Печаль и бессмысленность электромобилей
Бензин в Норвегии во многих местах стоит дороже 100 рублей за
литр — однако исследования показывают, что даже этого недостаточно,
чтобы норвежцы массово раскупали электромобили.
Норвежский остров Финнёй имеет самую высокую в мире концентрацию электромобилей — каждый десятый островитянин владеет электрокаром. Казалось бы — вот он, успех. Но ларчик открывается просто: в коммуне Финнёй владельцы электромобилей освобождены от уплаты автодорожных сборов на общую годовую сумму примерно в 40,000-50,000 крон (5,500-6,500 долларов) за пользование тоннелем, который соединяет остров с материком. Для сравнения: в соседней (расположенной на материке) коммуне Ельмеланн электромобили есть у менее чем у одного человека из ста.
Норвегия является мировым лидером по темпам роста электромобильного парка: в 2016 году целых 29% новых зарегистрированных автомашин в этой стране приходились на электрокары или электрогибриды (для сравнения: в находящихся на втором месте Нидерландах этот показатель составляет лишь 6,4%). Среди полностью электрических машин особенной популярностью пользуются Tesla и Nissan Leaf. В связи с этим Илон Маск, глава компании Tesla, недавно признался в любви к Норвегии и поставил её в пример всему остальному миру.
Проблема в том, что разбогатевшая на нефтедобыче Норвегия едва ли может служить примером для менее зажиточных государств. Лидерство Норвегии в области внедрения электромобилей объясняется наиболее щедрыми субсидиями на душу населения по сравнению с прочими странами. Помимо локальных бонусов, вроде освобождения от автодорожных сборов или от платы за парковку, в Норвегии действуют общенациональные налоговые льготы на электромобили, которые в отдельных случаях могут достигать десятки тысяч долларов. Даже Великобритания и Франция не могут позволить себе ввести столь же серьёзные бонусы для владельцев электрокаров.
Самый существенный бонус, пожалуй, состоит в том, что электромобили практически не облагаются налогами при продаже, тогда как цена дизельных и бензиновых автомобилей в Норвегии резко подскакивает вверх в результате применения к ним целого ряда налогов. К примеру, электрический седан Tesla Model S до налогообложения стоит 636 000 крон, что вдвое больше, чем цена Audi A7 с бензиновым двигателем — 320 000 крон. Однако, после прибавления базового налога на продажу (140 000 крон), налога на выбросы диоксида углерода (125 000 крон) и специального налога на вес машины (110 000 крон), цена Audi возрастает до 697 000 крон. Тогда как к электрокару Tesla применяется лишь небольшой налог на последующую утилизацию автомобиля, что увеличивает цену лишь до 638 000 крон.
Неудивительно, что в отсутствие субсидий и льгот электромобильный бум заканчивается очень быстро. Электромобили гораздо дороже обычных машин, при этом они имеют более значительные ограничения на длину поездки, а подзарядка аккумуляторов зачастую занимает длительное время. Уже есть примеры, когда после отмены льгот продажи электромобилей резко упали, как это было в американском штате Джорджия в 2015 году или в Дании в 2016 году.
Практика, описанная в статье Рейтер, показывает, что на данный момент в «чистом виде» электрокары далеко не готовы решительно и быстро заменить традиционные автомобили. Наиболее впечатляющие успехи достигнуты исключительно за счёт грубого вмешательства государства в рынок. Интересно, почему сторонники свободного рынка не протестуют?
Если в ближайшие годы электромобили не станут существенно дешевле и эффективнее, то их область применения рискует надолго остаться лишь небольшим островом по сравнению с огромным материком обычного автотранспорта.
История с электрокарами очень напоминает хайп вокруг зелёной энергетики, и особенно ветрогенерации. Там аналогичная ситуация — без субсидий всё печально, хотя признавать это не любят.
Посмотрев в прошлое, нельзя не заметить, что более эффективным технологиям не требовались субсидии, они окупали себя сами. Может быть, современный капитализм вместе с современной инженерией куда-то не туда свернули в процессе своего исторического развития?
Норвежский остров Финнёй имеет самую высокую в мире концентрацию электромобилей — каждый десятый островитянин владеет электрокаром. Казалось бы — вот он, успех. Но ларчик открывается просто: в коммуне Финнёй владельцы электромобилей освобождены от уплаты автодорожных сборов на общую годовую сумму примерно в 40,000-50,000 крон (5,500-6,500 долларов) за пользование тоннелем, который соединяет остров с материком. Для сравнения: в соседней (расположенной на материке) коммуне Ельмеланн электромобили есть у менее чем у одного человека из ста.
Норвегия является мировым лидером по темпам роста электромобильного парка: в 2016 году целых 29% новых зарегистрированных автомашин в этой стране приходились на электрокары или электрогибриды (для сравнения: в находящихся на втором месте Нидерландах этот показатель составляет лишь 6,4%). Среди полностью электрических машин особенной популярностью пользуются Tesla и Nissan Leaf. В связи с этим Илон Маск, глава компании Tesla, недавно признался в любви к Норвегии и поставил её в пример всему остальному миру.
Проблема в том, что разбогатевшая на нефтедобыче Норвегия едва ли может служить примером для менее зажиточных государств. Лидерство Норвегии в области внедрения электромобилей объясняется наиболее щедрыми субсидиями на душу населения по сравнению с прочими странами. Помимо локальных бонусов, вроде освобождения от автодорожных сборов или от платы за парковку, в Норвегии действуют общенациональные налоговые льготы на электромобили, которые в отдельных случаях могут достигать десятки тысяч долларов. Даже Великобритания и Франция не могут позволить себе ввести столь же серьёзные бонусы для владельцев электрокаров.
Самый существенный бонус, пожалуй, состоит в том, что электромобили практически не облагаются налогами при продаже, тогда как цена дизельных и бензиновых автомобилей в Норвегии резко подскакивает вверх в результате применения к ним целого ряда налогов. К примеру, электрический седан Tesla Model S до налогообложения стоит 636 000 крон, что вдвое больше, чем цена Audi A7 с бензиновым двигателем — 320 000 крон. Однако, после прибавления базового налога на продажу (140 000 крон), налога на выбросы диоксида углерода (125 000 крон) и специального налога на вес машины (110 000 крон), цена Audi возрастает до 697 000 крон. Тогда как к электрокару Tesla применяется лишь небольшой налог на последующую утилизацию автомобиля, что увеличивает цену лишь до 638 000 крон.
Неудивительно, что в отсутствие субсидий и льгот электромобильный бум заканчивается очень быстро. Электромобили гораздо дороже обычных машин, при этом они имеют более значительные ограничения на длину поездки, а подзарядка аккумуляторов зачастую занимает длительное время. Уже есть примеры, когда после отмены льгот продажи электромобилей резко упали, как это было в американском штате Джорджия в 2015 году или в Дании в 2016 году.
Практика, описанная в статье Рейтер, показывает, что на данный момент в «чистом виде» электрокары далеко не готовы решительно и быстро заменить традиционные автомобили. Наиболее впечатляющие успехи достигнуты исключительно за счёт грубого вмешательства государства в рынок. Интересно, почему сторонники свободного рынка не протестуют?
Если в ближайшие годы электромобили не станут существенно дешевле и эффективнее, то их область применения рискует надолго остаться лишь небольшим островом по сравнению с огромным материком обычного автотранспорта.
История с электрокарами очень напоминает хайп вокруг зелёной энергетики, и особенно ветрогенерации. Там аналогичная ситуация — без субсидий всё печально, хотя признавать это не любят.
Посмотрев в прошлое, нельзя не заметить, что более эффективным технологиям не требовались субсидии, они окупали себя сами. Может быть, современный капитализм вместе с современной инженерией куда-то не туда свернули в процессе своего исторического развития?
Источник
У бензиновых есть неоспоримый плюс, который никак не решается в электро: бензин залил и поехал, а электру еще надо зарядить. Почувствуйте разницу во времени.
ОтветитьУдалить