Путин указал путь — и услышал в ответ нытьё. Руслан Осташко

Недаром есть поговорка, что в России три главных традиционных промысла — «тульское литьё, гусь-хрустальное дутьё и московское нытьё». И действительно, количество московского нытья — оно какое-то запредельное даже по российским меркам.

Говорят, что у каждой страны есть свой любимый вид спорта или любимое занятие, которое показывает ее характер, отношение к жизни и так далее. Это не всегда так, но здравое зерно в таких наблюдениях бывает. Например, говорят, что настольная игра Го многое может рассказать о китайском способе мышления. К сожалению, иногда у меня возникает ощущение, что вот наш национальный спорт — это не хоккей, а спортивное нытье. Значительная часть наших сограждан пользуется любой возможностью поныть, а там, где такой возможности нет, они ее создают и тоже ноют. Не один я это заметил.

Главная причина нытья московской медийной и фейсбучной тусовки последних дней — это выступление Владимира Путина на питерском форуме, в котором Президент наконец-то обозначил образ будущего, к которому государственная власть будет стремиться. Можно считать 2 июня днем рождения «цифрового путинизма» — экономической и идеологической модели, которая предполагает развитие страны за счет приоритетного развития информационных технологий и их проникновения во все традиционные сферы производства, услуг и социальной сферы.

Стоило Путину сказать обо всем этом на ПМЭФе, так и началось: журналисты, политики и комментаторы в соцсетях соревнуются в остроумии, обсуждая, кто и сколько на этом всем попилит, как это всё бесполезно, как хорошо с этим всем в Америке и плохо в России. А дальше по вкусу – мол, без расстрелов или велодорожек, или гей-парадов, или Навального в президентском кресле никакой цифровой экономики не будет. Такое впечатление, что они начитались знаменитого прогноза ЦРУ из начала 2000-х, в котором Россия развалится и всё будет плохо, но никак не замечают, что Россия вполне жива, несмотря на все усилия врагов.

И вот сидят они такие на диванах и в офисах, строчат мемасики и ироничные статейки в соцсетях, и как бы говорят власти, что вот их, таких хороших и прекрасных, нужно непременно убедить в том, что всё будет хорошо и приятно — и именно так, как им нравится, а иначе они не захотят строить «цифровой путинизм».

То есть к власти есть самый настоящий запрос на массовое убеждение нытиков. А этого убеждения не будет. Это бесполезно. В российской истории было два случая успешной радикальной модернизации и преодоления вызовов, сравнимых с теми, которые нужно преодолеть сейчас. Это модернизация Петра и модернизация сталинской эпохи. В обоих случаях сопротивление общества и общественный скептицизм были огромными, но власть действовала не убеждением, а пряником и кнутом. В основном кнутом, если честно, но ведь сработало. Посмотрите на карту Родины. Отлично сработало!

В наши вегетарианские времена будет работать в основном пряник в виде вовлечения всех, кто хочет участвовать в модернизационном скачке, в государственные или окологосударственные проекты. Кто не захочет участвовать — сам себе злобный Буратино, никто заставлять не будет. Понятно, что всё это не относится к пенсионерам и тем, кого уже поздно переучивать на условного специалиста по БигДата. Всем остальным государство и социально-ответственный бизнес будут предоставлять образовательные и материальные ресурсы (то самое венчурное финансирование, о котором говорил Путин).

Но вот чего государство в принципе не может дать, так это мотивации. Если кому-то комфортно сидеть на диване и ныть, что всё в любом случае разворуют и ничего не получится, то тут вряд ли можно чем-то помочь. Можно разве посочувствовать будущему такого человека, или даже будущему целого региона, если его власти вдруг решат, что модернизация — это не про них. У нас под боком на глобусе есть страна, которая идет по этому пагубному пути, и их достижение заключается в том, что они недавно сделали рекордно большой бутерброд с салом в виде трезубца. Давайте не будем им уподобляться.

А еще у нас любят говорить, что власть в принципе не способна адаптироваться к цифровой экономике, что у нас слишком много запретов в интернете, и что у нас нет свободных судов, велодорожек и гей-парадов, а без этого ну никак нельзя.

Еще раз обращаюсь к опыту Украины и стран Балтии. Проведение гей-парадов и целование в десны с европейскими и американскими лидерами никак — вот вообще никак — не влияет на перспективы модернизации в целом и ай-ти сектора в частности. Думать иначе — значит проявлять самую тупую форму магического мышления.

Сторонникам копирования всего американского в плане общественной жизни я люблю приводить в пример Китай. Смотрите, даже руководитель Uber признает, что Пекин будет мировой столицей инноваций, и это при том, что интернет там совсем не свободен, это при том, что там никаких гей-парадов и никаких Навальных, и это при том, что по рейтингам любимой либералами Transparency International Китай — это ад с точки зрения свободы слова, коррупции и прав человека.

Так что давайте отучиваться от связки «модернизация невозможна без либералов-западников». Ещё как возможна. Впрочем, всё «огосударствливать» тоже не надо. Наиболее успешные и прорывные китайские ай-ти компании все-таки являются примерами частного капитала и частной инициативы, а государство им просто создало правильные условия.

Пару слов об условиях. Еще до того, как Президент выступил со своими программными тезисами на ПМЭФ, в Думе Вячеслав Володин заранее создал экспертный совет по законодательному обеспечению цифровой экономики с привлечением экспертов ай-ти сектора. Тогда многим это казалось странным, а сейчас, думаю, все понимают, почему и исходя из какой логики была создана эта структура. Володинская администрация президента приняла прямое участие в поддержке еще двух важных начинаний в сфере цифровой экономики: это президентский «Фонд Развития Интернет Инициатив», куда я рекомендую уже сейчас обращаться перспективным предпринимателям из цифровой сферы, и Институт развития интернета (ИРИ) под руководством Германа Клименко. Например, во многом благодаря ИРИ у нас есть прогресс в сфере дистанционной медицины, и я верю, что ИРИ принесет ещё много пользы стране в целом и ай-ти индустрии в частности, а также изменит к лучшему жизнь миллионов россиян, для которых станет доступнее качественная медицина и качественное образование.

В общем, за работу, дорогие сограждане! Образ будущего обозначен. Дорога к цифровой экономике будет сложной, но оно стоит того. Каждый раз, когда наша страна ставила перед собой сложные задачи, она их с блеском решала, зачастую удивляя и себя, и весь мир. Я абсолютно уверен, что и на этот раз мы всех сильно удивим.

PS. Мы, кстати, уже многих и так удивили:
Это стенд для печати фоток с телефона — с расширенной функциональностью. С него не только можно запостить фотки в Инстаграмм и ВКонтакте — но и сразу купить лайки под ваши фотки или сообщения.

Я больше чем уверен, что для такого бизнеса даже можно не использовать боты — школота с удовольствием будет накликивать лайки за долю малую. Реально же Money for Nothing — деньги из ничего.


Комментариев нет: