Как работает цифровая экономика
В сети разносится жалобная история о том, как очередная убер-версия
оптимизированной логистики помогла начинающим капиталистам жить не
тужить. Оцените — это же просто прелесть:
Для тех, кто не вкурил — начинающие капиталисты тупо заказывали лекарства в одном месте, у крупного фарм-дистрибутора «К». Закупали дешевле, продавали дороже, на разницу — гудели, как тот советский трансформатор. Но подкралась беда:
Снова для тех, кто не вкурил: аптекарям предложили обслуживать клиентов, заказывающих лекарства через сайт «А». То есть люди покупают лекарства на сайте, а получать приходят к ним в аптеку. Аптеке за это дают некоторый процент.
Дьявол, как обычно, крылся в деталях:
1. Клиенты покупают лекарства на сайте по цене сайта, а не по цене этой аптеки.
2. Лекарство аптека выдает из своего наличия (то есть из того запаса, который аптека сама на себя выкупала). Потом дистрибутор им лекарства возместит — но это будет уже потом.
Что произошло дальше — вообще-то довольно очевидно по двум описанным деталям, но лох не мамонт, лох не вымрет, ибо продумывать в голове возможные сценарии событий лох не в состоянии, иначе он не был бы лохом.
Да-да, это классическая схема — весь геморой и накладные расходы повесить на лохов, а самим сидеть на трафике.
Хуже того — лохи не посчитали главного. Вложенные 3 миллиона рублей на депозите под 7% годовых давали бы 210.000 в год без всякого гемороя. Эту цифру тоже надо вычитать из «прибыли» аптеки, чтобы увидеть — а сколько вы реально зарабатываете.
Короче говоря — ребята решили, что могут спокойно сидеть на перепродаже фармы и не париться. Ан нет — дистрибутор решил их постричь и оставить эту маржу себе. В результате маленькие капиталисты бодро закрылись. Один в один как таксисты ныли про «Яндекс-такси заставляет работать», хе-хе.
Вангую, что на выходе останутся универсальные точки выдачи товара, работающие с мизерного процента, да курьеры — а товар будет распродаваться непосредственно крупными дистрибуторами со своих складов через Интернет. При этом точки выдачи и курьеров сделают индивидуальными предпринимателями и повесят на них весь геморой работы с клиентами — как сейчас сделано в Яндекс-такси и прочих Уберах.
В наш век интернет-торговли розница способна выжить только на периферии — садоводства всякие, деревеньки, глухомань. Там, куда курьера посылать невыгодно. Да и то это должны быть товары повседневные, всякая мелочевка, за которой человек не будет планировать поездку в гипермаркет. Бухло, хлеб, сахар, соль — такого типа.
- В 2017 году мы с
мужем открыли аптеку в Подмосковье, где сами проживали. Площадь аптеки
68 м.кв., удачное расположение в центре крупного ЖК с развитой
инфраструктурой. Все шло хорошо, развитие, спрос, стабильные клиенты, к
6-му месяцу вышли на самоокупаемость и жили не тужили зарабатывали
180-220 тыс. руб. мес. Всегда вовремя платили К, получали хорошие цены и
были конкурентоспособными.
Для тех, кто не вкурил — начинающие капиталисты тупо заказывали лекарства в одном месте, у крупного фарм-дистрибутора «К». Закупали дешевле, продавали дороже, на разницу — гудели, как тот советский трансформатор. Но подкралась беда:
- Наступил
2018 год. Конкуренция увеличилась. Число аптек на районе увеличилось у
нас в 2 раза. И вот однажды звонит менеджер от К, у которого мы закупали
товар, и предлагает подключить нашу аптеку к супер-современному сервису
онлайн-заказа лекарств A. Говорят: «Кроме онлайн-заказа у вас еще будут
покупатели делать дополнительные покупки, и вы на этом дополнительно
сможете зарабатывать». И еще мы вам будем выплачивать фиксированный
процент (6%) от всех продаж через наш онлайн-сервис.
Снова для тех, кто не вкурил: аптекарям предложили обслуживать клиентов, заказывающих лекарства через сайт «А». То есть люди покупают лекарства на сайте, а получать приходят к ним в аптеку. Аптеке за это дают некоторый процент.
Дьявол, как обычно, крылся в деталях:
1. Клиенты покупают лекарства на сайте по цене сайта, а не по цене этой аптеки.
2. Лекарство аптека выдает из своего наличия (то есть из того запаса, который аптека сама на себя выкупала). Потом дистрибутор им лекарства возместит — но это будет уже потом.
Что произошло дальше — вообще-то довольно очевидно по двум описанным деталям, но лох не мамонт, лох не вымрет, ибо продумывать в голове возможные сценарии событий лох не в состоянии, иначе он не был бы лохом.
- Оказалось, все
намного хуже, чем можно было бы даже представить. Первое, трафик они
дали, но он просто убил всю нашу маржу и в итоге прибыль аптеки!
Покупатели приходили и забирали свои «готовые» заказы по ценам, которые
устанавливал сервис A. Какое же у нас было удивление, когда мы увидели
накладную, в которой отпускные цены (на ту же продукцию что нам К
поставляет) для покупателей через сервис A были ниже. Первый вопрос у
моей заведующей: — «Зачем К так делает? Это же не честно!» В итоге
получилось, что наш закупленный товар просто лежал на полках мертвым
грузом и мы с него ничего не зарабатывали, а К нам привозил такой же
товар для своих покупателей, которые оформляли онлайн-заказ через A и
зарабатывал на этом сам. Мало того что мы в итоге заморозили на полке
свои же деньги, так еще и работала аптека и все сотрудники на благо A
(К) и выдачу их заказов.
Наша аптека находилась в крупном ЖК, и основные покупатели были именно жители этого ЖК. В итоге сайт A просто приучил всех жителей заказывать товары через свой сайт, и никто уже к нам не приходил за покупками! А сравнивая нашу цену с ценами на сайте A вообще уходили без покупок. Для A это выгодно, использовать нашу аптеку как просто точку выдачи своих заказов – ведь им не нужно платить аренду, не нужно платить зарплаты и налоги, коммуналку, электричество, расходы на технику (чековая лента, канцтовары, этикетки), за уборщицу. А нам ведь на все это нужно было зарабатывать, поэтому конечно у нас наценка не такая низкая как у A.
Да-да, это классическая схема — весь геморой и накладные расходы повесить на лохов, а самим сидеть на трафике.
- Дополнительно
у персонала появились лишние обязанности, и очень часто покупатель даже
не приходил и не выкупал свой товар. Приходилось следить постоянно за
судьбой товара и принимать меры, либо заниматься возвратом, либо делать
переоценку и повторно оприходовать. К тому же у большинства покупателей
не было с собой рецептов, и мы не могли отдать товар, в итого опять для
нас это была лишняя нагрузка. В итоге с 220 000 рублей прибыли в месяц
мы скатились до 57 000 рублей так как начали всю прибыль уже делить с
другими аптеками. Оценив все трезвым взглядом и поняв, что вложено
столько денег (более 3 000 000 руб), а «выхлоп» всего 57 000 рублей в
месяц (наша прибыль стала равна ЗП хорошей заведующей) мы решили
закрывать аптеку. Работать ради выгоды для A и ради арендатора, которому
мы платили аренду – это безрассудство.
Хуже того — лохи не посчитали главного. Вложенные 3 миллиона рублей на депозите под 7% годовых давали бы 210.000 в год без всякого гемороя. Эту цифру тоже надо вычитать из «прибыли» аптеки, чтобы увидеть — а сколько вы реально зарабатываете.
Короче говоря — ребята решили, что могут спокойно сидеть на перепродаже фармы и не париться. Ан нет — дистрибутор решил их постричь и оставить эту маржу себе. В результате маленькие капиталисты бодро закрылись. Один в один как таксисты ныли про «Яндекс-такси заставляет работать», хе-хе.
Вангую, что на выходе останутся универсальные точки выдачи товара, работающие с мизерного процента, да курьеры — а товар будет распродаваться непосредственно крупными дистрибуторами со своих складов через Интернет. При этом точки выдачи и курьеров сделают индивидуальными предпринимателями и повесят на них весь геморой работы с клиентами — как сейчас сделано в Яндекс-такси и прочих Уберах.
В наш век интернет-торговли розница способна выжить только на периферии — садоводства всякие, деревеньки, глухомань. Там, куда курьера посылать невыгодно. Да и то это должны быть товары повседневные, всякая мелочевка, за которой человек не будет планировать поездку в гипермаркет. Бухло, хлеб, сахар, соль — такого типа.
Комментариев нет: