Препарируя режиссёра Серебренникова: Смотрим «Юрьев день»
Обычная приставка к Серебренникову – «режиссёр». Театра и кино. Вот мы оное кино давайте и посмотрим – «Юрьев день», 2008 года...
Эти оценки при просмотре фильма начинают казаться излишне мягкими. Сюжет: оперная певица с сыном приезжает в провинциальный городок, там всё в тумане как в «эрзац-Сайлент-Хилл», сын внезапно исчезает, певица мечется, вокруг все бухают, бьют друг другу морды, ходят в ватниках и резиновых сапогах, зэки в куполах, туберкулёз, обшарпанная штукатурка, трупаки, грязь и снег, снова водка, самогон, медведи с балалайками, церковь, духовное просветление. Всё. А, да, сын куда сын делся так и остаётся «нипанятна».
Григорий Игнатов
По следам неутихающего скандала с
«прикосновением к неприкасаемому» — сиречь, с уголовным делом против
Кирилла Серебренникова, продолжаем нашу культурологическую экскурсию в
этот «цветок душистых прерий». То есть, в «творчество» нашего
«талантливого гения».
Обычная приставка к
Серебренникову – «режиссёр». Театра и кино. Вот мы оное кино давайте и
посмотрим – «Юрьев день», 2008 года. Что же мы там найдём? Какие стороны
Серебренникова-художника оно нам откроет, какой океан духовных поисков и
творческих приёмов отразится в этой «капле»?
Прежде, чем решаться на этот отчаянный шаг (почему – отчаянный, скажем далее), просто поинтересуемся мнением коллег Серебренникова по цеху – мнением кинокритиков, публицистов, актёров:
«За что бы ни взялся пошляк — пусть даже за умный сценарий Юрия Арабова — у него всегда выйдет пошлость».
«Больше всего тут жалко хорошую актрису Раппопорт — кажется, ее и вправду убедили, что она играет в кино категории “А”».
«У Серебренникова на этот раз получилось нечто банальное и эклектичное».
«Очень головное и, на мой взгляд, очень нечестное кино… Ощущение тотальной неправды».
«Какого-то плохого вкуса кино».
«Дистиллированная пошлость в каждом сюжетном повороте, в каждом кадре. Если намеренная, концептуальная, тем гаже».
Эти оценки при просмотре фильма начинают казаться излишне мягкими. Сюжет: оперная певица с сыном приезжает в провинциальный городок, там всё в тумане как в «эрзац-Сайлент-Хилл», сын внезапно исчезает, певица мечется, вокруг все бухают, бьют друг другу морды, ходят в ватниках и резиновых сапогах, зэки в куполах, туберкулёз, обшарпанная штукатурка, трупаки, грязь и снег, снова водка, самогон, медведи с балалайками, церковь, духовное просветление. Всё. А, да, сын куда сын делся так и остаётся «нипанятна».
И вот то, как это
всё показано, и заставляет нас взять слово «пошлость» в качестве
отправной точки. «Юрьев день» — это трагипошлятина. Крайне неудачная
попытка методами чудовищно безвкусной дешёвой банальщины «замутить
трагедию». В принципе, доводя пошлые штампы до абсурда, можно сделать
неплохую комедию – какое-нибудь «Горько!» или «Самый лучший фильм». Но
трагедию – кино, где сопереживаешь героям – из пошлятины нельзя сделать
никак. Никакими усилиями и потугами.
Наши читатели,
наверное, знают о существовании такого интернет-персонажа как Лев
Натанович Щаранский – собирательный гротескный образ либерала-русофоба,
который говорит двумя десятками штампов про всё на свете. Так вот,
стойкое впечатление, что Лев Натанович был в фильме и за сценариста, и
за оператора, и за костюмера, и за режиссёра, конечно же. Или, как
вариант, достоевский Смердяков. Потому что иначе категорически
непонятно, как можно было сделать такое БЕСПРОСВЕТНО БЕЗВКУСНОЕ
убожество.
«Чернуха» — да, это
то, куда порою «заглядывают» самые разные творцы. Балабанов, скажем, с
«Груз 200», или, там, пресловутый Звягинцев с «Левиафаном». В конце 80-х
это вообще был самый популярный жанр со всякими «Маленькими Верами» и
«Интердевочками». Но там чернуха – это всё-таки декорации, сеттинг,
обстановка для какого-никакого конфликта. А тут – кроме чернухи ничего и
нет. «Поэма без героя».
Как говорят в
Интернете: Сделайте нам развидеть это обратно. Давненько мы всей
редакцией подобной глазораздирательной чепухи не видели — несмотря на
то, что мы постоянно смотрим новости с Украины.
Отдельный разговор
про такую грустную ерунду как «символизм». Ну да, фильм попытались
методом «холодной сварки» нарастить разного рода «духовным» подтекстом.
То ёлки там в мусорных баках горят как «неопалимая купина», то голые
зэки с ранами под рёбрами снятого с креста Иисуса изображают. Но это всё
не то, что не «спасает», а наоборот – вызывает совсем уж тошнотное
отторжение. Иными словами, со вкусом у нашего постмодерниста совсем
беда…
Вот, собственно, мы и
подошли к сути: Серебренников – бездарный «творец», а точнее – не
творец вовсе. Потому что творец даже самого небольшого масштаба может
создать сюжет, героя, проблематику. А Серебренников – не смог. Тужился,
пыжился, сварганил «очень головное и очень нечестное кино», но в
ноосферу ничего не попало. Серебренников похож на наивных «ученых»
Средневековья, которые полагали, что мыши самозарождаются в грязном
белье. Грязного белья Кирилл натащил, по своим расчётам, на слона, но не
«зародилось» даже захудалой мышки. Даже клопов.
И вот теперь
последний вопрос: а мог ли Серебренников не воровать? Он же не умел
ничего больше делать. Творчество (настоящее) у него, как мы видим, не
получалось напрочь. То есть к категории тех самозабвенных создателей,
которые готовы и квартиру заложить, лишь бы кино доснять, он явно не
относился. А деньги ему давали. Деньги есть, а таланта нет, творить
получается плохо и через силу. Куда их девать в таком случае? Только в
карман. Не выбрасывать же.
Григорий Игнатов
Комментариев нет: