Зачем российским школьникам финский концлагерь
«В Карелии построили копию концлагеря для малолетних узников. Туда будут возить школьников на военно-патриотические игры», «В Карелии бутафорский концлагерь для детей перенесли на новое место», «В Карелии откроют бутафорский концлагерь для школьников» — такие и подобные издевательские заголовки появились в СМИ разного рода либеральности («Медуза», «Радио Свобода», «МБХ-медиа») над новостями о том, что в Карелии готов к открытию скорбный исторический мемориал.
Ни в одном из этих материалов, не жалеющих ядовитого сарказма по поводу строительства «бутафорского концлагеря для школьников», не было хоть чего-то, напоминающего читателям о чудовищной исторической правде, которой посвящён построенный мемориал. Например, такого свидетельства пленного финского солдата Тойво Лайне: «В первых числах июня 1944-го года я был в Петрозаводске. На станции Петрозаводск я видел лагерь для советских детей. В лагере помещались дети от пяти до 15 лет. На детей было жутко смотреть. Это были маленькие живые скелеты, одетые в невообразимое тряпье. Дети были так измучены, что даже разучились плакать и на все смотрели безразличными глазами». Нет, там только ирония над тем, что сейчас, в 21 веке, будет построена копия концентрационного лагеря. Зачем, дескать, такое строить, а тем более — возить туда школьников?
Просто поразительно, сколько тут цинизма, лицемерия и двойных стандартов!
Ни малейших возражений у этих господ (они нам не товарищи) не вызывает существование музея «Пермь-36» на месте бывшего советского лагеря для заключённых. Ну, ещё бы — ведь это «святое место»: там сидели Натан Щаранский, Владимир Буковский и Левко Лукьяненко! Никаких возражений — а только, напротив, самую восторженную реакцию! — вызывает Юрий Дудь с его фильмами про «родину нашего страха», Колыму. Но место, где осуществлялся целенаправленный геноцид славянских детей Карелии, никакого интереса не вызывает! «Пфф! Было бы, что воспоминать!», «Это же совсем разные вещи!».
А что в них такого «разного»?! Разве что совершенно изуверский характер этих финских лагерей, до которых было далеко и ГУЛАГу, и «Перми-36». Смертность в них превышала смертность в лагерях немецких (шокирующее «достижение»!), финны не брезговали созданием чисто детских лагерей (опять же, немцы до такого не додумались), а основанием для заключения было одно лишь славянское происхождение (опять же, немцы, уничтожая евреев и цыган, всё-таки не сажали в лагеря людей только за то, что они были русскими). В финские лагеря была отправлена треть населения всей Карелии: «На всю территорию Карелии, в которой тогда обитали всего 86 тыс. человек, финны создали свыше ста мест принудительного содержания местного населения. Это концлагеря для гражданского населения, трудовые лагеря, концлагеря для военнопленных, тюрьмы и другие места принудительного содержания. Честно говоря, я даже затрудняюсь назвать какую-либо иную оккупированную территорию, где в годы Второй мировой войны была создана столь высокая плотность лагерей для ее жителей». Но ничего из этих фактов авторов «Медуз» и «РадиоСвобод» не волнует и не беспокоит!
Никаких возражений и иронии (Боже упаси!) не вызывают экскурсии в Освенцим и другие лагеря смерти, только в сам Аушвиц приезжает ежегодно около миллиона человек, чтобы своими глазами увидеть весь кошмар массового истребления невинных людей. Ни у кого нет вопросов, почему они приезжают именно в сам комплекс лагерных сооружений, а не просто к памятной плите или красивому обелиску. Потому что увидеть не символ той эпохи, а её саму, в достоверном, нетронутом виде — это дорогого стоит. Увидеть те груды обуви, снятой с убитых, печи крематория, душевые-газовые камеры, и всё остальное — это в миллион раз сильнее действует на душу, совесть и память, чем просто очередной кусок чёрного гранита с именами.
Но вот, поди ж ты, не нравится нашим либералам «бутафорский концлагерь»! Вот если бы остался в неприкосновенности аутентичный финский концлагерь — ну, тогда ещё туда-сюда, можно было бы музей открыть. А этот «новодел», де, просто оскорбление хорошего вкуса! Вот не осталось настоящего концлагеря — и не смейте своими непрофессиональными ручищами пытаться воссоздать такой сложнейший, неповторимый исторический объект! А ничего, что в Аушвице не то, что отдельные бараки, а целые блоки сегодня представляют собой реконструкцию? Давайте, господа, напишите о «бутафорском Освенциме»!
Знаете, да это бред просто — такие претензии о «ненастоящести». Что главнее: напомнить молодому поколению о том, что точно таких же детей, как они, такого же возраста, в годы войны отправляли на мучительную смерть от побоев и голода — и это было здесь, недалеко от мест, где вы сегодня живёте, или же носиться с «писанной торбой» «аутентичности»? Ответ очевиден.
Ещё момент: либералам ужасно не нравится «победобесие», как они называют восстановление исторической памяти о героических страницах военной истории. Но вот, пожалуйста — восстанавливается память скорбная, трагическая. И что — опять не нравится? Или, по-вашему, вообще нужно всё, связанное с Великой Отечественной войной поскорее закопать и забыть — чтобы забыты были и герои, и жертвы, и даже самые маленькие и невинные из этих жертв?
Тут ответ прост: ребята угодничают перед Европой. Финны после предъявления им современных уже претензий со стороны России относительно своих военных преступлений решительно отказались признавать их. Ну, «джентльменам верят на слово» — по крайней мере, те верят, кто кормится с «джентльменских» рук. «Хорошие европейцы нас не могли обидеть… Финны даже нацистами не были… «Война-продолжение» была справедливой» — и прочий набор штампов высказанных и подразумеваемых.
Музей в карельской деревне Ватнаволок должен стать примером для других подобных реконструкций. Мемориал исторической трагедии, вопреки устоявшемуся мнению, — это не эстетический шедевр из гранита, а конкретное напоминание о былой боли. И таким — шокирующим и ранящим — он и должен быть.
Григорий Игнатов
Комментариев нет: