Культура и детеныши


Немного возрастной рефлексии, симпатичнейшие мои. Интервью Моргенштерна Дудю, помимо чертовски смешного эпизода с рестораном и экселевской табличкой (sic!), навело меня вот ещё на какие наблюдения.

Мы привыкли воспринимать конфликт поколений в форме неизбывно повторяющегося паттерна: молодое поколение дерзновенно рвёт нормы всяческой нравственности и крушит шаблоны дозволенного, в то время как поколение старшее всем этим гоморрам ужасается и ничего не понимает. Затем молодняк дряхлеет, окапывается по периметру комфортом и пузиком и сам уж принимается консервативно недоумевать, не принимать и порицать новых задорных хулиганов. И так из раза в раз, циклично.

Но вот Моргенштерн как будто демонстрирует сбой в этой ровной преемственности. В его манере эпатировать я не увидел ничего дерзкого, сотрясающего основы морали. Мат через каждое слово? Ну надо же. Никогда такого не было – и вот опять. На момент моей хрустально-солнечной юности «Мальчишник» исчерпывающе и с огоньком осветил все темы в жанре sex rap, а какие-нибудь 2 Live Crew сделали это ещё на десять лет раньше. «Сектор Газа» с «Красной плесенью» тоже были очень и очень давно.

И вот теперь я, поколение безнадёжно дряхлеющее, должен быть шокирован треком «Пососи»? Серьёзно? Это вот такой небывалый эпатаж что ль?

Ну да Cradle of Filth с ним, с эпатажем, может, новые рубежи успешны освоены на поприще расколбаса? Безумного драйва, дикого камлания? Алишер постоянно указывает на то, что смысл его концертов не в музыкальности и поэтичности, а в том, чтобы разъ#баться. И вот я смотрю куски его выступлений: слушатели стоят перед сценой, их много, и все они просто снимают действо на телефоны. Где заявляемый разъ#б и торжество хаоса?

Я видел разъ#б и торжество хаоса на концертах Guns N’ Roses, Prodigy, Нирваны и РХЧП – древних стариков далёкого прошлого, иных уж нет среди нас.

Ну хорошо, может быть, я чего-то просто не понимаю? Мне всегда очень нравится думать о юном поколении по Стругацким, в концепции «Хромой судьбы»: они все такие неприятные, непонятные, отталкивающие, но это не потому, что они такие, а потому что это мы не видим, мы устарели, и нам бы хотелось в их новый лучший мир, но главное не забыть вернуться. Очень красиво. И иногда мне кажется, что я вижу эту концепцию в проявлениях малышей.

Но здесь… увы, здесь всё очень понятно, очень знакомо, очень было. Хорошо забытое старое, только версия лайт. Кстати, точно так же квазифеминизм четвёртой волны делает вид, что это он впервые изобрёл сильную женщину в массовой культуре, и якобы эта сусальная, бесконечно корректная сильная женщина революционней, чем Сара Коннор и Рипли.

Чорт, да даже молодой русский рэп – это рок 80-х, только без сахара, кофеина и мяса.

Но только я было решил, что все эти мысли меня разочаровывают, как вспомнил слова Екатерины Шульман про пресловутый конфликт поколений: нынешние родители и дети – первый случай, когда привычного конфликта поколений не наблюдается; дети особо и не бунтуют, а родители особо и не ужасаются. И если принять эту точку зрения за справедливую, то вся моя зевота, связанная с условным «творчеством» Моргенштерна, становится вполне оправданной и закономерной.

Более того, получается, что, быть может, это не так уж и плохо? В конце концов, помимо эпатажа и раз#ёба есть ещё масса удивительных вещей, которыми детёнышу можно порадовать старика.

Материал: https://kenichi-kitsune.livejournal.com

 

Комментариев нет: