Нефтяная лихорадка в Калифорнии

Были времена, когда в таких местах, как Венецианский пляж, штат Калифорния (теперь известный курорт Марина-Дель-Рей), нефтяные вышки стояли прямо на берегу и во дворах обычных граждан. Как Вам отдых на таком курорте?

Это были времена, когда америкашка была грейтовой не эгегейн, а просто была.

Вообще говоря, впервые обнаружили нефть так называемые «коренные американцы» (которых американцы-понаехи перебили и загнали в резервации), причем обнарудили ее именно в Калифорнии, где она просто сочилась из земли. Индейцы использовали нефть для того, чтобы покрывать ею свои каноэ. Позже нефть использовали для подобных целей испанские колонизаторы.

После Золотой лихорадки в 1849 году, следующей лихорадкой стала нефтяная. В 1876 году была пробурена первая коммерческая нефтяная скважина, а первой коммерчески успешной нефтяной скважиной в Калифорнии стала Скважина № 4 в Pico Canyon. Геологи начали вести разведку и недалеко от Лос-Анджелеса, в 1892 году, были обнаружены целые нефтяные поля, в 1920 году нефть была обнаружена в Хантингтон-Бич, в 1921 в Лонг-Бич.

К 1920 году Калифорния добывала 77 миллионов баррелей нефти в год, и обширные пространства Калифорнии были заняты вышками, буровыми установками и заводами по переработке сырой нефти.
В общем, всё цвело и пахло керосином.
Но потом, как всегда в Пиндосии, что-то пошло не так. Дело в том, что Калифорния находилась на значительном удалении от основного рынка потребления нефти в США – востока страны. Нужна была нефть поближе, и ее нашли — в Техасе.

Бурение возле холма Спиндлтоп началось осенью 1900 года. Все нижеследующее произошло 10 января 1901 года: раствор со страшной силой стал подниматься из скважины, буквально вслед за этим тонны бурильных труб выстрелили вверх, разрушив все строение вышки. Рабочие мигом разбежались: беспокоились за свою жизнь. Наступили секунды тишины.

Рабочие начали возвращаться к разрушенной вышке, пытаясь разобрать руины. Раствор стал с огромной скоростью и страшным шумом подниматься вновь. Шум, похожий на рев, быстро нарастал. Пошел газ, а затем – нефть! Причем фонтан нефти бил с такой силой, что камни, как ядра, поднимались на десятки метров в воздух. Эта скважина стала известна как скважина Лукас 1 и давала ни много ни мало, а 75 000 баррелей в день.

Нефть Техаса стала неотъемлемой частью Америки. Что последовало за этим – нетрудно догадаться: земля, которая продавалась в Техасе до нефтяного фонтана по 10 долларов за акр, пошла уже по 900 000 долларов за акр, и т. д. Люди сотнями тысяч устремились на юг Техаса. Крупный капитал привел к созданию на базе техасской нефти первой крупной в этом регионе компании «Галф Ойл Корпорейшн» (Gulf Oil Corporation), которая впоследствии стала одной из ведущих нефтяных монополий мира. Техасская нефть стала также базой для создания другой крупной нефтяной монополии в 1902 году – «Тексако» (Texaco). Так начиналась нефтяная история Техаса, которая на долгие годы превратила Мексиканский залив в мировой центр торговли нефтью.

Калифорнийская нефть на этом фоне выглядела убого, и нефтедобыча там начала скисать. И скисла.

Но, конечно, дело было не только в этом; империя Рокфеллера, опиравшаяся на калифорнийскую нефть, становилась над государством. Она подавляла мелких и средних бизнесменов, она сметала со своего пути всех, кто не повиновался, в жестокой конкурентной борьбе начинали меркнуть сами идеалы свободного предпринимательства, свободы личности и т. д. Все это не устраивало главного «конкурента» «Стандард Ойл» – государство. И государство нанесло удар.

Упоротая журналистка левацкого толка Ида Тарбелл шаг за шагом раскрыла черные стороны успеха империи Рокфеллера. Компания была полностью обнажена – Тарбелл писала обо всем: взятки, интриги, вымогательство, шантажи, финансирование политических партий и т. д. Она даже раскрыла технологию службы разведки, которая работала в рамках «Стандард Ойл».

Книга Иды Тарбелл «История „Стандард Ойл Компани“» была опубликована в ноябре 1904 года. Ида Тарбелл не остановилась на этом, в 1905 году она опубликовала статью, в которой нарисовала портрет самого Рокфеллера – грязного, аморального дельца, у которого не было ничего святого. В 1906 году против «Стандард Ойл» было возбуждено уголовное дело.

Администрация Рузвельта обвинила компанию на основе антитрестовского закона от 1890 года в создании условий, ограничивавших свободную торговлю. Сам же президент публично обвинил руководство «Стандард Ойл» в нарушении всех норм честной торговли и предпринимательства.

Известно также, что в частных беседах Рузвельт называл директоров «Стандард Ойл» крупнейшими криминальными элементами в стране. Оппозиция вообще считала, что место Рокфеллера в тюрьме. Дело разбиралось более двух лет. В 1906 году Федеральный суд вынес решение о расформировании группы «Стандард Ойл». Дважды руководство «Стандард Ойл» обращалось в Верховный суд с обжалованием — но это не помогло.

Трест распался на множество компаний, часть из которых действует и сегодня: «Эксон» – это «Стандард Ойл Компани (Нью-Джерси)», «Мобил» – это «Стандард Ойл Компани (Нью-Йорк)», «Шеврон» – это «Стандард Ойл Компани оф Калифорния», «Амоко» – «Стандард Ойл Компани (Индиана)» и т. д.

А вот Ротшильды вложились в российскую нефть. И у них не было таких проблем — и даже задолго до большевистского переворота они сумели удачно продать свой интерес в Баку компании «Роял Датч Шелл». Хе-хе. Что кагбэ намекает, да. Вот Нобели и прочие нефтяники в России такого инсайда не имели — и разорились при перевороте.


Комментариев нет: