Голландцы перенесли «Украинский Хеллоуин» на декабрь. Владимир Корнилов
Вопрос об ассоциативном членстве Украины в ЕС стал одним из главных инструментов политической борьбы внутри Нидерландов. Амстердам может лишить Киев вожделенного членства, а украинскую власть – главного аргумента оставаться таковой
Вот уже год голландцы откладывают решение по судьбе Соглашения о евроассоциации Украины. Аккурат год назад, в ноябре 2015-го, Порошенко радостно сообщил доверчивой украинской публике: «Теперь ассоциацию с нами ратифицировали все государства. Слава Украине!» Скрыв от нее тот факт, что еще оставалось одно государство, отложившее решение сего вопроса до неожиданно возникшего референдума по данному Соглашению.
Как известно, большинство голландских избирателей (61%) на референдуме, состоявшемся в апреле текущего года, высказалось против ратификации Нидерландами этого злополучного Соглашения, с которого начались майданы, войны и кровь на Украине. Еще за день до опроса премьер-министр страны Марк Рютте заверил, что в случае, если явка дотянет до необходимого 30%-го порога и большинство выскажется «против» Соглашения, Нидерланды не смогут этот документ ратифицировать. Явка дотянула, большинство высказалось, но сразу же после этого началось откровенное политическое «шаманство» — официальная Гаага начала искать все возможные и невозможные пути для обхода волеизъявления народа.
Голландские выборы подвели Киев
Никто особо не сомневается, что пройди этот референдум на год раньше или на год позже, и Рютте, не колеблясь, отверг бы его результаты и подписал бы Соглашение, несмотря ни на что. Но беда для него, для Брюсселя и официального Киева заключалась в том, что 2016 год является годом предвыборным. 15 марта следующего года в Нидерландах состоятся парламентские выборы. Как сообщала Ukraina.ru, до 60% избирателей партии самого Рютте (Партия за свободу и демократию — VVD) голосовали против Соглашения с Украиной. Проигнорировать их голоса в условиях падения собственных рейтингов Рютте никак не мог. Опросы, проведенные летом этого года, показывали, что партия голландского премьера может потерять половину своих мест в парламенте (с нынешних 41 до 21). Наплевав на собственного же избирателя, Рютте мог еще больше снизить свои показатели.
Поэтому он попросту начал тянуть время. Придумывая новые и новые предлоги. Сразу по горячим следам после референдума премьер заявил, что, несмотря на требование голландского закона о референдуме незамедлительно после него принять решение по его итогам, он не хочет подыгрывать британским евроскептикам перед референдумом по Брекситу. Британский референдум в июне прошел, но правительство Нидерландов никакого решения не вынесло. Ближе к осени оппозиция поняла, что тактика Рютте сводится к затягиванию времени вплоть до марта 2017 г. После выборов можно будет уже не стесняться игнорирования собственных избирателей, да и не факт, что Рютте останется премьером по итогам голосования.
Поняв, что тему референдума можно использовать для ослабления позиций VVD, неожиданно для многих самыми активными политиками, требующими немедленного отказа от ратификации Соглашения, стали лидеры партий, выступавших в апреле самыми активными агитаторами за него — партии Демократы-66 (D66) и Христианско-демократический призыв (CDA).
Именно эти партии активно борются за электорат Рютте, а потому именно они пытаются заставить премьера принять еще до выборов решение, которое в любом случае будет для него невыгодным — в случае ратификации Соглашения он отторгнет часть своего электората, в случае отказа от ратификации он вступит в открытый конфликт с Евросоюзом.
В итоге парламент проголосовал за определение дедлайна для Рютте — тот был обязан вынести окончательный вердикт по итогам референдума к 1 ноября. То есть 31 октября, аккурат в день Хеллоуина, премьер обязан был хоть что-то заявить. И судя по паническим заявлениям самого Рютте, этот день должен был стать «политическим Хеллоуином» для украинских евроинтеграторов — глава правительства Нидерландов несколько раз высказался, что «скорее всего» он не ратифицирует Соглашение.
Проблема для Рютте заключалась еще в том, что правящая коалиция не контролирует большинство в Сенате — высшей палате парламента. Единая позиция партий, не входящих в коалицию, лишала его шанса на поддержку ратификации. Ему необходима была дополнительная поддержка, как минимум, представителей тех самых D66 и CDA. И в самый последний момент он ее получил! Правда, добился пока что очередного затягивания времени.
Уже близко, еще чуть-чуть
31 октября Рютте и его министр иностранных дел Берт Кундерс направили официальное письмо в парламент, в котором заявили, что они уже близки к решению «украинской» проблемы. В российских и украинских СМИ ходят разные трактовки этого заявления и делаются различные выводы. Поясню, что правительство Нидерландов по-прежнему считает, что по итогам референдума оно не может просто так взять да ратифицировать Соглашение Украина-ЕС.
Многие СМИ написали, что Рютте заявил о необходимости принять некую «декларацию», хотя сам он этого слова не произносил. Понятие «декларация» подразумевает что-то необязательное, некое намерение и не более того. В письме же неоднократно подчеркивается необходимость принятия «юридически обязательного решения» о невступлении Украины в Евросоюз, о невыделении ей дополнительной финансовой и военной помощи, а также о запрете на свободное перемещение украинской рабочей силы в ЕС. Еще раз подчеркну: речь идет о «юридически обязательном» документе, а не просто о декларации намерений.
Рютте пообещал парламентариям, что такое решение должно быть найдено к заседанию Европейского Совета, которое состоится 15-16 декабря. И дал понять, что в случае, если решение все-таки не будет найдено, Гаага откажется от ратификации. При этом в своем Фейсбуке голландский премьер заявил, что его «международные контакты» выявили стремление всех сторон к принятию предложения его правительства.
Итак, все, чего добился Рютте — это еще полтора месяца для затягивания времени. Против этого не стали возражать D66 и CDA, уже столкнувшись с проблемами в данной связи. Общественное движение GeenPeil, ставшее одним из основных организаторов «украинского» референдума, сразу же объявило о начале «весеннего наступления» против тех партии, которые откажутся имплементировать результаты референдума, и начало сбор средств для этой целенаправленной кампании. Организация «Форум за демократию» (другой инициатор опроса) заявила, что обжаловала решение правительства в суде — заседание Окружного суда Гааги по этому поводу уже намечено на 13 января. Так что прессинг на «отказников» от результатов референдума со стороны общественных структур осуществляется неслабый.
При этом надо понять, что оппозиционные партии, согласившиеся на предложение Рютте, тоже продолжают играть в свою игру. Затяжка времени до середины декабря приближает этот момент еще ближе к выборам, а значит, может быть использована против правящей партии еще более эффективно. Никто пока не знает, как будет выглядеть «юридически обязательный документ», на принятии которого настаивает Рютте, однако не факт, что с его содержанием и форматом согласятся все те, кто сейчас поддержал премьера.
«Мы дали ему время. Теперь мы тихо ждем», — заявил лидер фракции CDA в Сенате Элко Бринкман. Но ни один из представителей оппозиции не спрогнозировал, поддержат ли они будущее «обязательное решение», принятое на уровне Евросовета, и будут ли голосовать, в случае его принятия, за ратификацию. Таким образом, все стороны оставили себе пространство для маневра в декабре. Почти наверняка этот маневр будет связан не столько с решением «украинской» проблемы в Брюсселе, сколько с внутриполитическими раскладами и рейтингами партий на старте официальной избирательной кампании.
И в данной ситуации Киев, который надувает щеки и постоянно рассказывает, что «это не проблема Украины, а проблема Европы», может столкнуться с неприятной для себя ситуацией.
Ясно, что власть, ставшая таковой на несбыточных лозунгах «евроинтеграции», не может подписать никакой договор, в котором было бы однозначно сказано, что Украина ни в каком виде и никогда не станет членом Евросоюза. А более аморфный документ, не содержащий подобных гарантий, может не устроить основных соперников Рютте на выборах. И чем ближе будет приближаться день голосования, тем несговорчивее будут его оппоненты.
Так что «политический Хеллоуин» для нынешней украинской власти вновь отодвинут голландскими политиками. Но это вовсе не значит, что он не наступит.
Комментариев нет: