Немного Китая вам в ленту

Лекс Кравецкий пишет: Знаете, я даже готов покаяться — до первой поездки в Юго-Восточную Азию мне она тоже частенько представлялась как такое особое место, где посередь рисовых полей люди некрупного телосложения в этнической одежде вытачивают напильником процессоры в обмен на плошку этого самого риса.

Я даже никак не мог отделаться от мысли, что там с небес всё ещё иногда прилетает напалм, а местами ещё не стихли опиумные войны.

Однако уже после первой поездки мне стало очень смешно читать, когда соотечественники делятся воображаемыми ими описаниями на тему того, как оно там. Причём особенно смешно, когда это написано не про джунгли Камбоджи, а про Китай. Реально, воображаемые теми же людьми представления американцев о России с медведями в ушанках, наверное, даже менее смешны, чем «соломенные хижины» для полутора миллиардов человек, которые «питаются строго червячками и гусеницами», и даже в автомобиле видят чудо цивилизации.

Сразу скажу, в Китае я был далеко не везде, поскольку он реал огромный. Поэтому я без понятия, что там сейчас в горах Тибета или в самой заброшенной деревне Внутренней Монголии. Однако по крупным городам проехать-таки довелось, и даже по городам поменьше тоже.

Так вот, если вам кажется, будто бы Пекин — это такой большой муравейник, покрытый этническими малоэтажными зданиями, то это вы его перепутали с Катманду из какого-то американского кина. На самом деле, если вы хотите представить себе Пекин, то представляйте не эту фэнтезю, не джунгли с хижинами, и даже не центр Стамбула.

Самое близкое к Пекину, что я вообще видел (а видел я весьма много всего), — внезапно, Москва. Если не считать нескольких крупных храмов, Запретного Города и довольно небольшой исторической части города вокруг него, это вылитая Москва. Местами можно даже заретушировать на фотке названия магазинов на китайском, а потом выдавать фотки за Тульскую, Алтуфьево или Авиамоторную.

Причём наиболее близки к сегодняшнему Пекину районы поздней московской застройки — Пекин далеко не малоэтажный, а в основном застроен чем-то типа наших же двенадцатиэтажек, причём даже примерно с тем же дизайном и цветовыми раскладами.

Отдельные пафосные места там выглядят как «Тверская в квадрате» (то есть здания похожего пафосного стиля, но крупнее и с более широким разлётом между сторонами улицы). Ещё есть несколько элитных кварталов — там четырёх–пятиэтажные здания, чем-то напоминающие аналогичные районы в Европах.

Шанхай в этом смысле вообще неясно, с чем сравнивать. Если не считать чего-то типа «более пафосного Арбата» в исторических частях, то самым близким к нему будут иллюстрации в советской и иногда иностранной фантастике про светлое будущее: овердофига небоскрёбов, но не как в Нью-Йорке — в стиле каменных джунглей, — а с огромными пространствами между ними, засаженными деревьями и цветами, футуристическими скульптурами, такими же футуристическими пешеходными переходами и т.п.

Менее пафосная часть застроена тридцати пяти, а иногда и пятидесятиэтажными домами. Есть места, где «в переднем ряду» стоят низкоэтажные исторические здания, а прямо за ними начинаются пресловутые дофигаэтажки.

Города помельче (если не считать самых южных) в качестве аналогии наверно лучше всего соответствуют подмосковному Королёву и некоторым другим недеревенским подмосковьям. На юге же это что-то типа советских курортных городов, но тоже с небоскрёбами и футуризмом, и без г@вношашлычных с круглосуточным шансоном.

По поводу еды.

Говорят, в Китае сохранились какие-то полудикие места, где люди действительно в регулярном порядке едят саранчу и т.п. Однако в городах такое можно посмотреть и попробовать только на специальных рынках для туристов.

В основном же еда почти та же, что в Европах и Россиях. Даже колорит нашенских китайских ресторанов там как-то не особо заметен. То есть в специальных заведениях такое найти тоже можно, но в основном там будет примерно так же, как тут или в Европе, приготовленная свинина, курица, говядина, салаты, вот это вот всё. Разве что — чисто на глазок — выбор пошире, чем в Европейских странах и, пожалуй, даже чем в России (это так, в среднем в российских ресторанах, как совокупности, разнообразия больше, чем в ресторанах каждой отдельной европейской страны как совокупности, кроме, пожалуй, Чехии).

Причём в сабжевых кафе и ресторанах едят не только туристы: основная масса посетителей — китайцы же. И вообще туристов не из Китая везде, где я был, существенно меньше, чем из Китая. Внутренний туризм там офигенно развит, а приехавшие из-за бугра — мелкий к нему довесок.

Кроме относительно роскошных заведений и чего-то типа больших столовых (тоже очень круто и современно оформленных, кстати, но с полусамообслуживанием, как в «Граблях» и ещё кое-где), есть ещё мелкие забегаловки «за три копейки». Там питаются либо самые бедные, либо самые местные. Оформление там пипец убогое (без этнических мотивов — тупо одноцветный кафель на стенах), а основной набор блюд — всевозможные пельмени и лапша.

Тут, кстати, да. Точнее, даже два «да».

Во-первых, пельмени не российское и не украинское, а китайское изобретение. Тупо потому, что там они появились на пару тысяч лет раньше, чем здесь. Сортов пельменей/вареников в Китае реально стопицот и, по-моему, вообще любой существующий в мире продукт, равно как и любая комбинация оных, может оказаться внутри какого-то из них. Есть специальные заведения, где разными сортами пельменей/вареников заставлены огромные стеллажи, а список оных занимает толстенные книги. И вот они, таки да, очень популярный продукт в Китае. Не червячки и не саранча.

Во-вторых, представления многих россиян о том, что китайцы питаются преимущественно рисом, примерно столь же верны, как представления о том, что россияне питаются преимущественно хлебом. Причём аналогия тут самая прямая — рис в основном правда играет ту же роль, что и хлеб в России: его дают за компанию к другим блюдам, он, как правило, совершенно пресный и потребляется фактически вприкуску по мере потребления основного заказа. Прямо как хлеб.

И, таким образом, пресловутая «плошка риса» — полный аналог корзинки с хлебом, которую ставят на стол в российских заведениях.

В общем, еда из китайских ресторанов России и Европы там тоже встречается, но как бы между всей остальной едой. Видимо, китайские рестораны за границей специально отбирают себе в меню то, что покажется тут наиболее экзотичным, но всё-таки не настолько, чтобы оттолкнуть основную массу посетителей.

Ещё есть весьма распространённое «заочное впечатление», будто бы в Китае везде адские толпы. Ну, типа, «китайцев же очень много, а потому там на улице должно быть как в московском метро в час пик».

Так вот, визуально там плотность людей на улицах столиц меньше, чем в Москве. Причём и в метро аналогично — я попадал в часы пик, но ни разу со мной не было такого, что ты спускаешься на станцию и попадаешь в давку, где все вплотную друг к другу.

В среднем это примерно как в московском метро в выходные или в середине дня: не пусто, но и не давка.

Правда, один раз всё-таки довелось войти в вагон (не на станцию), где все стоят почти вплотную. Но всё-таки войти получилось, причём даже с чемоданами, которые мне и товарищам добрые китайцы из этого вагона даже децл помогли в него втащить.

Метро, кстати, довольно красивое и чистое. Не столь круто, как на некоторых станциях в Москве, но и не так, как в некоторых европейских городах, где это что-то типа смеси кошмара клаустрофоба с киберпанком (тут тоже не надо думать, что в Европе везде так — в среднем там метро весьма и весьма приличное).

Одежда, обратно же, совершенно не этническая. От Москвы оно вообще в среднем неотличимо, поэтому и тут ранее сформулированный принцип работает: хотите представить себе Пекин — представьте Москву с вывесками на китайском.

А да, ещё про транспорт. Нет, блин, там не ездят на рикшах. Их даже в туристических местах почти никогда не увидишь. Там метро, автобусы, огромные аэропорты и вот это вот всё. И поезда, которые, сц%ко, фигарят на скорости 300 км/ч, причём так плавно, что внутри даже вода в стакане не покачивается.

В поездах у всех сидений столики и розетки. Многие достают ноутбуки или планшеты и всю поездку шарятся в интернете, что-то пишут, и — я видел — даже что-то программируют.

В общем и целом, цивилизованный Китай (в коем, кстати, проживает основная масса его населения) — это не мир хижин и рисовых полей и не адский киберпанковский муравейник, а Москва с Подмосковьем, растянутые на многие тысячи километров.

При этом не надо думать, что это что-то типа Большого Токио — сплошная застройка. Когда едешь на поезде по самой густонаселённой области — между Пекином и Шанхаем — то в основном за окном наблюдаешь поля. Вообще без застройки.

Если на это дело взглянуть с самолёта, то это выглядит как эти самые поля, где на почти равномерной по расстояниям (хотя и не равномерной по геометрии) сетке построены микро-города на пару–тройку кварталов.

С земли практически каждый из них находится за горизонтом, если смотреть из любого другого, а потому оно и воспринимается как «в основном это чистое поле».

Отдельно надо сказать про промышленность. Я спецом по предприятиям не ходил, но всё-таки в паре штук побывал и сколько-то видел снаружи. И нет, это совсем даже не хижина дедушки Ляо, где он ржавым молотом на ржавой наковальне выковывает робот–пылесос. Это — современные предприятия с современными же технологиями.

Вот вам завод Foxconn (HonHai Precision), на котором делают ойфоны аппле:

Это отнюдь не самое хайтечное производство в Китае, потому что ойфон — это так, гогнофон для дураков.

На шёлкопрядильной фабрике, где я был внутри, единственная операция, которая выполняется руками, это складывание тонких слоёв хаотично переплетённого шёлка в слои шёлковых одеял. Всё остальное автоматизировано, и работники только следят за работающими автоматами, иногда подвозя новые порции сырья и поправляя что-то, что запуталось. Эту единственную операцию, со слов местных работников, они бы тоже автоматизировали, но не получается сделать автомат, которые не рвёт через раз эти тонкие и хаотичные слои.

При этом, хрен знает, может это только там у них не получилось, а в других местах уже получилось.

Однако, нет, если вам надо выпиливание ржавым напильником в хижине, вам не в Китай. В Китае в этом смысле скорее ближайший полувек из технократической советской фантастики (именно технократической, поскольку единения с природой и прокачивание тонких духовностей — тоже не по адресу).

В РФ можно пронаблюдать овердофига заброшенных заводских территорий, а потому некоторым может казаться, что и в Китае так же, только там на этих развалинах ещё и люди работают, но нифига. Там всё кругом кричит о стремительном техническом прогрессе и это скорее тут у нас массовое производство в хижинах дедушки Ляо, чем у них.

Ещё есть такая расхожая фишка, будто бы там на каждом шагу по Мудрости Востока, а каждый встречный — знаток этой мудрости и вас с загадочным прищуром о ней просветит.

Но тоже нет. Китай (как, кстати, и Вьетнам) почти поголовно атеистическое государство. Храмов весьма мало, и они постоянно пустые. Местные жители, по слухам, в качестве глубокой восточной религиозности разве что совершают на праздники обряды, подобные российской покраске яиц на пасху, и в основном дело на этом кончается.

Если вам надо буддистских монахов и овердофига храмов, вам не в Китай — вам в Лаос. Вот там этого добра — хоть ешь противоестественным образом. Правда, немного смущает, что эти их лаосские монахи в оранжевых костюмах через одного ходят со смартфонами и планшетами. Причём вдобавок, завидев смартфон у тебя, ещё и начинают что-то весело обсуждать. Подозреваю, что-то типа «смотри-ка, цивилизация всё-таки добралась и до этих белых обезьян тоже».

В Китае же единственное масштабное разводилово в области экзотического мистицизма — овердофига заведений «народной медицины». Где окучивают не только туристов, но зачастую и местных тоже. Одновременно с тем, нормальных аптек, больниц и поликлиник существенно больше, чем в РФ. В одной из таких — причём в относительных ж@пенях — мне даже довелось побывать. Несмотря на общую убогость здания (нет, оно тоже не этническое — просто слегка раздолбанное), я слегка прифегел, когда при проходе по коридору через приоткрытые двери пронаблюдал аж три томографа. Возможно, их в этой поликлинике даже больше — хрен знает. И в довесок к ним ещё минимум три рентгеновских аппарата, причём, видимо, электронных, а не с плёнкой.

Но вот «народная медицина» на широкую ногу — пипец, да. Однако из всей экзотики, мистики и религии более–менее заметна только вот она.

В общем, если вам всё ещё кажется, будто бы Китай — это такое экзотическое государство, застрявшее в смеси средневековья и начала двадцатого века, куда белые господа отдают на аутсорс вытачивание процессоров напильником и производство какой-то простейшей хренотни, об которую человеку с Запада неприлично даже руки марать, то вы совершенно неправильно представляете себе ситуацию.

В общем, завязывайте уже с байками про «плошки риса», «соломенные хижины» и «дикарей с напильниками». На дворе 2020-й, а не 1820-й — расклады давно уже радикально поменялись.

Это уже не там дикари в соломенных хижинах, это скорее у нас тут на их фоне повсюду дикари в соломенных хижинах.

Хотите соломенных хижин, запредельной бедности и фэнтезийного Юго-Востока — вам в глубины Камбоджи или Мьянмы, а не в Китай.

Материал: https://lex-kravetski.livejournal.com/660906.html

Комментариев нет: