию. Я видел, как фабрикуются дела, как полиция берет контроль над всем. Например, над прессой: полицейское управление Палм-Бич нанимало на работу родственников журналистов из местных газет, получая рычаги давления на СМИ. Я уже не говорю про суды, которые были лучшими друзьями для полицейских. Наша система правопорядка и законы абсурдны: достаточно, чтобы ты взял в руки телефон своей жены, чтобы засадить тебя на пять лет. А если ты еще и ввел код на ее смартфоне, то на десять. Конечно, к рядовому гражданину такое, скорее всего, применяться не будет. Но сама возможность потрясает. Мне все это надоело, и я ушел.



- Много ли людей делились с вами информацией?

- Они делились информацией не со мной, а размещали ее в открытых источниках. Я был уверен, что я не один, что многих полицейских не устраивает такое положение дел. Просто большинство из них боится рассказать об этом, ведь надо кормить семьи. А стоит тебе раскрыть рот, как ты вылетишь из полиции. Хорошо, если только вылетишь, а не окажешься преступником. Десяток скаченных пиратских песенок на твоем компьютере могут отправить тебя в тюрьму на 50 лет. Мне повезло, я не был стеснен деньгами, мой бизнес приносил мне очень неплохой доход (я содержал две консалтинговые компании), поэтому и не держался за работу в полиции.

Для таких полицейских, которым не нравится положение дел в системе, я и создал сайт, который позволял людям анонимно рассказывать о полицейском произволе. Мы смогли обеспечить полную безопасность посетителей, и это принесло плоды: факты коррупции, превышения полномочий начали предаваться гласности. Сайт стал известным, его просматривало много людей. Даже СМИ крали у меня информацию.

- Как «крали»?

- Те немногие СМИ, которые все-таки освещали всплывшие на PBSOTalk.com факты, просто перепечатывали расследования моего сайта, не указывая ни его название, ни мое имя. Для большинства газет, особенно местных, меня не существовало. Мое имя было под запретом.

- Какой у вас бизнес?

- Как я уже сказал, занимался консалтинговыми услугами. Раньше имел дело с фрахтовкой небольших судов. Вообще, я был довольно богат, и мог позволить себе многое. Свой дом с бассейном, коллекционные автомобили, аренду самолетов для поездок на деловые встречи. Сейчас это все закончилось: счета под арестом, я в другой стране.

РУССКИЕ ХАКЕРЫ ПРОТИВ ФБР

- Как так произошло, что на сайте опубликовали список агентов ФБР?

- Получилось так, что тотальная анонимность моего сайта сыграла против меня. Я не знаю, и, скорее всего, никогда не узнаю, кто поместил туда этот список. Одно могу сказать точно: это, на самом деле, просчет самого ФБР, потому что ранее список оказался на других сайтах в открытом доступе. Скорее всего, это было сделано по ошибке. Но, по закону, любой может распространять сведения, выложенные таким образом.

Сами они обвиняют в утечке каких-то мифических «русских хакеров». А я не скрывал, что работал с русскими в сфере IT, знал довольно много компьютерщиков из России. ФБР сделало простейший вывод: «русские хакеры» слили в сеть список, после этого он появляется на моем сайте, я долго работаю с русскими, значит, я член русской мафии и поручил им взломать ФБР. Вот и началось то, что началось: обыски у меня дома, арест моих счетов. Я понимал, что это рано или поздно нечто подобное может случиться, но по-другому просто не мог. И сейчас у меня на родине проводится целая кампания, в которой меня называют чуть ли не русским шпионом, и якобы именно поэтому я и сбежал в Россию.

- Сейчас многие называют вас «полицейским Сноуденом».

- Это не правильно. Я не предатель, я не выкладывал в открытый доступ засекреченную информацию. Я патриот своей страны, я люблю ее. Я просто пытался сделать ее лучше. И если уж на то пошло, то я приезжал в Россию по делам бизнеса задолго до того, как здесь появился Сноуден.

«ЖДУ РЕШЕНИЯ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ УБЕЖИЩА»

- Марк, почему именно Россия?

- Ну я же член русской мафии (смеется)! На самом деле, я уже давно общаюсь с русскими, вел бизнес с российскими партнерами (и это пригодилось - у меня была действующая российская виза). У вас здесь чудесные люди! Вы умеете дружить. У меня осталось множество друзей в США, но нигде я не видел такой преданной дружбы, как в России. О чем вообще можно говорить? Я свалился в Россию как снег на голову, мои друзья встретили меня в аэропорту, отвезли к себе домой, свели с прессой, я живу у них уже несколько недель! Я невероятно им благодарен. И я знаю, что у России хватит силы и влияния, чтобы защитить меня. Конечно, если она сочтет это необходимым. А еще я знаю, что сейчас в мире есть один сильный политик. И он здесь, в Москве. А вот президент моей страны ведет себя как маленькая девочка.

- Не разочаровались ли вы в российских реалиях, после того начали жить здесь?

- Нет. Это все еще та же страна, которую я полюбил во время своих командировок.

- Как идут дела с получением убежища?

- Честно говоря, не имею ни малейшего понятия. Отнес заявление, жду решения. Как мне объяснили знакомые, у вас сейчас идет какая-то реформа, поэтому заявление может долго рассматриваться.

- Что планируете делать, если все-таки получите вид на жительство у нас?

- Это очень сложный вопрос. Я здесь практически никто. У меня нет денег, я не знаю языка. Но, если я получу убежище, обязательно выучу русский, выучу историю и культуру этой страны. Потому что я уважаю ее. Знаете, меня всегда раздражали эмигранты из Латинской Америки, приехавшие в США, часто нелегалами. Они даже не пытаются выучить язык своей новой родины, не интересуются ее культурой.

- А как же семья - родные поддерживают вас?

- Они остались в США: братья, отец, сын. Я даже не могу попросить их о помощи, ведь после этого они могут сразу оказаться за решеткой - в США есть закон, запрещающий помогать лицам, объявленным в розыск федеральными властями. Мои родственники подвергаются огромному риску, просто находясь в США. В моей стране меня объявили преступником. Но я точно знаю: я добьюсь своего! С пятнадцати лет я сам себя обеспечиваю. Я тот еще сукин сын.

- Удачи вам!

- Spasibo, do svidania!

КАК ДВИЖЕТСЯ ДЕЛО

В пресс-службе ФМС России (которая сейчас в связи с проводимой реформой передает свои функции МВД) «Комсомолке» сказали, что о ходатайстве Дугана известно и оно находится на рассмотрении.

Юрий Московский, ответственный секретарь Общественно-консультативного совета при УФМС по Москве, пояснил, что рассмотрение каждого ходатайства индивидуально. Иногда вынесение решения занимает три дня, как в случае со многими беженцами с Украины, а иногда растягивается на полгода.

Комментариев нет: