В Греции нихрена нет

Большой рассказ человека, отдыхавшего в Греции.

В это лето, собираясь отдохнуть, остановил свой выбор на Греции. Здесь сыграло несколько факторов: чистейшее море (в том числе из-за отсутствия производств), недорого (так как кризис), хотелось поглядеть на страну уже как 10 лет, сводящую концы с концами, и маленький бонус — греки не заморачивались и давали шенгенскую визу на 3 года (как видите скакать на майдане ради визы не надо — всё буднично и быстро).

Не люблю останавливаться за рубежом в отелях — это своеобразный «фаст-фуд» — в любой стране он одинаковый, поэтому снимаю на время отпуска квартиру через специализированый сайт. Вообще жизнь в квартире приближает меня-туриста к жизни обычного человека: приходится покупать обычную еду, в тех же самых обычных магазинах и рынках, ездить на общественном транспорте, ходить по тем же улочкам, как и обычный местный народ.

Перелет: Пулково, Афины, Салоники. Буднично, на паспортном контроле не спросили ничего кроме паспорта с визой, 30 секунд — проходи. Греческие аэропорты ничем не хуже Пулково, всё чистенько, службы работают нормально, в штатном режиме.

Но дальше нас ждало маленькое испытание. От аэропорта Салоников надо было добраться до курортного городка на полуострове Халкидики. Можно конечно доехать на такси. Но… во-первых дорого (100-120 евро), во-вторых, хотелось поглядеть на греческий общественный транспорт, а не расслабленно, как «белый человек», наблюдать местные красоты из окна автомобиля. Первоначально, план был такой, доехать на городском автобусе-экспрессе до автовокзала откуда ходят уже междугородние автобусы на Халкидики. Купили в кассе билеты (1 евро на 1 поездку) и сели в автобус с нужным номером…

Но буквально через 5-7 минут езды, автобус остановился на городской остановке и водитель попросил всех на выход. Я был готов к такому развороту событий (народ в интернете предупреждал) — автобус вроде бы с номером экспресса, но на самом деле идет по сокращенному варианту и для того чтобы добраться до нужного нам автовокзала нужно еще раз купить билет и ехать еще на другом автобусе. Автобуса пришлось ждать полтора часа, естественно расписание не соблюдалось.

На что обратил внимание сразу — городские автобусы были не первой свежести: пошарпанные, потертые сиденья, полуиспорченные тормоза и характерное дребезжание при езде. Похоже на то, что эти автобусы уже отходили лет по десять (греческому кризису как раз 10 лет с 2008 года).

Это до боли напомнило мне наши 90-е, когда на улицах в течение 10 лет после 1991 года ездили пошарпанные, заремонтированные и дребезжащие Икарусы.

Приехал автобус, мы поехали дальше, в какой-то момент я забеспокоился, народ почти весь вышел, автостанции всё нет. Подошел к водителю спросить, естественно он не понимал, ни русского, ни английского. Но меня поразило не это, а его дёрганная реакция и тон ответа, вроде того — «я здесь за копейки вкалываю, а здесь какие-то тупые козлы-туристы пристают». Не зря говорят, что напыщенная «цивилизованность» и «европейская вежливость» моментально исчезают, когда западный человек поставлен в маломальски некомфортные условия. Похоже водители городских автобусов получают немного, да еще приходится рулить этими «ржавыми коробками».

Слава богу, следующей остановкой был как раз автовокзал. В автовокзале купили билеты на междугородний переезд (меньше 5 евро на человека), кстати вежливый кассир говорил по-русски. Междугородние автобусы были современные, с кондиционерами, похоже, как и аэропорты, междугородние транспортные компании принадлежат уже не грекам, а европейскому капиталу.

Приехали в маленький курортный городок, нашли арендованную квартиру, всё вроде бы нормально, но интернета, который должен быть по условиям договора аренды, абсолютно не было. Естественно пришлось вызывать хозяев и обговаривать выполнение этого пункта (ну кроме этого несколько других мелких нестыковок), всё таки платили за квартиру с интернетом. Хозяином оказался грек родом из Грузии. Говорил свободно по-русски, но первым и главным вопросом стало: «Откуда вы приехали?» (мол до вас приезжали из Украины, Армении, Румынии — и никаких претензий). Говорю — «из Санкт-Петербурга». «А, понятно..» Когда накал страстей спал, слегка разговорились. Оказалось, хозяин квартиры — грек из Грузии, уехал из Грузии, после сразу после развала СССР, когда в Грузии начался беспредел, а Греция этническим грекам-переселенцам сразу же давала паспорта. Говорит, в Грецию переехало до полмиллиона этнических грузинских греков, поначалу всё было отлично, но последние 10 лет уже не очень — кризис, работы нет, бизнес тоже еле-еле теплится, надежда только на сдачу квартир, и то только в сезон. Повышен пенсионный возраст, уменьшены пособия и размер пенсий.

Тут я вспомнил другого русского грека — Ивана. Было это как раз лет через десять после 1992 года, я с семьей приехал отдыхать в село Витязево, под Анапой. В Витязево проживает много греков. Грек Иван был хозяином минигостиницы, на территории его земельного участка рядом с его домом, он построил здание с множеством клетушек, во дворе была общая кухня, душ, туалет. В те времена сбор за такие удобства был 150 руб. с человека за сутки. Клетушки были маленькими, естественно без кондиционеров. Так вот, Иван с женой в сезон вставали в 4-5 часов утра и вылавливали приезжающих в Витязево или в Анапу, и привозили к себе. Как говорил Иван, жизнь в Витязево кипит только три месяца в году — вот кончится сентябрь — и буду «лежать на диване» до июня — другой работы просто нет. «Мы — продаем солнце и море» — говорил Иван.

Похоже такая же участь людей была и в этом курортном греческом городке. Примерный расчет показал мне, что сдача квартиры в сезон приносит порядка 60 евро в день дохода, но только в сезон, то есть 4 месяца в году, это не более 7 тыс.евро в год . На это в Греции может еле-еле прожить 1 семья из трех человек (20 евро в день на семью, а цены ну совсем не российские). Поэтому, на мое требование всё таки включить нам интернет, грек пообещав подключить его в ближайшие два дня благополучно исчез. Пришлось покупать греческую симку с интернетом. Обошлось это удовольствие в 15 евро (плюс через неделю еще 10 евро за дополнительный траффик). Видно, что с учетом моего расчета даже такие суммы являются для местного населения критическими. Интернет был 3G и страшно медленный, так что к хорошему привыкаешь быстро, а отвыкаешь мучительно (в Питере обещают уже в ближайшее время подключить 5G).

Придя на пляж, опять вспомнилось Витязево 2002 года: было такое ощущение, что набережную не ремонтировали лет 5 — плитка, кое-где треснута и отсутствует, металлическое ограждение проржавело и срезано под корень, из-за чего по набережной туристы с маленькими детьми гуляют только держа ребенка за руку (побежит в сторону моря — упадет с обрыва набережной). Вообще такое ощущение, что в городке дороги не ремонтировали с момента их первого асфальтирования — в новых районах лежит более менее свежий асфальт, а в более старых районах — он потрескавшийся и старый. Вдобавок ко всему похоже коммунальные службы получают маленькие зарплаты и поэтому не считают нужным убирать мусор на улицах и на пляже — везде достаточно много мусора (может я излишне привередлив, но в Питере по другому). А у местного населения нет привычки самим убирать мусор перед своими домами (как в Испании или Скандинавии). Вода чистейшая, пляжи — достаточно грязные. Это естественно портит общее впечатление.

Магазины: промтовары — только китайские, продукты наоборот все греческие. На что обратил внимание: НДС в чеках — на промтовары 24%, на продукты — 13%. Нет дешевого вина — по видимости акцизы на алкоголь высокие. Высокие налоги в Греции — удавка затянутая ЕС на шее экономики Греции.

В общем впечатление от Греции двойственное: вроде и солнце и море не в пример питерскому, но похоже инфраструктура понемногу разваливается, работы нет, молодежь прямиком уезжает в другие европейские страны, но сельское хозяйство еще развивается и жив туризм. Для туристов с деньгами есть, и шикарные отели, и чистые пляжи, и такси, и машины, как и везде растет пропасть между бедными и богатыми.

Мой совет отдыхающим в Греции: или выбирайте дорогие места, или наоборот глухие, где отсутствие инфраструктуры как бы является наоборот фишкой.

Вывод:

1) Развал инфраструктуры идет примерно как у нас в 90-е. Не выделяются деньги на городские и коммунальные службы, городские дороги. Почти нет работы. Молодежь мигрирует в более благополучные европейские страны.

2) Однако всё проданное и приватизированное европейским капиталом поддерживается в хорошем состоянии (за счет доходов в ЕС).

3) Инфраструктура имеет всё таки большую «инертность и живучесть» — опыт России, Украины и Греции показывает, что для полной деградации инфраструктуры требуется 25-30 лет, а десятилетнее отсутствие финансирования и ремонта не приводят к катастрофическим последствиям.

Источник

Комментариев нет: