Самолеты страны советов
В 1979 году на прилавках советских магазинов игрушек вдруг
появилось большое количество разнообразных сборных моделей самолетов,
совершенно не похожих на нашу авиатехнику.
Самолеты эти имели очень странные названия: «Индекс 157», «Индекс 170», «Индекс 204», «Индекс 363» и т.д. Никакой другой информации о них ни на коробках, ни на инструкциях по сборке не было.
Тогда я купил, склеил и поставил на полку модель довольно большого реактивного самолета с треугольным крылом, на коробке которого значилось, что это «Индекс 408». Потом, сравнивая очертания модели с фотографиями в изданном под грифом ДСП справочнике по зарубежной авиации, который мне дали почитать на пару дней, я опознал машину, а заодно и многие другие «индексы». А еще позже, уже во времена «гласности», выяснилась причина «маскарада». И она оказалась столь же идиотской, как и почти всё, что происходило в брежневском СССР.
В 1978 году советская экспортно-импортная контора «Новоэкспорт» закупила у английской фирмы «Фрог» большую партию оборудования для производства пластмассовых сборных моделей, в том числе — прессформы для отливки наборов заготовок более сотни различных моделей самолетов и примерно десятка кораблей. В те времена коллекционирование таких моделей было очень популярным хобби, но в СССР они пребывали в постоянном дефиците. Массовым выбросом на прилавки «экс-фроговских» моделей проблему дефицита, хотя бы в этом сегменте рынка, надеялись решить.
Однако тут же всплыл «щекотливый» нюанс: почти все модели «Фрога» воспроизводили западную технику, прежде всего — английскую и американскую. И кто-то из высокопоставленных капээсэсовских функционеров, с запозданием узнав о сделке, возмутился: «Как же так?! Советские дети будут собирать модели самолетов и боевых кораблей агрессивного блока НАТО! Это неслыханно! Это идеологическая диверсия! Нельзя пропагандировать вражескую военную технику, а тем более — среди молодежи!»
Как ни странно, это возмущение нашло поддержку в партийных верхах. Очевидно, там всерьез считали, что подросток, склеивший модель английского, американского или французского самолета, тут же превратится в антисоветчика.
Между тем, деньги за прессформы были уплачены, и деньги немалые, в валюте, отменять сделку было поздно. Тогда нашли «соломоново» решение: модели все-таки пустить в продажу, но «анонимно», без указания их прототипов, размещая на невзрачных коробках просто некие абстрактные индексы, либо указывая функциональное назначение машины — «истребитель», «бомбардировщик», «разведчик» и т.п.
И надо сказать, что в условиях «железного занавеса» и контроля над информацией это отчасти сработало. Большинство людей, покупавших и собиравших модели в СССР на закате брежневской эпохи, не знали, что они собирают!
Самое потрясающее, что в «безымянном» оформлении выпускались даже модели пассажирских лайнеров и самолетов 20-30 годов прошлого века, а также — времен Второй мировой войны. Можно только гадать, какую «идеологическую диверсию» углядели советские чиновные дебилы в старинных «Спитфайрах», «Мустангах», «Хэллкетах» или в самолете «Бристоль-138», который в 1936 году установил мировой рекорд высоты.
При этом часть моделей выпускалась в экспортном исполнении, для продажи за рубеж. Они оформлялись совсем по-другому: их паковали в яркие, красочные коробки с надписями на английском и непременным указанием — какой именно самолет воспроизводит данная модель.
Вдобавок, в коробки помещали наборы декалей (переводных картинок) с опознавательными знаками и другими эмблемами, которые должны были наноситься на модель после сборки. В моделях «для внутреннего потребления» их не было. А на нижней стороне коробок, которые в «советском» варианте представляли собой простую картонку, у экспортных моделей печатали красивые цветные инструкции по окраске и размещению декалей.
Любопытно, что модели для внутреннего и внешнего рынка делали и упаковывали на одних и тех же заводах и в одних и тех же цехах. Разумеется, экспортные модели активно разворовывались, а потом «всплывали» на черном рынке, где их продавали из-под полы по ценам, в 5-10 раз превышавшим магазинные цены их «советских» аналогов. Порой воровали и продавали только коробки и декали, так как саму «пластмассу» можно было купить в любом «Детском мире».
По-моему, в этой абсурдистской истории с моделями, продолжавшейся вплоть до конца 80-х, как в маленькой капле воды отразился большой маразм и лицемерие позднесоветской идеологической системы. Такая система рано или поздно должна была рухнуть.
Самолеты эти имели очень странные названия: «Индекс 157», «Индекс 170», «Индекс 204», «Индекс 363» и т.д. Никакой другой информации о них ни на коробках, ни на инструкциях по сборке не было.
Тогда я купил, склеил и поставил на полку модель довольно большого реактивного самолета с треугольным крылом, на коробке которого значилось, что это «Индекс 408». Потом, сравнивая очертания модели с фотографиями в изданном под грифом ДСП справочнике по зарубежной авиации, который мне дали почитать на пару дней, я опознал машину, а заодно и многие другие «индексы». А еще позже, уже во времена «гласности», выяснилась причина «маскарада». И она оказалась столь же идиотской, как и почти всё, что происходило в брежневском СССР.
В 1978 году советская экспортно-импортная контора «Новоэкспорт» закупила у английской фирмы «Фрог» большую партию оборудования для производства пластмассовых сборных моделей, в том числе — прессформы для отливки наборов заготовок более сотни различных моделей самолетов и примерно десятка кораблей. В те времена коллекционирование таких моделей было очень популярным хобби, но в СССР они пребывали в постоянном дефиците. Массовым выбросом на прилавки «экс-фроговских» моделей проблему дефицита, хотя бы в этом сегменте рынка, надеялись решить.
Однако тут же всплыл «щекотливый» нюанс: почти все модели «Фрога» воспроизводили западную технику, прежде всего — английскую и американскую. И кто-то из высокопоставленных капээсэсовских функционеров, с запозданием узнав о сделке, возмутился: «Как же так?! Советские дети будут собирать модели самолетов и боевых кораблей агрессивного блока НАТО! Это неслыханно! Это идеологическая диверсия! Нельзя пропагандировать вражескую военную технику, а тем более — среди молодежи!»
Как ни странно, это возмущение нашло поддержку в партийных верхах. Очевидно, там всерьез считали, что подросток, склеивший модель английского, американского или французского самолета, тут же превратится в антисоветчика.
Между тем, деньги за прессформы были уплачены, и деньги немалые, в валюте, отменять сделку было поздно. Тогда нашли «соломоново» решение: модели все-таки пустить в продажу, но «анонимно», без указания их прототипов, размещая на невзрачных коробках просто некие абстрактные индексы, либо указывая функциональное назначение машины — «истребитель», «бомбардировщик», «разведчик» и т.п.
И надо сказать, что в условиях «железного занавеса» и контроля над информацией это отчасти сработало. Большинство людей, покупавших и собиравших модели в СССР на закате брежневской эпохи, не знали, что они собирают!
Самое потрясающее, что в «безымянном» оформлении выпускались даже модели пассажирских лайнеров и самолетов 20-30 годов прошлого века, а также — времен Второй мировой войны. Можно только гадать, какую «идеологическую диверсию» углядели советские чиновные дебилы в старинных «Спитфайрах», «Мустангах», «Хэллкетах» или в самолете «Бристоль-138», который в 1936 году установил мировой рекорд высоты.
При этом часть моделей выпускалась в экспортном исполнении, для продажи за рубеж. Они оформлялись совсем по-другому: их паковали в яркие, красочные коробки с надписями на английском и непременным указанием — какой именно самолет воспроизводит данная модель.
Вдобавок, в коробки помещали наборы декалей (переводных картинок) с опознавательными знаками и другими эмблемами, которые должны были наноситься на модель после сборки. В моделях «для внутреннего потребления» их не было. А на нижней стороне коробок, которые в «советском» варианте представляли собой простую картонку, у экспортных моделей печатали красивые цветные инструкции по окраске и размещению декалей.
Любопытно, что модели для внутреннего и внешнего рынка делали и упаковывали на одних и тех же заводах и в одних и тех же цехах. Разумеется, экспортные модели активно разворовывались, а потом «всплывали» на черном рынке, где их продавали из-под полы по ценам, в 5-10 раз превышавшим магазинные цены их «советских» аналогов. Порой воровали и продавали только коробки и декали, так как саму «пластмассу» можно было купить в любом «Детском мире».
По-моему, в этой абсурдистской истории с моделями, продолжавшейся вплоть до конца 80-х, как в маленькой капле воды отразился большой маразм и лицемерие позднесоветской идеологической системы. Такая система рано или поздно должна была рухнуть.
vikond65
Комментариев нет: