Майдан глазами донбасского прибалта
Ценность написанного Марком Гурьевым в том, что он с развалом Союза перебрался в Прибалтику и всю свою взрослую жизнь прожил в ЕС и НАТО. Но при этом детство и юность прожил на Украине. Его взгляд на майдан вот так "снаружи-изнутри" очень своеобразен. Можно простить человеку незнание реалий бандеровского движения и его последствий - не интересовался он никогда документами тех лет. Да и не историк он. Самое ценное в написанном - опубликовано было порталом Делфи за месяц до вооруженного переворота - 24 января 2014 года. Сегодня это читается с интересом:
"Впервые я побывал на Майдане в 16-летнем возрасте, в апреле 1991-го года, когда главный майдан Киева и всей Украины формально именовался еще площадью Октябрьской Революции.
Однако я к тому времени не раз уже слышал, что это место называют Майданом Незалежности, поскольку с 1989-го года здесь непрерывно бурлила политическая жизнь, проходили митинги Народного Руха и других сторонников независимости Украины и ее выхода из состава СССР.
Реальность в том далеком 1991-м году превзошла все ожидания провинциального юнца из промышленного донбасского города: Киев был величественно красив, а площадь Революции уже была Майданом как мы его знаем теперь. Здесь толпились люди, колоритные дядьки в бандеровской униформе раздавали газеты и листовки такого содержания, за которое еще несколько лет назад давали как минимум "двушечку", с лотков шла бойкая торговля жовто-блакитной атрибутикой, трезубцями и прочей символикой незалежной Украины.
Когда я по возвращении в Краматорск подарил один жовто-блакитный значок с трезубцем своей старенькой учительнице украинского языка (разумеется, я учился в русской школе, в нашем 120-тысячном городе не было ни одной украинской школы), она прослезилась. Дождалыся! Дождались, значит, щирые (настоящие) украинцы ветра перемен и свежего запаха свободы. Вот только кто мог знать тогда, что этот запах спустя 23 года обернется вонью горящих шин на улице Грушевского, "коктейлями Молотова", летящими в спецназ и смрадом кострищ, окутавших средневековым дымом центр великого древнего города?
То, о чем я рассказываю, имеет прямое отношение к происходящим сейчас в Киеве событиям, к бунту западэнцев, как я для себя это называю, имея на то веские основания. Моя старенькая добрая учительница украинского языка изо всех сил пыталась привить восточным русским украинцам Донбасса если не любовь к украинскому языку и украинской культуре, то хотя бы уважение. Кажется, кроме меня, никто в классе всерьез не воспринимал эту учительницу и ее предмет.
А вот мне было интересно. Все-таки я на четверть украинец (еще на четверть русский, а наполовину латыш). Я родился на Украине, прожил в Донбассе 16 лет (прежде, чем в августе того же 1991-го года мы переехали наконец в Латвию), изъездил Украину вдоль и поперек, был на западе, на юге и в Киеве, колыбели русской государственности, я видел самых разных людей — и удивлялся тому, насколько отличаются от моего язык, на котором они говорят, их культура, традиции и политические взгляды.
Я, как и большинство городских жителей Донбасса, считал себя гражданином СССР, а не Украины. Наш уголь, наши доблестные заводы, их продукция — то, чем мы жили — было неотъемлемой частью Советского Союза, могучего и неделимого. Совсем другое я увидел на Западе Украины еще в 1989 году. Недельная школьная экскурсия в Тернополь, нынешний оплот самого крайнего и нетерпимого украинского национализма, и во Львов произвела на меня сильное впечатление. Мой литературный украинский в тернопольском троллейбусе (старенькая "Шкода", как в Риге) произвел на окружающих такое же впечатление, как если бы я говорил на мордорском. Уж лучше бы обратился на русском — клятого москаля и так ведь издалека видать. Это запомнилось на всю жизнь. И впоследствии я не раз удивлялся — как западные украинцы уживутся с восточными в одном государстве?
Как — мы видим сейчас в Киеве. Если Львов и Тернополь в 1989-м году, как впрочем, и Рига, в которой я к тому времени бывал уже не раз, производили впечатление иностранных, но вполне себе провинциальных городов, то Киев образца 1991-го года выглядел поистине стольным градом. Но при этом не был похож ни на Москву с ее Арбатом и "муляжами Святой Руси за полчаса", как пел Гребенщиков, ни на сырой голландский Ленинград с Невским проспектом и окрестностями.
А вот Киев… Владимирская горка, Крещатик, Киево-Печерская Лавра, Днепр широкий, и, конечно, Майдан — это выглядело для меня Древним Римом, несмотря на сталинский ампир Крещатика и прилегающих улиц. Здесь была демократия, свобода, разные религии, святость, дремлющее древнее величие. На улицах были слышны десятки говоров и акцентов русско-украинского. Здесь коммунисты хватали за грудки бандеровцев. Однако жовто-блакитний, как в армреслинге, медленно побеждал красного. Здесь не на шутку дрались в церквах — кому какая принадлежит? — и православные вместе с униатами гонялись с палками за "Белым братством" и прочими сектантами. Да в каком еще городе Советского Союза могло быть нечто подобное?!! Напомню — на дворе весна 1991-го года и до официального распада СССР еще полгода.
И вот тогда, в том солнечном, весеннем, пробуждающемся Киеве я понял, что скоро не будет мира и благодати на Украине, не будет согласия между Западом и Востоком, а вечной ареной этого противостояния станет Киев, за который борьба шла на протяжении веков. Западную Русь, имеющую богатейшие традиции вначале Великого княжества Литовского и Русского, затем Речи Посполитой, а потом, в значительной части, немецкой Австро-Венгрии, будет неудержимо тянуть в Европу, какой бы она ни была — только бы не с москалями.
Как мы видим, ненависть к москалям пересилила даже ненависть к клятiм ляхам, полякам. Анекдоты про бандеровцев и схроны с оружием перестали быть анекдотами. Внуки и правнуки 150 тысяч убитых в столкновениях с войсками НКВД в период 1944-1953 гг. воинов УПА/ОУН и ста тысяч брошенных в лагеря, никогда не забудут тех, против кого воевали их деды. Многие на Украине считают, что эти жертвы были не напрасны. В местах ожесточенного сопротивления советской власти не было проведено масштабной коллективизации, не было голода, от которого после войны страдал разоренный Восток (в 1949-м на товарняках с Востока тысячи людей ехали на Захiд за хлебом).
Получается, 250 тысяч мужчин Западной Украины заплатили своими жизнями и своей судьбой за то, чтобы не тронули их баб и детей. Эти дети ничего не забыли, они выросли, родили своих детей, а те своих, которые сейчас строят баррикады в Киеве.
Зачем строят? Чего добиваются? С одной стороны, их ненависть к нынешней власти и лично к Януковичу понятна: очередной восточный олигарх дорвался до власти и творит беспредел в экономике и политике. С другой стороны, эти массовые волнения имеют все черты внешне иррационального бунта (все мои родственники и знакомые в Киеве говорят, что хоть Янукович и бандит, но лидеры оппозиции — еще хуже), но при этом — тщательно подготовленного восстания. Кем проплаченного? Люди в Киеве всерьез полагают, что американцами через некоторых олигархов, медийные холдинги, "общественные организации" и т.д. Потому что Европе Украина не нужна, там и без нее тесно.
Увы, Украина унаследовала от Речи Посполитой худшие традиции шляхетских вольностей, то есть в переводе на современный язык, "парламентской демократии", когда любой феодал, собрав сабли и оплатив бойцам хлиб та горилку, мог созвать Конфедерацию и объявлять войну королю. Ничего не изменилось на Украине за сотни лет. Нынешние либералы напрасно умиляются украинской демократии, очевидно, они просто плохо знают историю. Противоречия между Западом и Востоком непримиримы.
Проблема в том, что нет сейчас на Украине сильной личности, фигуры, способной хотя бы ко временному замирению сторон. Вхождение Украины в ЕС означает крах ее промышленного производства. Восток никогда не пойдет на это. Если сейчас скинут Януковича, выберут Кличко президентом, а тот поведет Украину в светлое будущее, то есть в ЕС, то через несколько лет мы увидим на Майдане совсем другие лица, и уверяю вас, нынешние студенты, кидающиеся коктейлями Молотова в "Беркут", покажутся заигравшимимся детсадовцами по сравнению с угрюмыми пролетариями Востока.
Кстати, не стоит чересчур возбуждаться, наблюдая за телевизионными картинками из Киева. В самом городе спокойно. Бунт касается только небольшой части в центре. Большинству жителей Киева до ужаса надоели понаехавшие манифестанты и смрадные костры над столицей. К сожалению, ситуация патовая, и пока выхода из нее не видно. Народу осточертели обе стороны конфликта, дерущиеся за власть. Вот только жаль тех, кто играет роль пешек и разменной монеты в чужой игре. Раскол в обществе очевиден даже в быту. Коллеги на работе предпочитают не разговаривать друг с другом, чтобы не разругаться из-за Юлии Тимошенко или действий "Беркута".
Стороннему наблюдателю важно понять про Украину одну вещь. Нынешняя эскалация конфликта имеет очень давние корни. Это последствия почти непрерывной гражданской войны, идущей на Украине после распада Российской Империи в 1917-м году, а если копнуть глубже — то корни эти уходят в XIV век, когда усиление позиций и влияния Великого княжества Литовского, Русского и Жемойтского, окончательно раскололо Русь на Западную и Восточную.
Польша уже пожала все плоды, и сладкие, и горькие, того былого величия. Украина мается до сих пор. А Киев все дымится. Дай Бог, чтобы только тем костром близ Майдана дело кончилось. Сейчас главное — не допустить дальнейших столкновений и гражданской войны. На дворе все же XXI век."
Отсюда
"Впервые я побывал на Майдане в 16-летнем возрасте, в апреле 1991-го года, когда главный майдан Киева и всей Украины формально именовался еще площадью Октябрьской Революции.
Однако я к тому времени не раз уже слышал, что это место называют Майданом Незалежности, поскольку с 1989-го года здесь непрерывно бурлила политическая жизнь, проходили митинги Народного Руха и других сторонников независимости Украины и ее выхода из состава СССР.
Реальность в том далеком 1991-м году превзошла все ожидания провинциального юнца из промышленного донбасского города: Киев был величественно красив, а площадь Революции уже была Майданом как мы его знаем теперь. Здесь толпились люди, колоритные дядьки в бандеровской униформе раздавали газеты и листовки такого содержания, за которое еще несколько лет назад давали как минимум "двушечку", с лотков шла бойкая торговля жовто-блакитной атрибутикой, трезубцями и прочей символикой незалежной Украины.
Когда я по возвращении в Краматорск подарил один жовто-блакитный значок с трезубцем своей старенькой учительнице украинского языка (разумеется, я учился в русской школе, в нашем 120-тысячном городе не было ни одной украинской школы), она прослезилась. Дождалыся! Дождались, значит, щирые (настоящие) украинцы ветра перемен и свежего запаха свободы. Вот только кто мог знать тогда, что этот запах спустя 23 года обернется вонью горящих шин на улице Грушевского, "коктейлями Молотова", летящими в спецназ и смрадом кострищ, окутавших средневековым дымом центр великого древнего города?
То, о чем я рассказываю, имеет прямое отношение к происходящим сейчас в Киеве событиям, к бунту западэнцев, как я для себя это называю, имея на то веские основания. Моя старенькая добрая учительница украинского языка изо всех сил пыталась привить восточным русским украинцам Донбасса если не любовь к украинскому языку и украинской культуре, то хотя бы уважение. Кажется, кроме меня, никто в классе всерьез не воспринимал эту учительницу и ее предмет.
А вот мне было интересно. Все-таки я на четверть украинец (еще на четверть русский, а наполовину латыш). Я родился на Украине, прожил в Донбассе 16 лет (прежде, чем в августе того же 1991-го года мы переехали наконец в Латвию), изъездил Украину вдоль и поперек, был на западе, на юге и в Киеве, колыбели русской государственности, я видел самых разных людей — и удивлялся тому, насколько отличаются от моего язык, на котором они говорят, их культура, традиции и политические взгляды.
Я, как и большинство городских жителей Донбасса, считал себя гражданином СССР, а не Украины. Наш уголь, наши доблестные заводы, их продукция — то, чем мы жили — было неотъемлемой частью Советского Союза, могучего и неделимого. Совсем другое я увидел на Западе Украины еще в 1989 году. Недельная школьная экскурсия в Тернополь, нынешний оплот самого крайнего и нетерпимого украинского национализма, и во Львов произвела на меня сильное впечатление. Мой литературный украинский в тернопольском троллейбусе (старенькая "Шкода", как в Риге) произвел на окружающих такое же впечатление, как если бы я говорил на мордорском. Уж лучше бы обратился на русском — клятого москаля и так ведь издалека видать. Это запомнилось на всю жизнь. И впоследствии я не раз удивлялся — как западные украинцы уживутся с восточными в одном государстве?
Как — мы видим сейчас в Киеве. Если Львов и Тернополь в 1989-м году, как впрочем, и Рига, в которой я к тому времени бывал уже не раз, производили впечатление иностранных, но вполне себе провинциальных городов, то Киев образца 1991-го года выглядел поистине стольным градом. Но при этом не был похож ни на Москву с ее Арбатом и "муляжами Святой Руси за полчаса", как пел Гребенщиков, ни на сырой голландский Ленинград с Невским проспектом и окрестностями.
А вот Киев… Владимирская горка, Крещатик, Киево-Печерская Лавра, Днепр широкий, и, конечно, Майдан — это выглядело для меня Древним Римом, несмотря на сталинский ампир Крещатика и прилегающих улиц. Здесь была демократия, свобода, разные религии, святость, дремлющее древнее величие. На улицах были слышны десятки говоров и акцентов русско-украинского. Здесь коммунисты хватали за грудки бандеровцев. Однако жовто-блакитний, как в армреслинге, медленно побеждал красного. Здесь не на шутку дрались в церквах — кому какая принадлежит? — и православные вместе с униатами гонялись с палками за "Белым братством" и прочими сектантами. Да в каком еще городе Советского Союза могло быть нечто подобное?!! Напомню — на дворе весна 1991-го года и до официального распада СССР еще полгода.
И вот тогда, в том солнечном, весеннем, пробуждающемся Киеве я понял, что скоро не будет мира и благодати на Украине, не будет согласия между Западом и Востоком, а вечной ареной этого противостояния станет Киев, за который борьба шла на протяжении веков. Западную Русь, имеющую богатейшие традиции вначале Великого княжества Литовского и Русского, затем Речи Посполитой, а потом, в значительной части, немецкой Австро-Венгрии, будет неудержимо тянуть в Европу, какой бы она ни была — только бы не с москалями.
Как мы видим, ненависть к москалям пересилила даже ненависть к клятiм ляхам, полякам. Анекдоты про бандеровцев и схроны с оружием перестали быть анекдотами. Внуки и правнуки 150 тысяч убитых в столкновениях с войсками НКВД в период 1944-1953 гг. воинов УПА/ОУН и ста тысяч брошенных в лагеря, никогда не забудут тех, против кого воевали их деды. Многие на Украине считают, что эти жертвы были не напрасны. В местах ожесточенного сопротивления советской власти не было проведено масштабной коллективизации, не было голода, от которого после войны страдал разоренный Восток (в 1949-м на товарняках с Востока тысячи людей ехали на Захiд за хлебом).
Получается, 250 тысяч мужчин Западной Украины заплатили своими жизнями и своей судьбой за то, чтобы не тронули их баб и детей. Эти дети ничего не забыли, они выросли, родили своих детей, а те своих, которые сейчас строят баррикады в Киеве.
Зачем строят? Чего добиваются? С одной стороны, их ненависть к нынешней власти и лично к Януковичу понятна: очередной восточный олигарх дорвался до власти и творит беспредел в экономике и политике. С другой стороны, эти массовые волнения имеют все черты внешне иррационального бунта (все мои родственники и знакомые в Киеве говорят, что хоть Янукович и бандит, но лидеры оппозиции — еще хуже), но при этом — тщательно подготовленного восстания. Кем проплаченного? Люди в Киеве всерьез полагают, что американцами через некоторых олигархов, медийные холдинги, "общественные организации" и т.д. Потому что Европе Украина не нужна, там и без нее тесно.
Увы, Украина унаследовала от Речи Посполитой худшие традиции шляхетских вольностей, то есть в переводе на современный язык, "парламентской демократии", когда любой феодал, собрав сабли и оплатив бойцам хлиб та горилку, мог созвать Конфедерацию и объявлять войну королю. Ничего не изменилось на Украине за сотни лет. Нынешние либералы напрасно умиляются украинской демократии, очевидно, они просто плохо знают историю. Противоречия между Западом и Востоком непримиримы.
Проблема в том, что нет сейчас на Украине сильной личности, фигуры, способной хотя бы ко временному замирению сторон. Вхождение Украины в ЕС означает крах ее промышленного производства. Восток никогда не пойдет на это. Если сейчас скинут Януковича, выберут Кличко президентом, а тот поведет Украину в светлое будущее, то есть в ЕС, то через несколько лет мы увидим на Майдане совсем другие лица, и уверяю вас, нынешние студенты, кидающиеся коктейлями Молотова в "Беркут", покажутся заигравшимимся детсадовцами по сравнению с угрюмыми пролетариями Востока.
Кстати, не стоит чересчур возбуждаться, наблюдая за телевизионными картинками из Киева. В самом городе спокойно. Бунт касается только небольшой части в центре. Большинству жителей Киева до ужаса надоели понаехавшие манифестанты и смрадные костры над столицей. К сожалению, ситуация патовая, и пока выхода из нее не видно. Народу осточертели обе стороны конфликта, дерущиеся за власть. Вот только жаль тех, кто играет роль пешек и разменной монеты в чужой игре. Раскол в обществе очевиден даже в быту. Коллеги на работе предпочитают не разговаривать друг с другом, чтобы не разругаться из-за Юлии Тимошенко или действий "Беркута".
Стороннему наблюдателю важно понять про Украину одну вещь. Нынешняя эскалация конфликта имеет очень давние корни. Это последствия почти непрерывной гражданской войны, идущей на Украине после распада Российской Империи в 1917-м году, а если копнуть глубже — то корни эти уходят в XIV век, когда усиление позиций и влияния Великого княжества Литовского, Русского и Жемойтского, окончательно раскололо Русь на Западную и Восточную.
Польша уже пожала все плоды, и сладкие, и горькие, того былого величия. Украина мается до сих пор. А Киев все дымится. Дай Бог, чтобы только тем костром близ Майдана дело кончилось. Сейчас главное — не допустить дальнейших столкновений и гражданской войны. На дворе все же XXI век."
Отсюда
Комментариев нет: