Не бывает общества без идеологии


Посмотрел диспут Ростислава Ищенко и Андрея Ваджры на канале «ПолитВера» по поводу необходимости национальной идеи для России.
Мой изголодавшийся по интеллектуальной пище мозг получил массу удовольствия и требует продолжения банкета.

Потому что, в отличие от различных телевизионных шоу, где постоянно орут «Нам нужна государственная идеология! Нам срочно нужна государственная идеология!», но ничего не говорится о том, какой именно она должна быть и почему, разговор шёл максимально предметно.
Нужна ли вообще идеология, в каких именно направлениях она нужна, в чём должна выражаться и так далее. Моё инженерно-аналитическое мышление всячески одобряет такой подход.

Ещё пару ремарок перед разбором.
Во-первых, для кучки закомплексованных анонимных неудачников, которые будут возмущаться «понаехали тут хохлы и жизни учат». Да, приехали русские с Малороссии и думают о судьбе нашей общей Родины. А вы со своими сепаратизмом уже надоели.

Во-вторых, есть у меня традиция раз в пару лет оппонировать Ищенко. Не из вредности, а ради пользы делу.

И, наконец, в третьих, у меня перед Андреем и Ростиславом преимущество, потому что они диспутировали в прямом эфире в реальном времени, а я пишу текстом, что даёт мне дополнительное время на подумать и лучше сформулировать мысль.

А теперь поехали.
Побуду немного Шариковым. Потому что несогласный я, с обоими. Мудрствуют они, забалтывают, проклятые охранители. А нужно просто взять всё – и поделить.
Шутка.

Если же серьёзно, то не бывает общества без идеологии.
Есть общие правила – одна идеология. Каждый сам по себе – другая. И даже отрицание любых ценностей и правил, нигилизм, тоже идеология.

Как упоминал Ищенко, государство обеспечивает закон и порядок – это идеология. Этатизм называется.
Идеология пронизывает общество и определяет множество взаимоотношений в нём.

Например: педофилов мы забиваем камнями, химически кастрируем, просто сажаем в тюрьму или называем «историками из общества «Мемориал» – это идеология.
Семья это ячейка общества или отживший своё атавизм – это идеология.
Неотторжимость территории России и наказание за призывы к сепаратизму – идеология.
Мы ведём суверенную политику (внешнюю и внутреннюю) или подчиняемся диктату «международных непонятно кого со светлыми лицами» – это идеология.
И так во всём.

Тут мы подходим к одному из самых главных вопросов во всём этом споре: Нужно ли официально декларировать некую идеологию? Или достаточно просто неформального её выражения в виде статей Конституции, сводов законов и нормативных актов?
Я считаю, что всё-таки нужно.

По предельно простой причине: Если вы не продвигаете свою идеологию, то кто-то другой продвигает свою. И результат вам, скорее всего, не понравится (потому что он делает это не в ваших интересах, а в своих – в этом месте заплакали украинцы и либералы).

Если вы не озвучите свою идеологию, причём жёстко и принципиально, то уже скоро мы получим «современную западную повестку», которая на сегодня состоит:
- можно ли есть людей (озвучено в Швеции);
- легализация тяжёлых наркотиков (уже начата в США);
- проституция и аборты для десятилетних детей («Хуман Райтс Вотч» пыталась протащить в ООН).
Можно продолжать, но, как по мне, уже более чем достаточно.

Мягко говоря (очень мягко, формат публичного издания не позволяет мне выразиться в полную силу), я бы не хотел, чтобы мои дети жили в подобном обществе.

И чтобы им там кто-то рассказывал «один раз не тридварас» или «попробуй это, с одного раза привыкание не наступает». И, тем более, чтобы кто-то смотрел на них, как на еду.
Для этого в обществе должен быть не только официально задекларирован, но и внедрён законодательно предельно жёсткий запрет на многие подобные вещи.

У меня только на днях вышла большая (я бы даже сказал «на грани отчаяния») статья, перечисляющая большое количество различных откровенно нездоровых отклонений в психике, ценностях и суждениях, которые пытаются навязать нашему обществу.

То, что происходит в мире, уже вполне можно называть «индуцируемое безумие». И в этот момент выдать жёсткое определение НОРМЫ – это уже вызов навязываемым шизофрении и хаосу. Мы – бастион Порядка, остров Здравомыслия, Империум Человечества.

Кстати, насчёт ответа на другой поднимавшийся в диспуте Ваджра-Ищенко вопрос «что Россия может предложить миру?».
Глядя на то, что происходит во многих так называемых «развитых» странах, лозунги типа «А у нас не едят людей» и «У нас ваши дети в безопасности от педофилов» скоро будут мегапопулярны.

А ещё мы выгуливаем собак. Извините, не удержался. Классика!

Плюс для рядовых жителей ряда соседних с Россией лимитрофов уже сегодня мегаактуальны лозунги типа «А у нас не стреляют» и «Коммуналка по общероссийским тарифам». Для Карабаха, например, больше актуален первый лозунг, а для Украины, где услуги ЖКХ уже в семь раз дороже, чем в Москве (и с нового года ещё подорожают на треть) – второй.

И я, лично для себя, хотел бы на официальном уровне услышать ответ на вопрос «Россия приветствует добровольное вхождение в свой состав новых территорий, как было с Крымом – или нет?».
Потому что если «Да», то это обрадует несколько миллионов моих братьев на Донбассе (и не только), а если «Нет», то зачем я уже несколько лет распинаюсь? Забью на это дело и займусь другими делами. Вроде как говорилось, что России нужны люди для перехода на новый технологический уклад и победы над демографической ямой – но хотелось бы всё же официально уточнить.
Мало того, что это прекратило бы массу споров внутри страны, но ещё и послало бы однозначный сигнал русским и русскоязычным в целом ряде других стран.

Чем это не идеология?
У нас многие, говоря об идеологии, почему-то обязательно подразумевают уже совсем какие-то шаблонные «измы-измы»: коммунизм, монархизм, национализм или либерализм.
Но, ребята, с тех пор, как все эти старые «измы» были впервые сформулированы, прошло по 150-200 лет! За это время многое кардинально поменялось – начиная от технологий и заканчивая геополитическими раскладами.

А некоторые, альтернативно одарённые, спустя сто лет, по-прежнему пытаются на «красных» и «белых» делиться. Вы ещё на оптиматов и популяров начните делиться, честное слово!

Как правильно заметил Ростислав (я даже занёс это себе в цитатник для дальнейшего использования), «Если мы хотим построить единое будущее, то нам нужно единое настоящее и единое прошлое».

И провозглашённая единая идеология поможет нам сформировать, как минимум, единое настоящее. А постепенно, возможно, и единую, взвешенную, лишённую «а у моего деда большевики корову забрали» оценку прошлого.

Идеология вовсе не обязательно должна возводить в абсолют какой-то один принцип или признак – национальность (как национализм), форму правления (как монархия) или класс (как коммунизм).
В современном мире, где все определения размыты и все значение большинства терминов искажены, идеология – это именно «за всё хорошее» (с прилагающимся списком того, что мы считаем хорошим) и «против всего плохого» (с соответствующим списком). Потому что моё «хорошее» совершенно точно не совпадает с «хорошим» педофила и предателя. Именно это отвечает на вопрос «кто мы?» (и чем отличаемся от всех остальных).

И, конечно, список целей – который отвечает на второй извечный вопрос, «Камо грядеши?».

Причём цели, крайне желательно, не должны быть абстрактными типа «построить неведомую зверушку», а предельно предметными – то есть результат должен быть проверяемым.
Потому что «построили коммунизм» невозможно проверить. Потому что нет чётких критериев исполнения. То же самое с «построили бесклассовое общество» или, тем более, вообще не имеющей смысла и не измеримой «этнической чистотой».

И уж тем более не может быть настоящей целью монархия (для отдельного человека, чтобы потешить свои амбиции – да, для социума – нет). Она, как и демократия или другие формы правления – это только средство, инструмент достижения настоящих целей.

Данный текст нельзя закончить без разбора ещё одного важного момента, затронутого в вышеупомянутом диспуте: относительно того, что большинство людей глупы и ничего не хотят, кроме удовлетворения базовых потребностей (есть, развлекаться и заниматься сексом).
Современная социальная психология и социология дают нам даже примерное распределение:
- 2-4% населения – «личности»;
- 6-8% населения – «индивидуальности»;
- около 20% населения – «индивидуумы»;
- и оставшиеся 70% – простите, «особи» (терминологию не я придумал).
Проценты слегка варьируют от страны к стране, но не существенно.

В целом да, примерно две трети населения – это, что называется «обыватели». Которые живут «работа-дом», слушают Бузову и Киркорова, читают только Донцову и «Руководство дачника», а происходящим в стране и мире практически не интересуются. Как я всегда говорю, политикой в любой стране активно интересуются 5-10% населения.

Когда Маркс и Энгельс писали свою теорию, то у них ещё не было подобных данных, потому что социологии как науки ещё не существовало. При этом большинство населения было безграмотным. И считалось, что в результате внедрения всеобщего образования поведение и ценности подавляющего большинства людей существенно изменятся. Этого не произошло.
И даже в Японии, где свыше 70% населения с высшим образованием (самый высокий процент в мире), число условных «обывателей» существенно не уменьшилось.

По пассионарности схожая картина. Пассионариев несколько процентов, субпассионариев (которые сами не пойдут, а вот если будет вожак, то пойдут) в несколько раз больше, а подавляющее большинство «в состоянии гомеостаза».

И по предпринимательству. Всё та же социология показывает, что в разных странах от 7 до 14% людей обладают способностями/тягой к предпринимательству (причём предпринимательство и интеллект не коррелируют). Остальных устраивает быть наёмными работниками. Поэтому все теории либертарианцев, что «всех нужно сделать предпринимателями» такие же далёкие от реальности, как и идеи вовлечь всё население в принятие политических и управленческих решений.

Ну не хочет большинство в это вникать! И без крайней нужды и не будет. А если вы попытаетесь их вовлечь, они пристроятся в фарватер к какому-то лидеру и будут пассивно «одобрямс», не особо пытаясь вникать в происходящее. «Вы там придумывайте, что надо, а я пока пасьянс пораскладываю или посмотрю мемасики в телефоне».
Все, кто играл в командно-штабные игры или участвовал в других подобных видах активности, вам это подтвердят.

Деление на лидеров/активных и ведомых/пассивных естественное, природное. И сохраняется в любом обществе. Поэтому все попытки ликвидировать разницу между управленческим и физическим трудом, равно как и попытки внедрить «демократию прямого действия» обречены.
Чтобы убедиться в этом, достаточно попробовать в родительском чате предложить собрать по сто рублей на какую-то необязательную инициативу. Желаю удачи.

Подчёркиваю: деление на лидеров и ведомых НЕ наследственное, не классовое, не имущественное и не сословное.
У какого-нибудь волевого и талантливого Александра Третьего может быть абсолютно безвольный и пассивный сын Николай Второй, которому по большому счёту это царствование и даром не нужно было. Ни мотивации, ни способностей. Лучше бы отказался в пользу брата Михаила или его сына, Александра Михайловича.
Аналогично и Пётр Первый и Пётр Третий – небо и земля.

Люди просто разные. Не «надлюдыны» и не «унтерменши», просто разные. Талантливый шахматист может быть абсолютно безмозглым и убогим во всём остальном, как Каспаров (специально вставил это предложение, чтобы лишний раз пнуть предателя). Из всех не сделаешь ни физиков-ядерщиков, ни тяжелоатлетов, ни ювелиров. Каждый должен делать то, что ему больше всего нравится и что у него лучше всего получается – ради общего блага.

При этим любой созидательный труд должен достойно вознаграждаться – это тоже идеология.

Безумная попытка создать армию без офицеров (приказ №1, если кто не догадался) привела к закономерному результату – армия развалилась. Безумная попытка построить анархистское общество без государства (Парижская коммуна, возглавляемая анархистами-прудонистами) завершилась позорным крахом – когда их победили значительно уступавшие численно роялисты.

Поэтому любые идеологические конструкции должны учитывать накопленный человечеством опыт, объективную реальность и наличные ресурсы. Иначе получится «мыши, станьте ёжиками» или что-то ещё такое же нежизнеспособное.

И последний момент. Да, большинство не вникает в сложные материи, слушает самую примитивную попсу, смотрит комиков с юмором «ниже пояса» и почти не читает. Но это не значит, что их не нужно пытаться развивать и тянуть вверх.

Как говорила в «Алисе в Зазеркалье» шахматная королева, «Здесь чтобы стоять на месте нужно непрерывно бежать. А чтобы двигаться вперёд, нужно бежать ещё быстрее». Как известно, Льюис Кэрролл был математиком, и прекрасно знал, о чём писал (об энтропии, естественно).
Чтобы общество не деградировало, его нужно непрерывно тянуть вверх. Это миссия прогрессоров.

Тянуть вверх всех, до кого можешь дотянуться. В этом заключается идея соборности.
Чем и Андрей, и Ростислав, и я уже много лет занимаемся.

Ох, ребята, это мука,
Да чтобы с голосом и слухом
Раздражать народу ухо,
Пробуждая дух и речь.

alexandr-rogers

Комментариев нет: