Куда теперь податься олигарху?
Замире Гаджиевой не удалось убедить суд не разглашать ее имя. А имя действительно знакомое — еще в прошлом году «Новая газета» рассказала об уголовном преследовании ее мужа, председателя правления Международного банка Азербайджана Джахангира Гаджиева, которого посадили на 15 лет за хищения. По мнению либерального издания, посадили несправедливо.
Я, кстати, допускаю, что Ильхаму Алиеву нужно было пройтись более широким неводом по своей элите. Она наверняка причастна к «азербайджанскому ландромату», как назвали организованную систему вывода миллиардов в твердой валюте специалисты Международного центра исследования коррупции и организованной преступности. Деньги отмывались в эстонском отделении датского банка, поступали с постсоветского пространства, большая часть — из России и Азербайджана. Всего Danske Bank Эстония «прокачал» около 200 млрд евро, которые выводились, в основном, в тихую гавань — Великобританию.
По версии «Новой газеты», Джахангир Гаджиев — человек исключительно порядочный, средства, оказавшиеся в распоряжении живущей в Лондоне жены, заработаны сравнительно честно. А Великобритания не ставит перед собой цель уголовно преследовать богатых иностранцев, ей достаточно изучить документы, подтверждающие легальное происхождение денег. Если не получится, все миллионы-милларды после продажи арестованных объектов недвижимости уйдут в доход Короны.
Между тем, Гаджиева называет себя жертвой несправедливого преследования в Азербайджане и говорит, что все нажито законно. Таблоиды смакуют подробности ее миллионных трат в дорогом универмаге, покупку частного самолета, дома в фешенебельном районе Лондона и поместья с гольф-полем в шикарной провинции, свидетельствует Русская служба Би-Би-Си.
Пострадал также сын бывшего молдавского премьера Владимира Филата Лука. Пока папа отбывает 9-летнее наказание за коррупцию, шустрый мальчишка приехал в Лондон учиться, снял пентхаус за полмиллиона долларов, купил «Бентли», открыл счет в местном банке и положил на него почти сто тысяч фунтов наличными. В феврале по решению суда лондонского Сити он лишился почти 500 тыс. фунтов — то есть, всего, что у него было.
Расследуется дело еще одного персонажа, имя которого не называется. Но известно, что это «политически заметная фигура, подозреваемая, к тому же, в причастности к тяжкому преступлению». Национальное агентство по борьбе с преступностью Великобритании объявило, что фигурантами следующих шести-восьми дел станут переселенцы из Африки, Южной Азии, республик бывшего СССР и России.
Для нас представляют интерес, безусловно, бывшие соотечественники, давно обосновавшиеся на неприступном для наших правоохранительных органов острове. Откуда, как известно, выдачи нет.
Но я, если честно, совсем не возражаю против такой принципиальности. Если англичанам нравится давать политическое убежище ворам, убийцам и другому отребью из разных стран, а также превращать свою страну в отмывочную, это их дело.
Еще три года назад известный борец с мафией Роберто Савиано, на которого объявлена охота каморрой, рассказал, что считает Великобританию самым коррумпированным местом на земле. По его мнению, Соединенное Королевство играет ключевую роль в международной торговле наркотиками. «Мексика — это ее сердце, а Лондон — голова», — объяснил он газете The Independent.
Даже Национальное агентство по борьбе с преступностью вынуждено было признать: «Мы оцениваем, что каждый год сотни миллиардов долларов в виде уголовных денег почти наверняка продолжают отмываться через британские банки, включая их дочерние компании. Масштабы отмывания денег представляют собой стратегическую угрозу для экономики и репутации Великобритании».
Смотрите-ка, англичане вдруг озаботились восстановлением репутации. По-моему, поздновато — дело зашло слишком далеко. С другой стороны, если британская банковская система перестанет отмывать деньги южноамериканских и азиатских наркобаронов, то Корона вмиг обеднеет. Согласитесь, сложно при такой вилке сохранить доброе имя.
Но с нашими олигархами путь борются. Если тихая гавань на Острове, куда всегда можно было сбежать от уголовного преследования в России, станет ненадежной, глядишь, и отношение к родине у них изменится.
Или я слишком наивен?
Комментариев нет: