Как выживают харьковчане
Материал ниже написан живущей в городе журналисткой, а потому в нем не
будет ничего о том, как живут пенсионеры, матери-одиночки, инвалиды или
просто безработные - а это более половины населения города. Наоборот, Оксана старается оставаться оптимистом - "дорожающей секонд-хэнд дает шанс отечественным швейникам" и тэ дэ. В общем, сделайте поправку на "погоду в доме":
Средняя зарплата жителей нашего города не дотягивает до 5 тысяч гривен в месяц. При этом от 25 до 50 % доходов приходится отдавать за коммуналку. Людям не хватает на самое необходимое – еду и одежду. Мы решили узнать, как горожане экономят. Выяснилось, что в мастерских по ремонту обуви сегодня нет отбоя от клиентов. А вот химчистки, прачечные и секонд-хенды переживают не лучшие времена.
Если сравнивать с 2013-м, то работы увеличилось вдвое, констатирует мастер Олег, который ремонтирует обувь харьковчан почти 20 лет. Сейчас в день приносят до 10 пар: осень и зима у обувщиков – самый горячий период.
«У людей нет денег на новые сапоги и туфли, и то, что раньше, не задумываясь выбрасывали, теперь несут в починку. Много бедных заказчиков просят отремонтировать даже тапочки. К обуви бережнее стали относиться и люди среднего достатка, и состоятельные клиенты», – делится наблюдениями мастер.
Несмотря на подорожавшие расходные материалы, прейскурант за услуги Олег не пересматривал уже 1,5 года. Называя цену, он внимательно присматривается к клиенту – бывают и те, кому не из чего оплатить ремонт.
«Рядом детдом, им вообще бесплатно чинил обувь – и детям, и воспитателям. Или бабушка принесет одинокая – что с них брать», – вздыхает мастер.
В ателье, где мастерицы занимаются починкой одежды, отмечают: у них количество клиентов значительно уменьшилось. Харьковчане все чаще сами латают износившуюся одежду, а не обращаются к профессионалам. Если осенью 2013 года в день было до 30 клиентов, и приемщица едва успевала выписывать накладные и выдавать готовые вещи, то теперь работы убавилось в три раза, отмечает сотрудник и по совместимости бухгалтер ателье по починке одежды Лилия.
«Осенью 2008 года – это не кризис был, а скачок доллара. Глядя на вещи, которые сегодня несут в починку, складывается впечатление, что люди подоставали из шкафов то, что носили 20-30 лет назад. Это по фасонам заметно, особенно дубленок. Сейчас активно подшивают шубы и пальто к зиме. А еще часто приносят в починку протертые джинсы – мы ставим латку. Это стоит от 36 до 48 гривен, в зависимости от величины дырки. Бывает брюки такие, что ими впору полы мыть, но новые купить людям не по карману», – объясняет Лилия.
Среди клиентов ателье немало курсантов – парни массово ушивают военную форму, которая на несколько размеров больше владельца.
«Зауживают рубашки, брюки и зимние куртки – в основном ребята все худенькие, а форму им выдают большую», – рассказывает сотрудница ателье.
А вот пальто уже не перелицовывают, хотя еще 15 лет назад такой заказ никого не удивил бы. Во-первых, это очень дорого, проще купить новое, а во-вторых, драп и кашемир, из которых сейчас шьют верхнюю одежду, дольше трех лет не «живет».
«Зато часто приносят в химчистку новые пальто из отличной итальянской шерсти, купленные в секонд-хенде – просто, чтобы от запаха избавиться», – отметила Лилия.
Вопреки ожиданиям, что раз покупка новой одежды не по карману, значит будут беречь старую, в химчистках и прачечных клиентского бума не случилось. Импортные моющие средства подорожали, вслед за ними возросла и стоимость услуг.
«Мы стараемся не шокировать людей ценами, но все равно немало клиентов почитают прейскурант химчистки и уходят – дорого. Мы очень рассчитывали на эту осень, думали, что от клиентов традиционно не будет отбоя – с сентября по ноябрь многие готовят верхнюю одежду к зиме, кто-то в авральном ритме чистит пальто. Но сейчас люди стараются стирать дома не только обычные куртки, а и пуховики – экономят», – рассказывает менеджер Елена.
Заказов на химическую чистку мебели и уборку квартир не уменьшилось, хотя импортная «химия», привязанная к валюте, подскочила в цене. А вместе с нею и услуги – в ущерб же работать не будешь. Но теперь большинство клиентов у чистильщиков – не харьковчане, а переселенцы из оккупированного Донбасса, которые не позволили обвалиться этому сегменту рынка.
«Рынок во многом держится благодаря им. Переселенцы арендуют жилье и в съемной квартире первым делом просят продезинфицировать спальню и ковры. А харьковчане, которые до 2014 года чистили матрасы и диваны дважды за год, теперь к нам обращаются раз в полтора года», – рассказал владелец выездной химчистки Андрей.
Многолюдная очередь перед секонд-хендом в дни завоза – явление распространенное. Туда отправляются, чтобы одеться за малые деньги либо «на охоту» за вещами известных брендов. После того, как подавляющее большинство жителей Украины оказались у черты бедности, среди клиентов секонда можно встретить любого – учителя, врача, банковского сотрудника, правоохранителя и военных. Последние, не дожидаясь милости от страны, с первых дней войны одевались в таких магазинах, покупая форму армий всего мира.
Среди завсегдатаев секонда много матерей – ребята растут быстро, обновлять гардероб приходится часто. Да и найти детские вещи в хорошем состоянии здесь не проблема.
«Когда летом я обнаружила, что сын перерос абсолютно все вещи, расстроилась: несколько новых футболок, маек и шортов на рынке, даже очень скромных, тянули не меньше, чем на полтысячи гривен. Подруга пригласила в секонд – и там я одела ребенка, вложившись в полторы сотни гривен. А позже, в этом же магазине, нашла белоснежную рубашку от Christian Dior, пиджак из букле от Chanel и кашемировое пальто. Все новое, с девственными бирками и ценниками, брала на вес, обошлось считай даром», – хвастается Наталья Смирнова.
Покупают все, что имеет ценность и товарный вид, подтверждает директор департамента категорийного менеджмента одной из сетей магазинов секонд-хенд Иван Халецкий. Если вещь выставили за 250 гривен, а человек готов заплатить 100, он будет дожидаться своей цены.
«Но за последние два с половиной года объем продаж в магазинах секонд-хенда уменьшился. Товар приобретают за границей в валюте, а ее курс постоянно меняется. Из-за этого растет и цена на вещи. Если до 2014 года любой предмет в секонд-хенде, одежда, обувь, постельное белье или игрушка, был дешевле, чем подобный украинского производителя и аналогичный новый от европейских брендов, то сейчас ситуация изменилась», – отмечает Халецкий.
Покупатели все еще гоняются за известными марками, но нередко, выбирая между, к примеру, ношенной футболкой из секонда и новой от украинского производителя, проголосуют гривной за последнюю. А это значит, что у отечественной «швейки» есть шанс отвоевать рынок.
Экономический кризис в разы уменьшил число покупателей в магазинах электроники и бытовой техники, и во столько же увеличил желающих отремонтировать старые холодильники, телевизоры и утюги.
«Приносят самую разную технику, но не всю ее можно восстановить. Деталей на советский холодильник уже точно не найдешь, разве что на барахолке. И то нет гарантии, что после ремонта агрегат долго будет работать – это тот самый случай, когда лучше купить новый. Импортную технику восстанавливаем практически всю, но детали на нее тоже подорожали. Починить телевизор обойдется в 30-40 % от стоимости нового», – подчеркивает мастер по ремонту бытовой техники Алексей.
Не спешите избавляться от стиральных машинок, которым 10 лет, советует мастер по ремонту стиральных машинок Сергей. Те, что делали в нулевых, имеют больший запас прочности, чем новые.
«Как правило, старые машинки делали и собирали в странах ЕС – Италии, Венгрии, Германии, а сейчас их производят либо в России, либо в Китае, некоторые – в Украине. Качество бытовой техники заметно упало за последние 5 лет», – отметил Сергей.
В случае если техника сломалась, а денег на покупку новой в магазине не хватает, харьковчан выручают ломбарды, где относительно новый ноутбук, утюг и даже плазменный телевизор можно купить за полцены.
Средняя зарплата жителей нашего города не дотягивает до 5 тысяч гривен в месяц. При этом от 25 до 50 % доходов приходится отдавать за коммуналку. Людям не хватает на самое необходимое – еду и одежду. Мы решили узнать, как горожане экономят. Выяснилось, что в мастерских по ремонту обуви сегодня нет отбоя от клиентов. А вот химчистки, прачечные и секонд-хенды переживают не лучшие времена.
Достали вещи, которые носили 20 лет назад
Если сравнивать с 2013-м, то работы увеличилось вдвое, констатирует мастер Олег, который ремонтирует обувь харьковчан почти 20 лет. Сейчас в день приносят до 10 пар: осень и зима у обувщиков – самый горячий период.
«У людей нет денег на новые сапоги и туфли, и то, что раньше, не задумываясь выбрасывали, теперь несут в починку. Много бедных заказчиков просят отремонтировать даже тапочки. К обуви бережнее стали относиться и люди среднего достатка, и состоятельные клиенты», – делится наблюдениями мастер.
Несмотря на подорожавшие расходные материалы, прейскурант за услуги Олег не пересматривал уже 1,5 года. Называя цену, он внимательно присматривается к клиенту – бывают и те, кому не из чего оплатить ремонт.
«Рядом детдом, им вообще бесплатно чинил обувь – и детям, и воспитателям. Или бабушка принесет одинокая – что с них брать», – вздыхает мастер.
В ателье, где мастерицы занимаются починкой одежды, отмечают: у них количество клиентов значительно уменьшилось. Харьковчане все чаще сами латают износившуюся одежду, а не обращаются к профессионалам. Если осенью 2013 года в день было до 30 клиентов, и приемщица едва успевала выписывать накладные и выдавать готовые вещи, то теперь работы убавилось в три раза, отмечает сотрудник и по совместимости бухгалтер ателье по починке одежды Лилия.
«Осенью 2008 года – это не кризис был, а скачок доллара. Глядя на вещи, которые сегодня несут в починку, складывается впечатление, что люди подоставали из шкафов то, что носили 20-30 лет назад. Это по фасонам заметно, особенно дубленок. Сейчас активно подшивают шубы и пальто к зиме. А еще часто приносят в починку протертые джинсы – мы ставим латку. Это стоит от 36 до 48 гривен, в зависимости от величины дырки. Бывает брюки такие, что ими впору полы мыть, но новые купить людям не по карману», – объясняет Лилия.
Среди клиентов ателье немало курсантов – парни массово ушивают военную форму, которая на несколько размеров больше владельца.
«Зауживают рубашки, брюки и зимние куртки – в основном ребята все худенькие, а форму им выдают большую», – рассказывает сотрудница ателье.
А вот пальто уже не перелицовывают, хотя еще 15 лет назад такой заказ никого не удивил бы. Во-первых, это очень дорого, проще купить новое, а во-вторых, драп и кашемир, из которых сейчас шьют верхнюю одежду, дольше трех лет не «живет».
«Зато часто приносят в химчистку новые пальто из отличной итальянской шерсти, купленные в секонд-хенде – просто, чтобы от запаха избавиться», – отметила Лилия.
Чистку диванов заказывают переселенцы
Вопреки ожиданиям, что раз покупка новой одежды не по карману, значит будут беречь старую, в химчистках и прачечных клиентского бума не случилось. Импортные моющие средства подорожали, вслед за ними возросла и стоимость услуг.
«Мы стараемся не шокировать людей ценами, но все равно немало клиентов почитают прейскурант химчистки и уходят – дорого. Мы очень рассчитывали на эту осень, думали, что от клиентов традиционно не будет отбоя – с сентября по ноябрь многие готовят верхнюю одежду к зиме, кто-то в авральном ритме чистит пальто. Но сейчас люди стараются стирать дома не только обычные куртки, а и пуховики – экономят», – рассказывает менеджер Елена.
Заказов на химическую чистку мебели и уборку квартир не уменьшилось, хотя импортная «химия», привязанная к валюте, подскочила в цене. А вместе с нею и услуги – в ущерб же работать не будешь. Но теперь большинство клиентов у чистильщиков – не харьковчане, а переселенцы из оккупированного Донбасса, которые не позволили обвалиться этому сегменту рынка.
«Рынок во многом держится благодаря им. Переселенцы арендуют жилье и в съемной квартире первым делом просят продезинфицировать спальню и ковры. А харьковчане, которые до 2014 года чистили матрасы и диваны дважды за год, теперь к нам обращаются раз в полтора года», – рассказал владелец выездной химчистки Андрей.
Цены в секонд-хендах подскочили
Многолюдная очередь перед секонд-хендом в дни завоза – явление распространенное. Туда отправляются, чтобы одеться за малые деньги либо «на охоту» за вещами известных брендов. После того, как подавляющее большинство жителей Украины оказались у черты бедности, среди клиентов секонда можно встретить любого – учителя, врача, банковского сотрудника, правоохранителя и военных. Последние, не дожидаясь милости от страны, с первых дней войны одевались в таких магазинах, покупая форму армий всего мира.
Среди завсегдатаев секонда много матерей – ребята растут быстро, обновлять гардероб приходится часто. Да и найти детские вещи в хорошем состоянии здесь не проблема.
«Когда летом я обнаружила, что сын перерос абсолютно все вещи, расстроилась: несколько новых футболок, маек и шортов на рынке, даже очень скромных, тянули не меньше, чем на полтысячи гривен. Подруга пригласила в секонд – и там я одела ребенка, вложившись в полторы сотни гривен. А позже, в этом же магазине, нашла белоснежную рубашку от Christian Dior, пиджак из букле от Chanel и кашемировое пальто. Все новое, с девственными бирками и ценниками, брала на вес, обошлось считай даром», – хвастается Наталья Смирнова.
Покупают все, что имеет ценность и товарный вид, подтверждает директор департамента категорийного менеджмента одной из сетей магазинов секонд-хенд Иван Халецкий. Если вещь выставили за 250 гривен, а человек готов заплатить 100, он будет дожидаться своей цены.
«Но за последние два с половиной года объем продаж в магазинах секонд-хенда уменьшился. Товар приобретают за границей в валюте, а ее курс постоянно меняется. Из-за этого растет и цена на вещи. Если до 2014 года любой предмет в секонд-хенде, одежда, обувь, постельное белье или игрушка, был дешевле, чем подобный украинского производителя и аналогичный новый от европейских брендов, то сейчас ситуация изменилась», – отмечает Халецкий.
Покупатели все еще гоняются за известными марками, но нередко, выбирая между, к примеру, ношенной футболкой из секонда и новой от украинского производителя, проголосуют гривной за последнюю. А это значит, что у отечественной «швейки» есть шанс отвоевать рынок.
Мастера советуют ремонтировать технику
Экономический кризис в разы уменьшил число покупателей в магазинах электроники и бытовой техники, и во столько же увеличил желающих отремонтировать старые холодильники, телевизоры и утюги.
«Приносят самую разную технику, но не всю ее можно восстановить. Деталей на советский холодильник уже точно не найдешь, разве что на барахолке. И то нет гарантии, что после ремонта агрегат долго будет работать – это тот самый случай, когда лучше купить новый. Импортную технику восстанавливаем практически всю, но детали на нее тоже подорожали. Починить телевизор обойдется в 30-40 % от стоимости нового», – подчеркивает мастер по ремонту бытовой техники Алексей.
Не спешите избавляться от стиральных машинок, которым 10 лет, советует мастер по ремонту стиральных машинок Сергей. Те, что делали в нулевых, имеют больший запас прочности, чем новые.
«Как правило, старые машинки делали и собирали в странах ЕС – Италии, Венгрии, Германии, а сейчас их производят либо в России, либо в Китае, некоторые – в Украине. Качество бытовой техники заметно упало за последние 5 лет», – отметил Сергей.
В случае если техника сломалась, а денег на покупку новой в магазине не хватает, харьковчан выручают ломбарды, где относительно новый ноутбук, утюг и даже плазменный телевизор можно купить за полцены.
Комментариев нет: