В Китае идут облавы на украинских заробитчан

Александр Харченко пишет, что украинские нелегалы и посредники в трудоустройстве рискуют попасть в китайскую тюрьму. Семь лет тюрьмы и миска риска с день — вот будущее украинского заробитчанина в Китае.

Несмотря на карантин и коронавирус, украинцы в Китае попадают за решетку из-за нелегальной работы. Китайские власти усилили контроль за нелегалами и теми, кто помогает им трудоустраиваться. Им грозит суровое наказание — от многотысячных штрафов до реальных тюремных сроков.

Наши соотечественники в последние годы уезжали работать в Китай учителями английского в детсады и школы, а также моделями и танцорами на зарплату 2-3 тысячи долларов. В основном танцовщицы летели и в скандальном рейсе с эвакуированными в Новые Санжары из Уханя, откуда пошел коронавирус (о них подробно писала «Страна»).

Но, по данным представителя кадрового агентства по трудоустройству за рубежом Игоря Слинько, примерно 80% китайских «заробитчан» трудятся нелегально, без рабочих виз. «Страна» выясняла, что может грозить работающим в Китае украинцам.

«Держат по 15 человек в камере и кормят одним рисом»

26-летний выпускник Днепропетровского аграрного университета Алексей Дубовик уже больше полугода находится тюрьме 8-миллионного Вэньчжоу на юго-востоке Китая, в 500 км южнее Шанхая. Его обвиняют в незаконном трудоустройстве украинцев в Китае.

«Два года назад Алексей прилетел в Китай преподавать английский язык в детский сад. Сначала, как и многие, работал нелегально, по туристической визе. Позже оформил себе рабочую визу, а также начал консультировать за деньги и помогать найти работу другим. Большинство тех, кому он помогал с работой в Китае, действительно работали по туристической визе», — рассказывает «Стране» его дядя Иван Черевко.

До закрытия границ родные летали в Китай, но свидание им не дали. Из-за эпидемии коронавируса дело стопорится, следствие затягивается.

«Конкретного обвинения не выдвинули, есть лишь предположение. Сначала Алексею предъявили подозрение, вызвали на допрос, а после этого оставили в тюрьме. Там 15 человек в одной комнате, кормят одним рисом. У парня есть адвокаты, мы думали, что все быстро решится, но суда все нет, и когда он состоится, неизвестно», — говорит Черевко.

Дубовик, по его словам, не знал, что услуги посредника при поиске работы в Китае — незаконны с точки зрения китайской юриспруденции. «Он не понимал, насколько это серьезно. Адвокаты говорят, что ему может грозить до семи лет, законы строгие. Мы хотим сделать все, чтобы дело Алексея сдвинулось, и он получил возможность защитить себя», — говорит Черевко.

В посольстве Украине в КНР нам заявили, что дело у них на контроле.

Облавы на учителей и танцоров

Подобные случаи с украинцами в Китае — не единичные. «В Китае строго следят за иностранцами, а в последнее время участились облавы полиции, могут просто остановить на улице и потребовать предъявить документы. Хотя большинство по-прежнему работает нелегально, получить рабочую визу проблематично. Найти место учителя английского в детсаду или в школе в Китае легко, не обязательно даже идеально им владеть, главное — европейская внешность, это считается очень престижно (а украинцам платят намного меньше, чем носителям языка). После онлайн-собеседования берут практически всех, кто может связать два слова по-английски. То же касается танцовщиц. Неважно, как танцуешь, главное — чтоб был «белый человек» и в хорошей форме. Посредники за услуги берут обычно берут по 500-1000 долларов, обычно это те же учителя и танцоры в прошлом, которые взялись зарабатывать подбором кадров. Но поскольку визы делают не рабочие, это незаконно и по китайским законам грозит срок», — рассказывает живущая в Гуанчжоу украинка Елена Сытник.

О том, что власти КНР усилили контроль за выполнением законодательства по трудоустройству иностранцев, предупреждают и в посольстве Украины в Китае.

«В связи с этим участились случаи задержания иностранцев, в том числе граждан Украины, которые нарушают соответствующие правовые нормы», — сообщили нам в посольстве.

«Ни присесть, ни поговорить»

В переделку попали и земляки Дубовика, 20-летние Алина Иванова и Анжела Седлецкая из Днепропетровской области, которые также оказались за решеткой и вынуждены были заплатить штраф и вернуться домой. И, кстати, в том же Вэньчжоу — как говорят, порядки и проверки там одни из самых строгих.

В тюрьме девушки провели почти 7 месяцев.

«В Вэньчжоу нас арестовали за нелегальную работу танцовщицами. Сначала держали в тюрьме за административное правонарушение, а потом объявили подозрение в незаконном пересечении государственной границы и перевели в следственный изолятор с очень суровыми условиями.

Нам не давали общаться с родными, в комнате было 16 человек, временами запрещали вставать с места, говорить можно было только один час в сутки и только на улице, нельзя было держать руки в карманах, складывать руки на груди. Ночью дежурство 2,5 часа — надо было стоять и не двигаться все это время.

Из еды только рис, все остальное нужно было покупать. Затем был суд, который присудил полгода тюрьмы и штраф в 2 тысячи юаней (около 300 долларов), а затем нас депортировали», — рассказывает Иванова о заключении в Вэньчжоу.

Похожая история произошла с 23-летней одесситкой Альбиной Мирзехановой, которая тоже работала танцовщицей в ночном клубе Вэньчжоу. Документы она оформляла через местную посредническую фирму.

Однажды в квартиру, где она жила с еще семью девушками, ворвалась полиция и арестовала всех за нарушение визового законодательства. Как оказалось, им сделали не рабочую визу, а бизнес-визу, которая не дает право на работу.

Мирзеханова также жаловалась на ужасные условия содержания в СИЗО — ее не выпускали на свежий воздух из маленькой камеры и кормили только рисом. В результате девушки также заплатили штраф и вернулись в Украину.

Другая украинка, работавшая учительницей в Китае и пожелавшая сохранить анонимность, рассказала об «адовых условиях» в СИЗО, куда она попала за нелегальную работу и позже была депортирована.

«Я работала в садике учителем английского языка, как многие наши люди делают. Конечно же, не по рабочей визе, — делится с нами украинка. — Агент обещал мне полную безопасность в плане проверок полиции, говорил, что у них все схвачено и проплачено. Проработала около 4 месяцев. А потом в сад нагрянула полиция. Проверили паспорт и повезли в участок (меня и ещё двух моих сотрудников из Украины и России).

В участке мы провели около 15 часов, после этого нам вынесли приговор: 5 суток в тюрьме для административных нарушений, 5 тысяч штрафа. Это был просто ад. Каждый день три раза в день булочки мантоу и вареные овощи (баклажаны, огурцы либо капуста), все очень серого цвета и очень острое. Насыпали все через решетку в ведро, как свиньям. Нам выдали пластиковую тарелку (как судочек для хранения) и пластиковую ложку. Питьевую воду включали только 2 раза в день, кипяток. Душ и туалет в прозрачной кабинке, видеонаблюдение в камере. Камера рассчитана на 8 людей, но жило 12. Спали на старых, грязных одеялах. Один раз в день прогулка в строю по кругу во дворе.

В комнате, в основном, были филиппинки и пара китаянок. Вечером включали телик, в это время нельзя сидеть на кровати, а надо сидеть на маленьком пластиковом стульчике — все в два ряда. В основном, целый день — это просто надо сидеть и смотреть на стены. Ложиться нельзя, только во время сна.

Если ты прилегла, наблюдатели через радио делали замечания. Во время сна два человека по два часа дежурили, все спят — два человека стоят и смотрят, через два часа будят следующих. Присесть или прилечь нельзя. Мыться в отведённое время. Звонить и видеться с родными нельзя».

Юристы подтверждают, что иностранцев-нелегалов в Китае, еще до начала эпидемии коронавируса, стали чаще ловить и наказывать.

Как написал в блоге на сайте China Law Blog адвокат Ден Харрис, в 2019 году в международную юридическую фирму, где он работает, обращалось по 4-5 человек в день, которых стали штрафовать, сажать и депортировать, в то время как раньше таких обращений было по паре-тройке в месяц. И еще в 2017-2018 годах опасность заключения и депортации не была такой высокой.

По данным Харриса, визы иностранцев проверяются полицией, на иностранцев стали «стучать» китайцы, которым платят за такую бдительность. Школа может сама доложить об учителе в полицию, чтобы его депортировали и чтобы не расплачиваться с ним.

«А работники с туристической или бизнес-визой выгоднее китайцам, так они экономят на налогах, а иностранец и не знает, что это нелегально. Только вот когда его поймают, штраф и расходы на депортацию ложатся именно на плечи несчастного учителя. Ему придется заплатить штраф в размере 10 тысяч юаней (1,5 тысяч долларов)», — пишет Харрис.

Тем временем эксперты прогнозируют новую волну «заробитчан» в Китай.

«Из-за эпидемии иностранцев пока не пускают в Китай, но как только границы откроют, люди снова поедут на работу. У нас уже много запросов, многие не боятся ехать на «родину коронавируса», но когда снова начнут набирать учителей и танцоров, пока неясно», — говорит нам Слинько.

Источник

Комментариев нет: