Учения
«Чистое небо-2018» задумывались как репетиция противоборства русской и
американской авиации. А закончилось все американо-украинской трагедией.Учебная война в небе УкраиныАмериканская
задумка в целом выглядела неплохо. Авиаэскадрилья Национальной гвардии
ВВС США, укомплектованная одним из лучших американских массовых
истребителей F-15С/D «Игл», кроме всего прочего должна была в небе
Украины сразиться с условными «русскими», которых играли в данном случае
пилоты украинских ВВС (на истребителях Су-27 и МиГ-29).
Учебные
бои должны были выявить слабые и сильные стороны условного противника и
проверить готовность американских ВВС к противостоянию с российской
авиацией (и кстати китайской тоже).
Да, все это несколько
натянуто, украинские Су-27 никак не могут сравнится с российскими Су-35,
но на безрыбье как говорится и рак рыба. Американцы очень любят
подобные учения и проводят их при первой возможности (достаточно
вспомнить их совместные учения с Индией, где условными «русскими» были
пилоты Су-30).
Одновременно с этим в рамках учений отрабатывалось
взаимодействие пилотов американских ВВС с украинскими системами ПВО
(мало ли что, а вдруг пригодиться), а также методы противодействия
современным системам ПВО России (а это точно пригодится израильским
партнерам в Сирии), которые также изображали украинцы.
Первые неприятностиДля
американцев все не заладилось с самого начала. 12 октября во время
одного из полетов спарки F-15D случилась неприятность. Некоторые
бортовые системы самолета отказали, и он был вынужден совершить
аварийную посадку, причем ловили «американца» на взлетке при помощи
наземных тормозных установок.
Американский фотокорреспондент Фрэнк Кребас так описывал произошедшее:
- «Я находился на заднем сиденье этого F-15D и могу подтвердить, что это действительно была чрезвычайная ситуация».
Затем
произошло ожидаемое, но не менее неприятное для американцев событие. В
главной воздушной групповой схватке на короткой дистанции украинские
пилоты на Су-27 порвали американских асов на F-15, как «тузик тряпку».
Это в очередной раз показало американцам, что если им не удается
подкрасться к «Сушкам» незаметно и сбить, шансов у них в воздушном бою
просто нет.
И это не вопрос голой теории. Переход из средней
дистанции (30-50 км) в ближнюю даже на дозвуковой скорости занимает
всего один удачный «противоракетный маневр» противника (что для всего
семейства Су не проблема) и менее 1 минуты реального времени.
В случае полета самолетов на форсаже, все резко ускоряется.
Да
и дальняя дистанция не может быть для американцев гарантировано
спасительной. Самая дальняя их ракета класса «воздух-воздух» AIM-120D
имеет дальность «всего» 180 километров. При этом, надо еще суметь засечь
вражеский самолет, произвести его «захват» системами прицеливания и
произвести пуск. Это все те самые десятки секунд, когда самолеты
противника неумолимо сближаются. К тому же не стоит забывать, что
американские РЛС AN/APG-63, стоящие на вооружении F-15 C/D, работают
только в передней полусфере с широтой захвата конуса 60 градусов. Как
только РЛС истребителя будет включена, самолет станет заметен для
противника и утратит свое главное преимущество, внезапность.
Именно
поэтому сегодня истребители ВВС США преимущественно работают по внешним
данным о цели. Но это не всегда работает против технически подкованного
противника, каковыми являются ВКС России и ВВС Китая. В общем, проблем с
дальними авиационными сражениями масса.
Кстати, во время войны в
Югославии, несмотря на тотальное господство авиации НАТО в воздухе,
сербским асам благодаря отличным характеристикам советских самолетов
удавалось размениваться со своим противником. Полагаться на внешнее
целеуказание они не могли, но штатные РЛС на МиГ-29 успевали засечь
цель, что стало роковым для некоторых НАТОвских «миротворцев». Правда,
затем такого смельчака буквально разрывали НАТОвские истребители
прикрытия.
Именно поэтому, несмотря на идеологию «первым
обнаружил-первым сбил», в США понимают, что работает она хорошо против
технически-отсталого противника, а в случае равной борьбы все скорее
всего сведется к боям на средних и малых дистанциях. А потому
американские асы постоянно отрабатывают навыки ближнего боя, и постоянно
убеждаются, что им ничего не светит в боях против советских/российских
самолетов 4-го поколения. А тем более 4+.
КатастрофаНо
все эти неприятности затмила вчера катастрофа одной из украинских
«спарок» Су-27УБ, во время которой погиб заместитель начальника авиации
воздушного командования «Восток» ВВС Украины полковник Иван Петренко и
пока неизвестный офицер Национальной гвардии ВВС США.
Кроме
самого факта трагедии примечательно здесь вот что. Су-27 УБ с бортовым
номером «70» буквально недавно был капитально отремонтирован и
модернизирован (еще в 2015 году он числился в резерве, то есть стоял в
отстое). Квалификация пилота не вызывает вопросов, а потому очень
похоже, что была техническая поломка.
Местные жители сообщают, что перед падением самолет «крутился».
Судить
по одному случаю конечно нельзя, но катастрофа заставляет задуматься, а
так ли качественно украинские предприятия проводят ремонт техники, и
надлежащим ли образом технический персонал ВВС Украины готовит свои
самолеты к вылетам. Ведь на такие учения посылают только лучших, да и
самолеты к ним обычно готовят тщательно (тем более для таких персон).
Да,
я понимаю, что во время подобных учений износ систем и узлов самолетов
(и в первую очередь двигателей) приличный (в ВВС США, например, после
нескольких недель подобных режимов полетов бывало и движки на
«капиталку» ставили), но это все должно учитываться и в случае
возникновения подозрений самолеты не должны подниматься в воздух. Тем не
менее, как показали два происшествия на учениях «Чистое небо – 2018»,
проблема с этим существует как у Киева, так и у Вашингтона. Военные США и
Украины явно экономят на обслуживании своих самолетов, что и приводит к
подобным трагедиям, а еще это резко ослабляет боеготовность их ВВС. А
отсюда у меня вопрос, правильные ли выводы сделают из учений в Киеве и
Вашингтоне? Поглядим. Думаю, что нет.
Тынц
Комментариев нет: