Американцы начали что-то подозревать
Сегодня — день, когда каждый из нас, кто когда-либо шутил по эстонцев и их национальную когнитивную неторопливость, должен склонить голову в покаянии перед нашими тормознутыми соседями. Они не заслужили нашей иронии.
Дело в том, что на фоне журналистов и экспертов самой крутой сверхдержавы планеты эстонцы и чукчи смотрятся как мастера игры в брейн-ринг, которые дают досрочные ответы на самые каверзные вопросы мироздания.
Ибо Америка начала что-то подозревать. Пока, разумеется, не вся и несмело. Американское медийное сообщество уже несколько дней гудит из-за скандальной статьи журнала The New Yorker, где в 2020, черт побери, году высказывается невероятное в своей новизне предположение: а что, если в 2016 году русские не очень-то и повлияли на результаты американских выборов своей пропагандой? И как жить, есть окажется, что американцы выбрали Трампа по большому счету самостоятельно?
Известный журналист Мэтт Тайбби ехидно замечает по этому поводу, что сама эта идея о минимальной роли России в появлении Трампа в Белом доме 4 года назад считалась настолько еретической, что сам The New Yorker люто мочил тех, кто смел ее высказывать.
Но это еще не все. В материале колумниста Джошуа Яффы из New Yorker есть еще несколько поразительных в своей новизне идей:
— не только российские политики занимаются манипуляцией общественным
мнением — например, нынешнее руководство Польши пришло к власти в том
числе распространяя теорию заговора о том, что авиакатастрофа под
Смоленском была политическим убийством. (тут автору не хватило смелости
назвать вещи своими именами, но в его фразах про «смешанные результаты»
работы многочисленных европейских НКО по борьбе с российской
пропагандой, так и слышится что-то неразборчивое про «распил»).
— но это еще не все. Самый мощный публицистический прием автор приберег
для того, чтобы объяснить, почему в США и Европе все так плохо с
уязвимостью перед внешними или внутренними конспирологами, популистами и
дезинформаторами.
Так как в современном западном политологическом и культурологическом языке даже нет подходящих понятий для описания его мысли, то мистер Яффа «подрезал» нужные термины и формулы у (будете смеяться) украинского эмигранта-политолога Питера Померанцева, который сейчас зарабатывает на жизнь в Лондоне консалтингом, и, в свою очередь, взял термины у философа Гройса, в его уже какую-то очередь почерпнувшего идею из Каббалы.
Наберите воздуха, как говорил покойный Задорнов.
«Померанцев описывает наше нынешнее состояние неуверенности и взаимного недоверия как «Большой цимцум»… В оригинальном повествовании (каббалистической — прим. Орда) легенды Бог удаляется из мира, который он создал, оставляя за собой вакуум. Гройс использовал эту идею как способ объяснить пустоту, оставшуюся после краха коммунизма в начале девяностых: «бесконечное пространство знаков, лишенное смысла» (тут продвинутые гуглят слово «симулякр»).
Однако оказывается, что не только проигравшая сторона в холодной войне столкнулась с расплатой Большого Цимцума. Её победители на Западе сейчас переживают нечто похожее — время, в которое, как выражается Померанцев, «то, что раньше считалось нормальным, растворилось, и идёт гонка за формирование новых идентичностей из потока». В этой дезориентирующей новой реальности «истина непознаваема, будущее растворяется в мерзкой ностальгии, заговор заменяет идеологию…».
Переводим на человеческий: все п****т как легион Троцких и пытаются навязать искусственную реальность настоящей в качестве самосознания. Итог — на улицах США.
И чё делать с этим Большим Цимцумом? Автор The New Yorker предлагает лечить американское общество. Хотя вообще-то из его повествования следует, что для заполнения идеологического вакуума в США нужно восстановить СССР.
Но не будем требовать от американского журналиста слишком многого. Его и так могут за Большой Цимцум начать гонять, как Сноудена. А Москва — не резиновая.
Комментариев нет: