Создатели фейков против фактчекеров

Кристофер Блэр отпивает кофе из чашки. Перед ним три монитора, один из которых привлекает его внимание. Блэр работает из своего домашнего офиса в 45 минутах езды от Портленда в штате Мэн на восточном побережье США.

Почесывая седую бороду, он рассматривает закладки в браузере. Он вновь отпивает пока еще горячий кофе, долго и тяжело вздыхает, после чего подключается к одному из своих многочисленных сайтов.

Сначала он выбирает тему. Кому из политиков повезет сегодня? На кого он обратит внимание? На Билла Клинтона? Хиллари Клинтон? Барака Обаму или его супругу?

Затем приходит время подробностей. Возможно, он придумает какое-нибудь скандальное происшествие, преступление, новый закон или конституционную поправку. Особенно ему нравится менять конституцию — в своих статьях он придумал уже более 30 фейковых поправок (в реальности в конституции США их всего 27).

Блэр откидывается на стуле и внимательно смотрит на экран. Затем наклоняется вперед, кладет руки на клавиатуру и начинает свой привычный ритуал.

Капслок. СРОЧНАЯ НОВОСТЬ: Судно, принадлежащее Clinton Foundation (благотворительная организация семьи Клинтон), задержали в порту Балтимора с наркотиками, оружием и секс-рабами.

Его мозг рождает все новые и новые слова. Они не связаны с реальностью, поэтому ему не нужно тратить время на изучение темы и подтверждение фактов. Его пальцы методично стучат по клавиатуре. Буквы превращаются в слова, слова — в предложения, а предложения создают запись в блоге длиной примерно в 200 слов.

Пишет он быстро.

Опубликовать.

Затем Блэр устраивается на своем кресле поудобнее и наблюдает, как его тексты быстро набирают «лайки» и «шеры».

Во время сумбурной пресс-конференции пока еще не вступивший в должность президента Трамп отказался отвечать на вопрос журналиста CNN Джима Акосты. «Я не буду отвечать на ваш вопрос. Вы — фейковые новости«, — сказал Трамп. С того времени тема фейковых новостей находится в центре внимания — ее обсуждают, о ней спорят, хотя все трактуют ее по-своему.

Есть те, кто считает, что необходимо придерживаться первоначального значения термина, то есть фейковые новости — это недостоверные статьи, по типу тех, которые сочиняли подростки из Македонии. Другие вкладывают в них политически мотивированные конспирологические теории. Возможно, именно в этом смысле термин использовала Клинтон.

Блэр проработал больше 20 лет строителем, у него возникли проблемы со здоровьем. В конце 2000-х годов, когда началась рецессия и объемы строительства уменьшились, он начал искать новые источники дохода и стал писать в блоги тексты с либеральной окраской. Но хотя ему это и нравилось, читателей было не так много. Блогерство не приносило доход.

Тогда он прибег к другой тактике. Он начал сочинять сфабрикованные статьи, которые выглядели как обычные новости. Через клавиатуру он превращал потоки своего сознания в слова и предложения. Когда он видел результаты своих трудов в интернете — сотни и тысячи «лайков» и «шеров» своих постов — он чувствовал признание. Люди намного активнее интересовались фейковыми новостями, чем реальными.

Когда люди начали кликать на его фейковые новости, к нему потекли деньги — благодаря рекламному сервису Google. В 2014 году это позволило ему уйти с основной работы. «Когда тексты начали приносить хороший доход, я больше мог не калечить свое тело на стройке, — говорит он со смехом. — Настало время, когда я мог быть дома с детьми и заниматься созданием фейков».

Блэр начал регистрироваться на сайтах под вымышленными именами, среди которых, например, — Busta Troll и Flagg Eagleton. Он писал от лица американских патриотов, недовольных политикой Барака Обамы, либералов, феминисток, движения чернокожих американцев и других. Успех фейковых новостей подтолкнул Блэра к созданию страницы в «Фейсбуке», которую он назвал America’s Last Line of Defense (Последняя линия обороны США). Она была посвящена фейковым новостям для консервативных республиканцев и сторонниковТрампа.

Заголовки были скандальными, а иногда и оскорбительными. Они создавались с одной целью — спровоцировать эмоции, которые побудят людей делиться статьями в соцсетях.

СРОЧНАЯ НОВОСТЬ: камеру пыток, найденную в подвале Билла Клинтона, назвали комнатой убийств.

СРОЧНАЯ НОВОСТЬ: Обама, Сорос и демократы добиваются приостановки работы правительства, чтобы осуществить госпереворот.

Даже сам Блэр называет придуманные им заголовки расистскими и ксенофобными. Но они стали вирусными, благодаря чему много людей могли их увидеть, нажать на ссылку, что в конечном счете приносило Блэру прибыль.

Однако благодатный период закончился. Политические ветры повернули против него. В адрес Блэра, убежденного демократа с либеральными взглядами, посыпались обвинения в раскручивании популярности Дональда Трампа.

В августе 2017 года по штату Техас прокатился ураган «Харви». В результате погибли десятки человек, а ущерб инфраструктуре Хьюстона и прилегающих районов был оценен в миллиарды долларов. Блэр понял, что это хорошая возможность прибегнуть к своим авторским способностям. Он придумал историю про вымышленного имама в вымышленной мечети в Техасе. Он написал, что когда бушевала стихия, имам отказался приютить у себя немусульман.

На сайте Last Line of Defense говорится: «Наша задача — предоставить вам информацию, которой вы можете пользоваться, чтобы сохранять свою информированность в той мере, которая может быть приятна человеку консервативных убеждений. Пожалуйста, не используйте нашу страницу в сочетании с Google или другими новостями, так как это еще больше вас запутает».

Блэр говорит, что то, что он делает, это не новости, не мнение или пропаганда, а лишь сатира. Его цель в том, чтобы ввести в заблуждение консервативных американцев, чтобы они делились ложными новостями и, как говорит Блэр, тем самым демонстрировали свою глупость.

«Мы всячески даем понять, что наш контент сатирический, чтобы всем было понятно, что это ненастоящие новости», — говорит он, отмечая при этом, что у многих его интернет-страниц есть хорошо заметные предупреждения, которых даже больше, чем у известного сатирического сайта The Onion.

Когда статья становится вирусной, в «Фейсбуке» ее начинают неистово комментировать. Тогда Кристофер Блэр превращается из создателя фейковых новостей в воинственного либерального тролля. «Благодаря нашей деятельности людей увольняли с работы, — говорит он. — Мы раскрывали их сущность их семьям. Можете называть меня злодеем. Но я горжусь тем, что делаю».

Основатель Facebook Марк Цукерберг заявил, что его главная задача на 2018 год — «починить» свою соцсеть, бороться с проявлениями ненависти, со злоупотреблениями, а также с фейковыми новостями. В апреле 2018 года его вызвали в конгресс, чтобы ответить на вопросы законодателей. Одной из тем были фейковые новости.

В результате в июле Facebook объявила, что меняет алгоритм для того, чтобы пользователи в первую очередь видели в своей ленте контент, который размещают их друзья, члены семьи и группы, на которые они подписаны.

(Цукерберг, разумеется, дегенерат. Всё, чего он этим добился — компании заметили, что их контент в соцсетях уже не расходится так же молниеносно и в прежних масштабах. Привлекательность Пейсбука для корпораций упала, поток бабла начал иссякать)

Блэр также заметил, что доходы упали. Из-за введенных «Фейсбуком» ограничений, как он утверждает, сейчас его выручка — лишь ничтожная часть прежних доходов. Но он утверждает, что работает не из-за денег. Он считает себя лидером сопротивления в борьбе с Дональдом Трампом и Республиканской партией. «Я не какой-то там монстр. Я либерал. Я не гонюсь за деньгами», — говорит он.

«Согласитесь вы с этим или нет, но в какой-то степени это искусство, — считает Блэр. — Часто, когда я что-то пишу, я потом перечитываю и смеюсь над собой. Это нелепо».

Комментариев нет: