Минутка фантастик от Виктора Мараховского

Это уже как-то забылось, но 25 августа исполнилось 15 лет завершению знаменитого эксперимента д-ра Эзелькопфа по обессмерчиванию.

Доктор Петер Нассим Эзелькопф (1961 — …, возможно, никогда) родился в Нижней Баварии в семье фермера. Он окончил медицинский факультет Базельского университета, прославленный именем К.Г. Юнга, однако не пошел по врачебной стезе, а стал усиленно изучать биологию, в первую очередь проблемы старения.

Несмотря на то, что, как показывают записи учёного, он продвинулся достаточно далеко в изучении проблемы предела Хейфлика и роли теломеразы — после нескольких лет экспериментов он пошёл в решении вопроса старения принципиально другим путём.

В организме человека слишком длинный список диффиренцированных тканей и специализированных типов клеток, писал Эзелькопф. Следовательно, все эксперименты по превращению соматических клеток в подобие условно-бессмертных раковых, скорее всего, обречены на провал — поскольку подобные надежды игнорируют само предназначение и биологический смысл старения. Не говоря уж о самой фантастической сложности выполнения этой задачи и последующего контроля за взбесившимся организмом.

Предложенный учёным путь в некотором смысле был даже более революционным. Он предложил, вместо попыток впихнуть в смертные клетки бессмертные функции, заменять их соответствующими «бессмертными» аналогами с некоторыми дополнительными функциями, которые могли бы обеспечить существование целостного человеческого существа.

После экспериментов с рядом долгоживущих высших позвоночных (рыбы, черепахи, грызуны) Эзелькопф обратился к наработкам существ более простых, находящихся на грани между колониальными и истинно интегрированными организмами.

Начав с обычной прудовой гидры, Эзелькопф в середине 1990-х перешёл на изучение Turritopsis dohrnii, биологически бессмертной медузы из Средиземноморья, обладающей способностью в случае необходимости «диссоциироваться» и «разбредаться», регрессируя от состояния единого организма к состоянию колонии.

В лаборатории Эзелькопфа при поддержке Фонда Сороса была разработана (без особой огласки, если не считать крайне неточного инсайда от Bild) уникальная технология по замене «сложных» клеток организма «простыми», а также особый изолированный ДНК-комплекс, после получения «команды» перезапускающий воссоздание обновлённого организма из более примитивного состояния к изначальной форме.

К 2001 г. учёному удалось обновить таким образом лабораторную крысу Зухру — в возрасте 19 месяцев введённую им в состояние колониального организма и затем возвращённую к первоначальным параметрам, причём биологический возраст её вернулся в состояние 6 месяцев.

В этот момент в личной жизни исследователя произошли драматические события, вызванные разводом и обвинениями в домашнем насилии. Ввиду того, что Эзелькопфу грозила не только потеря репутации (на которую ему, как настоящему учёному, было в общем плевать), но и потеря финансирования — к весне 2003 г. непонятый титан решился на отчаянный шаг.

Он написал письмо о том, что сознаёт свои гражданские проступки и хочет, в порядке их искупления, пожертвовать свою жизнь науке. В связи с чем подверг себя полному циклу «превращений Эзелькопфа». Вернее, конечно, не сам подверг — он был введён в состояние искусственной комы в самом начале многомесячной операции — а сделал это руками команды ассистентов.

После завершения первой части цикла команда, скрупулёзно выполняя инструкции доктора, приступила к реализации второй части.

Однако что-то пошло не так. Комплекс, призванный восстановить Эзелькопфа до состояния мальчика-подростка, по не изученным до конца по сей день причинам не сработал. 25 августа 2003 г. команда постановила заморозить эксперимент, поставив операции на паузу, и посвятить ближайшие несколько десятилетий наблюдениям и изучению полученного материала.

В настоящий момент д-р Эзелькопф содержится в аквариуме лаборатории Базельского университета, носящей его имя. Его организм проявляет все признаки биологического бессмертия, и недавно доктор снова размножился, создав десяток полипов (в случае, если его удастся вернуть к человеческой морфологии, встанет любопытный вопрос о том, являются ли полипы Эзелькопфа его детьми или его имуществом). Фотографии, выкладываемые в инстаграме команды исследователей, свидетельствуют, что у учёного каждое лето начинают фосфоресцировать реснички и повышается уровень азота.

Питается д-р Эзелькопф благодаря живущим в нём микроорганизмам, расщепляющим метан.


Комментариев нет: