Как из хорошего художника сделали плохого Кобзаря
Стоит признать, что эту политику разделяют и в России. Я хорошо помню грандиозный скандал, когда какая-то местная телекомпания (в Ростове, кажется) сняла правдивый фильм о реальном Шевченко - подонке, алкоголике и лентяе.
Если же ограничиться выкупом этого талантливого художника (реально талантливого), то 4 мая 1838 года благодаря стараниям художников, поэтов и российской императорской семьи обрёл личную свободу молодой крепостной Тарас Шевченко.
Отблагодарил своих освободителей бывший крепостной оригинально: о царской семье написал пасквиль, в котором издевался над нервным тиком лица императрицы, а у хлопотавшего о нем друга-художника Ивана Сошенко соблазнил невесту (попросту трахнул и забыл). Несмотря на специфические личные качества и экстравагантное поведение, Шевченко долгие годы благополучно издавался в Санкт-Петербурге и уже при своей жизни стал чрезвычайно популярен, а после смерти и вовсе превратился в «икону» украинства.
«Я пас ягнята за селом»
Будущий поэт родился в 1814 году в селе Моринцы, под Звенигородом, в семье крепостного крестьянина Григория Шевченко, принадлежавшего племяннику Григория Потемкина — Василию Энгельгардту. Когда Тарасу исполнилось два года, его родители переехали в село Кирилловка. В 1823 году умерла мать, а в 1825-ом — отец юного Тараса. Мальчику пришлось самостоятельно зарабатывать себе на пропитание. Он пас овец, прислуживал дьячку-учителю и дьячкам-малярам, выучившись при этом грамоте и основам рисования. Об этом периоде в своей жизни поэт писал: «Мені тринадцятий минало. Я пас ягнята за селом».
В 1829 году Шевченко стал личным слугой Павла Энгельгардта – сына графа Василия Энгельгардта, вместе с которым переехал жить в Вильно, а затем в Санкт-Петербург. Заметив у своего слуги способность к рисованию, полковник Энгельгардт решил сделать из него домашнего живописца и стал отдавать его в подмастерья художникам.
В 1836 году, рисуя в Летнем саду, Шевченко случайно познакомился с художником Иваном Сошенко. Тот пожалел талантливого крепостного и решил принять участие в его судьбе, представив Тараса живописцу Карлу Брюллову, поэту Василию Жуковскому и другим известным людям искусства.
Художник Иван Сошенко © from-ua.com
По свидетельствам современников, в это время Шевченко написал портрет генерала, обладавшего весьма непривлекательной внешностью. Военный, увидев, что художник не стал скрадывать его недостатки, картину выкупать отказался. Тогда Шевченко забрал портрет и отдал его в качестве вывески в парикмахерскую. Генерал узнал об этом, впал в ярость и обратился к Энгельгардту с предложением продать ему Тараса.
Шевченко такая перспектива испугала, и он попросил Брюллова помочь ему с освобождением. Брюллов обратился за помощью к Жуковскому, а тот, в свою очередь, — к жене Николая I Александре Федоровне.
В это время императрица как раз просила Брюллова написать портрет Жуковского. Было принято решение, что художник выполнит просьбу императрицы, и картину разыграют в лотерею между членами царской семьи. Так и произошло.
Императрица выделила на участие в розыгрыше портрета Жуковского 400 рублей, а её сын Александр и великая княгиня Елена Павловна — по 300. Еще 1400 рублей собрали гости. За эту колоссальную сумму (обычный крепостной стоил в первой половине XIX века от 100 до 200 рублей) и был выкуплен Шевченко, получивший, наконец, свободу.
Богемная жизнь
Став свободным человеком, Шевченко, по его собственным воспоминаниям, два месяца кутил, а затем стал учиться живописи уже на профессиональной основе. В 1843 году бывший крепостной получил степень свободного художника.
Стоит отметить, что молодой художник был весьма любвеобилен. На протяжении всей своей жизни он постоянно влюблялся, разочаровывался и снова влюблялся. Шевченко посвящал женщинам стихи и поэмы (на русском языке), писал их портреты и клялся в любви.
В 1838 году произошла одна некрасивая история между Тарасом и инициатором его освобождения Иваном Сошенко. Однажды в мастерской своего друга Шевченко увидел молодую натурщицу-немку Амалию Клоберг. Девушка приходилась племянницей квартирным хозяевам Сошенко, и тот собирался на ней жениться. Шевченко же, живя у друга, соблазнил 15-летнюю Амалию, что рассорило друзей и вынудило Шевченко съ ехать из квартиры.
Амалия Клоберг © spadok.org.ua
Параллельно с живописью Шевченко начал делать первые литературные пробы. В 1840 году друзья издали «Кобзарь» – сборник его стихов на малороссийском наречии. В 1842-ом он написал поэму «Гайдамаки», наполненную натуралистичными описаниями сцен насилия, совершаемых крестьянскими и казацкими повстанцами в ХVIII веке.
В 1840-е Шевченко много путешествовал по Украине и работал художником в археографической комиссии при Киевском университете.
В 1846 году Тарас Шевченко сблизился с участниками так называемого Кирилло-Мефодиевского братства — тайной революционной организации, в состав которой входили филолог Пантелеймон Кулиш, историк Николай Костомаров, журналист Василий Белозерский и другие радикально настроенные представители малороссийской интеллигенции.
Кирилло-Мефодиевское братство © kyiv.ua
Политические взгляды Шевченко в «кирилло-мефодиевский период» его жизни оцениваются историками неоднозначно. Если советскими учеными делался акцент на социалистических мотивах в политических воззрениях Шевченко, то исследователи из числа представителей украинской диаспоры в США и Канаде, а также историки независимой Украины обычно представляют Шевченко и других «кирилломефодиевцев» националистами.
На самом деле он был там никем. И потому как члена братства его не наказывали.
Украинский журналист Андрей Самарский, исследующий политическое наследие Шевченко, не склонен видеть в нём ни социалиста, ни националиста, усматривая в идеях поэта стремление к справедливости, местечковый патриотизм и казацкий романтизм.
На самом деле все хуже. Достпточно прочесть его дневники, чтобы понять - этим человеком двигала зависть. Зависть и желание нагадить тем, кто живет лучше и не нуждается в "тяжелой" работе художника.
В 1847 году один из студентов, случайно попавший на заседание Кирилло-Мефодиевского братства, донёс о деятельности организации в правоохранительные органы, и она была разгромлена.
Шевченко к этому времени успел написать сатирическую поэму «Сон», в которой позволил себе личные оскорбительные выпады против царя, едко высмеял внешность царицы и высказался по поводу того, что всю императорскую семью неплохо было бы утопить в крови. Несмотря на это, Тарас не был приговорен ни к тюремному заключению, ни к каторге. И это при том, что оскорбление императрицы по законам тех лет каралось смертью. И не только в России.
Но его всего лишь отправили служить рядовым солдатом в Орскую крепость в Казахстане, еще и с правом выслужиться в офицеры – царь не воспринял всерьёз шевченковские вирши.
Национальный герой
Служба Шевченко (сначала в Орской крепости, а затем – в Новопетровском) была не слишком обременительной.
Для командиров он был известным художником и поэтом из столицы, имеющим, к тому же право на офицерское звание. Несмотря на то, что формально Шевченко было запрещено во время службы писать и рисовать, запрет этот постоянно нарушался. Кроме того, поэт регулярно участвовал в офицерских застольях, регулярно обедал у представителей командования дома, ходил на охоту, становился участником любовных интриг.
Однако военной карьеры Шевченко категорически не желал, и самим фактом пребывания в армии, да ещё и на далеких границах, тяготился. В результате вечно напивался, умудрялся спать на посту, выпивать все запасы спиртного у офицеров, пока те охотились, пьяным его даже на двери транспортировали от места "отдохновения". В общем, офицером он становиться не желал.
В 1850-е годы стал просить своих петербургских покровителей похлопотать о его увольнении. В 1857-ом, благодаря усилиям вице-президента Академии Художеств Федора Толстого, Шевченко был освобождён и вернулся в Санкт-Петербург, где продолжил литературную деятельность и разработал учебник «южнорусского» языка для детей. Кстати, освобожден от службы в армии опять же высочайшим рескриптом.
В Санкт-Петербурге Шевченко пытался найти невесту и жениться, но в семейных делах так и не преуспел. Женщины неоднократно отвечали ему отказом, а крепостная служанка Лукерья, которой по просьбе Шевченко дали вольную его друзья, принимала от поэта дорогие подарки, а потом изменила ему с нанятым для неё же репетитором.
В 1861 году, в возрасте 47 лет, поэт умер. Причиной его смерти стала водянка, вызванная застарелым алкоголизмом. Его похоронили в Санкт-Петербурге, однако затем, согласно завещанию, прах поэта перевезли на Украину, под Канев.
Национальная легенда как результат пропаганды
При жизни Тарас Шевченко был достаточно популярен – на фоне интереса российского общества к малороссийском тематике — однако критики, в частности, Виссарион Белинский, реагировали на него прохладно, видя в его поэзии узкий провинционализм.
«Тарас Шевченко способствовал становлению литературного украинского языка. Однако, когда мы говорим, что он украинский поэт, мы часто забываем о том, что он ещё и русский писатель. Вся его проза написана именно на русском языке. Более того, судя по дневнику и письмам, Шевченко на русском языке думал. Правда, проза Шевченко на русском языке — среднего уровня. Что же касается поэзии, то нужно понимать, с чем мы её сравниваем. Для украинской литературы своего времени это была вершина. Однако до произведений русской литературы тех же лет она всё же недотягивает», — подчеркнул доктор филологических наук, академик Академии Российской словесности Александр Ужанков.
С началом революционных событий на Украине в 1917 году интерес к личности Шевченко резко вырос. Сначала популяризацией его творчества занялись в Украинской Народной Республике, затем, в рамках политики украинизации, — в Советском Союзе. За «революционные» мотивы в творчестве Шевченко ценил Ленин и Сталин.
Украинский поэт стал одной из первых исторических личностей, удостоенных памятника в послереволюционной России — в 1918 году его скульптура была установлена на Трубной площади в Москве.
Фактически, именно его псевдореволюционнык стихи на украинском, мрачные и призывающие утопить вся и всех в крови, оказались востребованы в годы потрясений и революций.
И из хорошего художника сделали плохого стихоплета-революционера.
Комментариев нет: