О богатовекторности, кредитах и национальной уникальности

 

Ничего нет нового под Луной, всё уже было когда-то. Вот и Лукашенка уже был. Только звали его немного иначе, и правил он несколько южнее. Да-да, сегодня мы поговорим об истории успеха багатовекторной Румынии при Чаушеску.

Свое правление Чаушеску начинает с амнистии 9000 политических заключенных. В 1967 году Румыния, первой из стран советского блока, признала ФРГ и установила с ней дипломатические и торговые связи. Поддерживала тесные отношения и с Израилем.

В августе 1968 года, за несколько дней до советской оккупации, Чаушеску посетил Прагу и на встрече с первым секретарём ЦК КПЧ Дубчеком выразил поддержку Чехословакии. В день ввода советских войск в Прагу Чаушеску, выступая на многотысячном митинге в Бухаресте, осудил вторжение СССР в Чехословакию как «колоссальную ошибку, серьезную угрозу миру в Европе и судьбе социализма, постыдное пятно в истории революционного движения». Он заявил: «на защиту независимости нашей социалистической отчизны мы бросим силы вооруженных рабочих, крестьян и интеллигенции». Чаушеску серьёзно опасался ввода в страну войск стран Варшавского договора.

Такая позиция Бухареста понравилась Западу. Поддержать его специально прилетел министр иностранных дел Великобритании Майкл Стюарт. В 1969 году Бухарест принял Никсона: президент США впервые официально посетил социалистическую страну. Именно Чаушеску в 1969 году стал одним из посредников в урегулировании кризиса между США-КНР и установлении дипотношений между ними.

В том же году Румыния объявляет нейтралитет в Советско-китайском конфликте на Даманском. В 1974 Румыния, единственная из стран СЭВ, подписала договор наибольшего благоприятствования в торговле с Европейским содружеством. В 1975 года такой режим ей предоставили США.

В результате расширяются старые металлургические производства в Трансильвании, создается громадный сталеплавильный комбинат в Галаце. С конца 60 годов в Румынии на всю мощность заработали заводы легкой промышленности — страна стала крупнейшим экспортером текстиля (постельного белья и рубашек) в Европе.

Построены предприятия черной и цветной металлургии, химической и нефтехимической, мебельной промышленности. Усиленно развивалась добыча драгоценных и цветных металлов, урана, нефти, газа, угля. С начала 1970-х годов румынские предприятия в большом количестве производят станки, турбины для электростанций, вагоны, локомотивы, тракторы, комбайны, грузовики, бытовую технику.

В 70-е годы Румыния строит самые большие и современные нефтеперерабатывающие и нефтехимические заводы в Восточной Европе. Цель: перерабатывать дешевую импортированную из СССР и Ближнего Востока нефть, а экспортировать высокооктановый бензин, авиационное топливо, краски и полимеры.

В Румынии производили трактора, грузовики, локомотивы и вагоны, станки, карбюраторы, двигатели, сельскохозяйственную технику, насосы. С 70-х годов Румыния стабильно входит в десятку крупнейших в мире производителей бурильной и карьерной техники для нефтегазового и горнорудного секторов.

В 1972 году на автозаводе ARO было освоено массовое производство гражданского джипа ARO-24. По лицензии его собирали в Португалии, Испании, Польше, Бразилии и Чехословакии. За все время существования, завод выпустил около 380 000 автомобилей, более 90% шло на экспорт более чем в 100 стран. Завод также производил БТРы.

Грузовики Germania, производимые по лицензии MAN, экспортировались, в том числе в США. В 1968 году по купленной у Renault лицензии начался выпуск автомобилей Dacia 1100. С 1969 завод освоил производство новейшей модели Renault R12/ Dacia 1300. В 1976 году создано СП Citroën—Oltcit. Выпускаемые в Румынии автомобили поставлялись в Западную Европу, Южную Америку и Ближний Восток под именем Citroen Axel.

С 1976 году компания Aerostar выпускала малые учебные самолеты на базе ЯК-52 (собрано 1800 машин), а также модернизировала истребители МиГ 21 и МиГ-29.

Летом 1979 года Румыния купила у Британской BAE Systems лицензию на производство пассажирского реактивного самолета BAC 1-11. Его производили на специально построенном в Бухаресте заводе Romaero. Всего при Чаушеску успели построить 9 самолетов Rombac 1-11. Вам это кажется смешным — но они стали изначальной основой флота ирландской Ryanair. Сейчас этот завод выпускает детали для новых самолетов Airbus, Boeing, Bombardier.

Румыния активно развивала предприятия ВПК, особенно после ухудшения отношений с СССР в конце 60-х. Начиная от собственных заводов пороха, боеприпасов, амуниции, пушек и заканчивая девятью бронетанковыми заводами, производившими БТРы, БМП, СУ, танки, системы залпового огня.

Румыния на своих верфях производила торпедные катера на подводных крыльях, миноносцы и сторожевые корабли. Освоив в 1977 году собственное производство танков с дизельным двигателем (по немецкой лицензии), румыны поставили их не только своей армии, но и экспортировали в Африку и на Ближний Восток.

В 1972 году была основана компания Craiova Aircraft, в кооперации с югославами производившая военный штурмовой истребитель IAR-93 Vultur (Eagle). На нем стояли британские двигатели, французская и шведская электроника. Всего за период с 1975 по 1992 построено около 200 самолетов.

Industria Aeronautică Română (IAR) в 1968 освоила производство вертолетов, планеров и легких самолётов. Всего до падения социалистического режима построено 370 вертолетов (IAR 316 и IAR 330), 830 планеров, включая моторные планеры, и 140 самолетов. Сейчас 51% акций завода принадлежит европейскому концерну Eurocopter Group.

Был у Чаушеску и свой Атомный проект. В 1978 году Чаушеску подписывает договор о строительстве первой АЭС с канадским концерном Atomic Energy of Canada Limited. Станцию планируют ставить пять реакторов по 706 МВт. Строительство первого блока началось в январе 1982 года, пятого — в декабре 1987-го. С помощью Канады румыны наладили производство тяжелой воды и ядерного топлива для АЭС.

Кто же за все платил? Ну конечно же, Запад!

Все строительство 60-70 годов Румыния финансировала из доходов от экспорта нефтепродуктов и зерна, а также за счет западных кредитов. С 1972 года Международный банк реконструкции и развития начинает кредитовать индустриализацию Румынии под 3% годовых (в Западной Европе в это время уровень годовой инфляции 10%).

В результате нефтяного кризиса 1973 года резко подскочили цены на нефть и многократно увеличился поток денег из нефтедобывающих стран в западные банки. У тех возник избыток денег, кредитная ставка рекордно упала до 1-2% годовых и банки начали массово кредитовать страны, в том числе из соцлагеря. Румыния набирает еще больше кредитов на покупку технологий и лицензий у компаний из США и Западной Европы, строительство заводов и модернизацию села.

Нищая Румыния сильно разбогатела. Уже к концу 70-х подавляющее большинство городских жителей Румынии жили в отдельных квартирах. Крестьянская реформа затронула почти все сельское население страны — было ликвидировано свыше 8000 «бесперспективных» деревень. Их жители переселены в трехэтажные многоквартирные дома в новых агрогородках. Там у них было центральное водоснабжение, канализация, отопление, электричество и асфальтированная дорога. В каждом агрогородке была школа, комбинат бытовых услуг, гастроном.

В начале 70-х, когда создавались агрогородки, экономика Румынии была на подъеме, и новоселам казалось, что они из феодальной деревни середины XIX в. вдруг оказались в будущем — почти в коммунизме.

Около $1,2 млрд пошли на восстановление Бухареста после землетрясения 1977 года, разрушившего свыше 20% столицы — практически весь исторический центр. Правительство воспользовалось этим и создало новый облик столицы, в центре которой возвели второе по величине здание в мире (6000 комнат) — «Дворец Народов» — Парламент Румынии. От него был проложен 6-километровый проспект Победы Социализма, напоминавший Елисейские поля Парижа.

В 1977 году казалось: индустриализация Румынии идет победным маршем. Объем промышленного производства за 10 лет вырос в шесть раз, а по сравнению с 1944 годом в 100 раз, национальный доход — в 15 раз!

Как говорится — ничто не предвещало. Пацан к успеху шел, и практически пришел.

Как известно, в 1971 г. Румыния первой из соцстран вступает в Генеральное соглашение по тарифам и торговле (предшественник ВТО) и в Международный валютный фонд. В 1975 г. США предоставляют Румынии статус наибольшего благоприятствования в торговле, что открыло возможность для новых кредитов. И Лукашеску Чаушеску кредитов набрал.

Но случилось страшное — к концу 70-х цены на нефть стабилизировались, а взятый под плавающий процент кредит на глазах дорожал. Начиная с 1976 года процентная ставка росла на 1% в год — до 4%, 5%, а летом 1979 года уже до 11,2%. И это были еще цветочки.

Ягодки пришли из Ирана. До 1979 года крупнейшим поставщиком нефти на румынские заводы был Иран, менявший ее по бартеру на румынские товары по твердой, независимой от рынка, цене. Но в 1980 году революционеры, свергшие шаха, отказались от бартера и стали требовать за свою нефть доллары США. Румыния сталкивается с проблемой: как загрузить свои НПЗ и одновременно сбыть продукцию машиностроительных заводов?

(Вам еще ничего не кажется подозрительно похожим на одну синяокаю страну? Ну там чужая нефть для своих НПЗ, и продажа в ответ своих гогнотоваров?)

Дальше — больше, беда не приходит одна. В США начинается «рейганомика». Главная стратегия нового руководителя Федеральной резервной системы Пола Волкера — побороть инфляцию. К июню 1982 года он поднимает ставку до 21,5%. Взятые Румынией в кредит $11 млрд требовали на ежегодное обслуживание свыше $3 млрд — это превышало стоимость всего годового экспорта республики.

В результате уже в 1981 году представители президента Рейгана предложили Чаушеску выйти из СЭВ и Варшавского Договора и провести либерализацию экономики, а также приватизацию. За это Запад обещал списать большую часть долга. Чаушеску отказался, заявив, что никто не будет указывать Румынии, как вести политику: «А долги мы выплатим — все до копейки и раньше срока».

США и МВФ предлагали Румынии не форсировать выплату долгов, а пойти по пути Латинской Америки, и наоборот их наращивать в обмен на либерализацию рынка. В ответ Чаушеску провел в 1983 году референдум, который вообще запретил внешние займы.

Тогда в 1985 году ЕЭС отзывает режим максимального благоприятствования в торговле с Румынией.

Собственно говоря, в этот момент Чаушеску уже стал трупом — просто он этого не понимал.

Перед правительством была поставлена задача рассчитаться с кредиторами за десять лет. В стране ввели жесткие меры экономии, которых не было даже в годы Второй мировой войны. Румыния резко отказывается от импорта продуктов и товаров повседневного спроса — ввозиться лишь необходимое для румынского производства. Все румынское, что можно было продать за рубеж — шло на экспорт. В структуре румынского экспорта, выросшего с 1967 по 1987 год более чем в 9,6 раза, стали преобладать изделия с высокой степенью обработки (62 % всего экспорта). На экспорт шло около 85 % готовых текстильных изделий, 88 % обуви, 93 % бензина, производившихся в стране. В результате в 1987 году Румыния даже вышла на 12 место в мире по объему экспорта.

Румыния действительно рассчиталась с долгами досрочно, и 12 апреля 1989 года Чаушеску торжественно по телевидению объявил народу, что страна полностью выплатила внешние долги.

Но это уже никого не интересовало. Выплата долгов просто обвалила социальное положение населения. В 1981 году в Румынии ввели карточную систему отпуска большинства продуктов и товаров повседневного потребления. Бензина полагалось 30 литров в месяц на один легковой автомобиль. Ограничено потребление электричества в быту (зимой запрещено пользоваться холодильником, круглый год пылесосом), горячая вода подавалась в квартиры два раза в неделю, телевидение работало 2-3 часа в день. В стране, пережившей в 60-е — начале 70-х резкий социальный подъем, наступает эпоха тотального дефицита. В самом жутком положении оказались многодетные семьи и крестьяне. Потребление мяса сократилось до 37,2 в 1988-м году.

Даже армия — и та обнищала.

В декабре 1987 года Чаушеску заявил, что «Румыния не будет продавать заводы капиталистам, к чему ведет Горбачев, а допустит рабочих к их владению». Предполагалось 25% акций предприятий передать через три года их работникам. Но как это было сделано? В фонд их оплаты шла четверть зарплаты рабочего — то есть зарплата упала на четверть. В результате скудные доходы румын еще больше упали в самый критический период экономии. Это еще больше обозлило народ.

Румыния выплатила внешний долг, но столкнулась с невозможностью продавать свою продукцию. Да-да — вчерашние друзья внезапно закрыли свои рынки для румынской продукции. С чего бы это? Лукашеску Чаушеску искренне не понимал, в чем тут дело. Потому что колхозан не понимал, как работает мировая экономика. Он верил в «свободный рынок», путая его с колхозным базаром.

С приходом в январе 1989 года нового Президента США Джорджа Буша западные политики открыто стали называть Чаушеску сталинистом, диктатором, тираном и лишили страну режима наибольшего благоприятствования в торговле.

С 1988 года радиостанции соседей Румынии активно транслировали слухи, что, пока народ голодает, чета Чаушеску жирует, живет в огромном дворце с золотыми дверными ручками и унитазами (привет Януковощу), купается в роскоши, у них сотни шуб, тысячи пар туфель. А личного пса Чаушеску якобы возвел в полковничий чин, и тот живет в отдельной спальне с телефоном и телевизором.

Казалось бы — ахинея ахинейская. Но обозлённый народ был готов верить в любые гадости.

15 декабря 1989 года в Тимишоаре сотрудники Секуритате (румынского КГБ) попробовали депортировать протестантского священника Ласло Тёкеша, проповедовавшего «право свободного самоопределения венгерского большинства Трансильвании». Собравшаяся толпа ответила выстрелами. Привлеченные внутренние войска, усиленные бронетехникой, сумели разогнали протест. Появились первые убитые.

Между прочим, премьер социалистической Венгрии Миклош Немет впоследствии признал, что спецслужбы его страны поставляли румынской оппозиции оружие и подкупили коменданта округа генерала Виктора Стэнкулеску. Государственное радио Венгрии заявило о якобы 60 000 погибших мирных граждан. По Румынии прокатились акции протеста. Вот такой вот был социализм и дружба народов в СЭВ и Варшавском договоре.

Интересен выбор момента для провокации: в эти дни Чаушеску в Иране как раз заключил несколько крупных торговых договоров — иранская нефть в обмен на румынские товары. Но никто не собирался давать Чаушеску возможность соскочить — равно как и позволять Ирану сбывать свою нефть в обход санкций.

Вернувшись в страну, Чаушеску немедленно ввел военное положение и приказал мобилизовать 50 000 рабочих активистов из Патриотической гвардии. Это была ополченческая структура, созданная после советской оккупации Чехословакии и формировавшаяся на территориально-производственной основе под контролем госбезопасности.

В тот же день в своем кабинете был обнаружен застреленный министр обороны Василе Миле. На его место Чаушеску назначил генерала Стэнкулеску — из Тимишоары. Того самого, уже купленного венграми.

Поздно вечером Чаушеску лично выразил протест послу Советского Союза в связи с «совместными враждебными действиями СССР и других стран Варшавского блока против Румынии». (и снова вы не чувствуете параллелей?)

Дальнейшее вы знаете. Утром 22 декабря руководители Секуритате генерал Влад и полиции генерал Кымпяну приказали подчиненным не стрелять в собравшуюся у здания ЦК Компартии Румынии протестующую толпу и сняли охрану. Еще раньше то же самое сделал новый министр обороны Стэнкулеску. В результате в полдень восставшие без сопротивления разграбили здание ЦК. За несколько минут до этого охрана на вертолете вывезла оттуда супругов Чаушеску. По плану эвакуации Чаушеску должен был прибыть на запасной командный пункт в Карпатских горах, но по приказу министра обороны Стэнкулеску был задержан, осужден трибуналом и расстрелян.

Трибунал обвинил Президента в разрушение экономики Румынии, вооруженном выступлении против народа, убийстве 64 000 протестующих в Тимишоаре, геноциде собственного народа, открытии секретного счета в зарубежном банке на $1 млрд и попытке сбежать с ними за границу.

Президент не признал полномочий трибунала судить его и обозвал происходящее советским заговором. Но всем уже было плевать на то, что там говорит труп.

В 1999 году суд Румынии установил, что в результате революции погибло не 64 000 человек, а 1104. Из них более 1000 были убиты уже после ареста Чаушеску провокаторами или в результате «дружественного огня» одних «повстанцев» по другим. А применить оружие при разгоне протестующих в Тимишоаре (где погибли первые 59 человек) отдал приказ Виктор Стэнкулеску, получивший деньги от правительства социалистической Венгрии, по словам тогдашнего венгерского премьера.

В 1999 году суд осудил Стэнкулеску за мятеж и убийства мирных граждан на 15 лет, которые он полностью отсидел. В 2007 году румынский суд еще раз подтвердил, что события декабря 1989 года были военным переворотом, осуществленным Стэнкулеску, а приведшие к нему беспорядки организовала и спровоцировала группа во главе с бывшим секретарем по идеологии Компартии Румынии Ионом Илиеску, возглавившим страну после свержения Чаушеску. Ион Илиеску намерено провоцировал и вводил в заблуждение протестующих и военных, направляя их стрелять в друг друга, причем обе стороны думали, что воюют с силами мятежных спецслужб.

Хотя большинство ближайших родственников Чаушеску пережили революцию, они умерли в глубокой нищете. Сын Нику, умерший в 1993 году от цирроза печени, последний год жизни клянчил выпивку у пивной. Дочь Зоя была уволена с должности заведующей кафедры математики Бухарестского университета, и в начале 90-х собирала пустые бутылки на улице. Умерла в 2006 году.

Источник

Комментариев нет: