Последний причал
Мощь и гордость российского флота в 1990-е распилили на куски
20 июля в сети был опубликован документ, определяющий основы государственной политики в области военно-морской деятельности и, в частности, требования к военно-морскому флоту (ВМФ) России. Согласно ему российский флот должен находиться на втором месте в мире по боевым возможностям, а это неизбежно означает огромную работу в масштабах всей страны. Между тем подобных усилий можно было бы избежать: в наследство от СССР России достался мощный военный флот, способный конкурировать с ВМФ крупнейших морских держав. Однако, в 1990-е огромное количество прекрасных боевых кораблей по разным причинам выведены из состава флотов и поставлены на отстой. Какое-то время они ржавели, стоя на приколе, и в результате пошли на металлолом.
Атомная подводная лодка проекта 671 «Ерш»
Подлодки вводились в строй с 1967 по 1974 год. НАТО уважительно присвоила им классификацию Victor-I — «Победитель», а английские моряки неофициально называли эти корабли «черными принцами». Подлодки проекта «Ерш» долгое время были основой советского подводного могущества. Простые и недорогие — стоимостью около 50 миллионов рублей и со сроком постройки 11-15 месяцев (а порой и 8-9 месяцев), но хорошо вооруженные, маневренные и автономные, они стали дежурными постовыми на всех важнейших морских перекрестках. Все лодки проекта 671 были выведены из состава флота с 1989 по 1997 год и к настоящему времени утилизированы.
Атомные подводные лодки проекта 671 «Ерш»
Транспортировка подлодок на борту судна-дока Тransshelf.
Атомная подводная лодка (АПЛ) К-60 проекта 627А «Кит»
К проекту «Кит» относились первые советские атомные подводные лодки. В результате создания атомных подводных лодок проекта 627 СССР стал второй в мире державой, имеющей атомный подводный флот. Корабли проекта 627—627А имели выдающиеся для своего времени характеристики, но обладали и существенными недостатками, которые исправлялись в последующих проектах. Всего, с 1957 по 1963 год, в строй вступили 13 субмарин, проходивших службу на Северном и Тихоокеанском флотах. Одна субмарина, К-8 — погибла, остальные были списаны в начале 1990-х годов.
Эскадренный миноносец «Отчаянный»
Эскадренный миноносец «Отчаянный» — 2-й корабль проекта 956 «Сарыч». Миноносцы этого проекта строились на судостроительном заводе №190 им. А.А. Жданова в период с 1976 по 1992 год. С момента вступления в строй и до окончания холодной войны эскадренные миноносцы проекта 956 интенсивно эксплуатировались на различных морских театрах (от Баренцева моря до Персидского залива), участвовали в боевой службе советского ВМФ и демонстрировали советское военно-морское присутствие в Мировом океане, в том числе и в зонах вооруженных конфликтов. В 1998 году попал под сокращение бригады эсминцев, был утилизирован в 2003 году.
Эскадренный миноносец «Гремящий»
Эскадренный миноносец «Гремящий» — 14-й корабль проекта 956 «Сарыч». С 1997 года корабль не выходил в открытое море, в настоящее время ожидает утилизации.
Тяжелый ракетный подводный крейсер стратегического назначения (ТРПКСН) «Симбирск» проекта 941 «Акула»
Третий корабль проекта 941 «Акyлa». Шесть субмарин проекта считались самыми большими в истории человечества: их длина составляла 175 метров. Огромные подлодки приводились в движение двумя ядерными реакторами, при этом они были намного более тихими, чем их предшественники. В арсенал каждой из подлодок проекта 941 «Акула» входило пугающее количество баллистических ракет и ядерных боеголовок — эти корабли могли в одиночку уничтожить большую часть мира. Члены экипажа жили на подводных лодках в относительном комфорте и могли проводить под водой до 120 дней подряд, причем этот срок мог быть увеличен. В 1996 году ТРПКСН «Симбирск» был выведен из боевого состава ВМФ в резерв, в 1998 году — исключен из состава ВМФ и поставлен на отстой в губе Нерпичья (город Заозерск). В течение 2006—2007 годов подлодка была утилизирована.
Тяжелый атомный ракетный крейсер (ТАРКР) «Адмирал Ушаков» (бывший «Киров»)
Крейсер — один из четырех в серии — был спроектирован в СССР и построен на Балтийском заводе. Строительство корабля было начато в 1973 году, спуск на воду произведен в 1977 году. Корабли этой серии не имели аналогов в мировом кораблестроении: они могли уничтожать надводные корабли противника и подводные лодки. ТАРКР были самыми большими в мире неавинесущими ударными боевыми кораблями. К примеру, американские атомные крейсеры типа «Вирджиния» по водоизмещению были в 2,5 раза меньше. Крейсеры проекта 1144 «Орлан» были предназначены для поражения крупных надводных целей, защиты соединений флота от атак с воздуха и подводных лодок в удаленных районах Мирового океана. Эти корабли имели на вооружении почти все виды боевых и технических средств, которые только были созданы для надводных кораблей в СССР. Главным ударным ракетным вооружением крейсеров был противокорабельный ракетный комплекс «Гранит». С 1991 года ТАРКР «Адмирал Ушаков» находился на отстое, а в 2002 году был выведен из состава флота и в настоящее время ожидает утилизации.
Тяжелый атомный ракетный крейсер (ТАРКР) «Адмирал Лазарев»
Второй из четырех ТАРКР, построенных на Балтийском заводе по проекту 1144 «Орлан». Строительство корабля начато в 1978 году, спуск на воду произведен в 1981 году. С 1999 года крейсер находится в отстое на Дальнем Востоке. В данный момент небоеспособен, дальнейшая судьба корабля не определена.
Атомная подводная лодка (АПЛ) «Ак Барс» (справа)
Подлодка относилась к проекту 971 «Щука-Б», вобравшего в себя самые удачные идеи предшественников. Отличительными особенностями подлодок стали сравнительная дешевизна в постройке, повышенные маневренность и живучесть. «Щука-Б» обошла зарубежных конкурентов за счет меньшей шумности на малом ходу, более современной электроники и вооружения. Подлодка «Ак Барс» вошла в состав ВМФ СССР в 1984 году, из боевого состава флота выведена в 2002 году на долговременное хранение в губе Сайда. В 2007 году отбуксирована для разделки на металлолом.
Пограничный сторожевой корабль проекта 745П «Амур»
Подобные корабли строились на основе морского буксира в Ярославле в 1974-1990 годах по заказу КГБ СССР. Всего было построено более 20 таких кораблей. На фото — один из кораблей серии; сел на мель в бухте Новокурильская острова Уруп в 2000 году и был утилизирован.
Малый противолодочный корабль (МПК) «Владимирец»
Малые противолодочные корабли (МПК) проекта 11451 (шифр «Сокол») отличало наличие подводных крыльев, благодаря которым они могли развивать высокую скорость. МПК также были оборудованы опускаемыми гидроакустическими станциями (ОГАС) с большой дальностью действия для поиска подлодок, а также мощными средствами для уничтожения субмарин. МПК «Владимирец» спущен на воду в 1990 году. К началу 2000-х годов корабль фактически не выходил в море и был выведен в резерв. В настоящее время готовится к переоборудованию в музей.
via
20 июля в сети был опубликован документ, определяющий основы государственной политики в области военно-морской деятельности и, в частности, требования к военно-морскому флоту (ВМФ) России. Согласно ему российский флот должен находиться на втором месте в мире по боевым возможностям, а это неизбежно означает огромную работу в масштабах всей страны. Между тем подобных усилий можно было бы избежать: в наследство от СССР России достался мощный военный флот, способный конкурировать с ВМФ крупнейших морских держав. Однако, в 1990-е огромное количество прекрасных боевых кораблей по разным причинам выведены из состава флотов и поставлены на отстой. Какое-то время они ржавели, стоя на приколе, и в результате пошли на металлолом.
Атомная подводная лодка проекта 671 «Ерш»
Подлодки вводились в строй с 1967 по 1974 год. НАТО уважительно присвоила им классификацию Victor-I — «Победитель», а английские моряки неофициально называли эти корабли «черными принцами». Подлодки проекта «Ерш» долгое время были основой советского подводного могущества. Простые и недорогие — стоимостью около 50 миллионов рублей и со сроком постройки 11-15 месяцев (а порой и 8-9 месяцев), но хорошо вооруженные, маневренные и автономные, они стали дежурными постовыми на всех важнейших морских перекрестках. Все лодки проекта 671 были выведены из состава флота с 1989 по 1997 год и к настоящему времени утилизированы.
Атомные подводные лодки проекта 671 «Ерш»
Транспортировка подлодок на борту судна-дока Тransshelf.
Атомная подводная лодка (АПЛ) К-60 проекта 627А «Кит»
К проекту «Кит» относились первые советские атомные подводные лодки. В результате создания атомных подводных лодок проекта 627 СССР стал второй в мире державой, имеющей атомный подводный флот. Корабли проекта 627—627А имели выдающиеся для своего времени характеристики, но обладали и существенными недостатками, которые исправлялись в последующих проектах. Всего, с 1957 по 1963 год, в строй вступили 13 субмарин, проходивших службу на Северном и Тихоокеанском флотах. Одна субмарина, К-8 — погибла, остальные были списаны в начале 1990-х годов.
Эскадренный миноносец «Отчаянный»
Эскадренный миноносец «Отчаянный» — 2-й корабль проекта 956 «Сарыч». Миноносцы этого проекта строились на судостроительном заводе №190 им. А.А. Жданова в период с 1976 по 1992 год. С момента вступления в строй и до окончания холодной войны эскадренные миноносцы проекта 956 интенсивно эксплуатировались на различных морских театрах (от Баренцева моря до Персидского залива), участвовали в боевой службе советского ВМФ и демонстрировали советское военно-морское присутствие в Мировом океане, в том числе и в зонах вооруженных конфликтов. В 1998 году попал под сокращение бригады эсминцев, был утилизирован в 2003 году.
Эскадренный миноносец «Гремящий»
Эскадренный миноносец «Гремящий» — 14-й корабль проекта 956 «Сарыч». С 1997 года корабль не выходил в открытое море, в настоящее время ожидает утилизации.
Тяжелый ракетный подводный крейсер стратегического назначения (ТРПКСН) «Симбирск» проекта 941 «Акула»
Третий корабль проекта 941 «Акyлa». Шесть субмарин проекта считались самыми большими в истории человечества: их длина составляла 175 метров. Огромные подлодки приводились в движение двумя ядерными реакторами, при этом они были намного более тихими, чем их предшественники. В арсенал каждой из подлодок проекта 941 «Акула» входило пугающее количество баллистических ракет и ядерных боеголовок — эти корабли могли в одиночку уничтожить большую часть мира. Члены экипажа жили на подводных лодках в относительном комфорте и могли проводить под водой до 120 дней подряд, причем этот срок мог быть увеличен. В 1996 году ТРПКСН «Симбирск» был выведен из боевого состава ВМФ в резерв, в 1998 году — исключен из состава ВМФ и поставлен на отстой в губе Нерпичья (город Заозерск). В течение 2006—2007 годов подлодка была утилизирована.
Тяжелый атомный ракетный крейсер (ТАРКР) «Адмирал Ушаков» (бывший «Киров»)
Крейсер — один из четырех в серии — был спроектирован в СССР и построен на Балтийском заводе. Строительство корабля было начато в 1973 году, спуск на воду произведен в 1977 году. Корабли этой серии не имели аналогов в мировом кораблестроении: они могли уничтожать надводные корабли противника и подводные лодки. ТАРКР были самыми большими в мире неавинесущими ударными боевыми кораблями. К примеру, американские атомные крейсеры типа «Вирджиния» по водоизмещению были в 2,5 раза меньше. Крейсеры проекта 1144 «Орлан» были предназначены для поражения крупных надводных целей, защиты соединений флота от атак с воздуха и подводных лодок в удаленных районах Мирового океана. Эти корабли имели на вооружении почти все виды боевых и технических средств, которые только были созданы для надводных кораблей в СССР. Главным ударным ракетным вооружением крейсеров был противокорабельный ракетный комплекс «Гранит». С 1991 года ТАРКР «Адмирал Ушаков» находился на отстое, а в 2002 году был выведен из состава флота и в настоящее время ожидает утилизации.
Тяжелый атомный ракетный крейсер (ТАРКР) «Адмирал Лазарев»
Второй из четырех ТАРКР, построенных на Балтийском заводе по проекту 1144 «Орлан». Строительство корабля начато в 1978 году, спуск на воду произведен в 1981 году. С 1999 года крейсер находится в отстое на Дальнем Востоке. В данный момент небоеспособен, дальнейшая судьба корабля не определена.
Атомная подводная лодка (АПЛ) «Ак Барс» (справа)
Подлодка относилась к проекту 971 «Щука-Б», вобравшего в себя самые удачные идеи предшественников. Отличительными особенностями подлодок стали сравнительная дешевизна в постройке, повышенные маневренность и живучесть. «Щука-Б» обошла зарубежных конкурентов за счет меньшей шумности на малом ходу, более современной электроники и вооружения. Подлодка «Ак Барс» вошла в состав ВМФ СССР в 1984 году, из боевого состава флота выведена в 2002 году на долговременное хранение в губе Сайда. В 2007 году отбуксирована для разделки на металлолом.
Пограничный сторожевой корабль проекта 745П «Амур»
Подобные корабли строились на основе морского буксира в Ярославле в 1974-1990 годах по заказу КГБ СССР. Всего было построено более 20 таких кораблей. На фото — один из кораблей серии; сел на мель в бухте Новокурильская острова Уруп в 2000 году и был утилизирован.
Малый противолодочный корабль (МПК) «Владимирец»
Малые противолодочные корабли (МПК) проекта 11451 (шифр «Сокол») отличало наличие подводных крыльев, благодаря которым они могли развивать высокую скорость. МПК также были оборудованы опускаемыми гидроакустическими станциями (ОГАС) с большой дальностью действия для поиска подлодок, а также мощными средствами для уничтожения субмарин. МПК «Владимирец» спущен на воду в 1990 году. К началу 2000-х годов корабль фактически не выходил в море и был выведен в резерв. В настоящее время готовится к переоборудованию в музей.
via
Комментариев нет: