Когда рыночек порешал Америку


Дорогие друзья, на прошлой неделе мы писали о тяготах жизни одной из икон американского бодипозитива, рэперки Lizzo, которая, будучи веганом, в свои 32 года весит 140 килограмм.

Относитесь к ней как хотите, но мы считаем, что Lizzo молодец, выбрала себе непростой жизненный путь и намерена использовать закон всемирного тяготения, чтобы заставить нашу планету вращаться вокруг собственного бодипозитивного тела через экстремальный набор массы.

В определённом смысле, дорогие друзья, у неё это уже получается: исполнительница не только выступает с яркими инклюзивными номерами на Grammy, Vmas, Супербоуле и Glastonburry, но и успевает раздавать интервью многочисленным изданиям, в которых делится с современниками секретами любви к себе. Так, 140-килограммовая сирена уверена, что она по-настоящему красива, хоть многочисленные пользователи социальных сетей нет-нет да и выражают серьёзные сомнения относительно антропометрических данных её афро-американского тела, а также указывают на возможные негативные последствия подобных пропорций на здоровье исполнительницы в долгой перспективе.

Скажем так: если бы Лиззо была космическим телом аналогичной массы, которое, пройдя слои земной атмосферы, жахнулось бы оземь где-нибудь на Манхэттене, она могла бы причинить нехилый урон прохожим и инфраструктуре. А если бы приземлилась ещё и под правильным углом атаки, то Россию, возможно, обвинили бы в милитаризации космоса и использовании современных видов вооружений на мирном населении.

Но не суть.


Сегодня, дорогие друзья, мы хотели бы скрестить Лиззо с теорией о золотом миллиарде, которая с конца прошлого века прочно вошла в российский обиход. И раз уж мы начали с рэперки, давайте для порядка её допрепарируем.

В истории Лиззо, дорогие друзья, нас на самом деле мало интересует её биография — вот это всё “родилась в Мичигане, семья переехала в Техас, всегда хотела выступать и в 14 лет сколотила свой первый ансамбль”.

Лиззо нам в первую очередь интересна как человекопродукт американского рынка.

Поясним. Сегодняшние Соединённые Штаты Америки — это не только пикирующая дурка и тонны годного видео, снятого по лекалам махача в салуне, когда все спонтанно начинают бить друг другу морды, а кого-то в конце обязательно застрелят. США — это также страна, в которой рынок победил настолько, что встал над национальными законами, подчинил их себе и сегодня, используя экономическую и военную мощь государства, даёт метастазы вовне, далеко за рубежи звёздно-полосатой нэньки.

Наиболее выпукло диктат американского рынка проявился в ходе президентской кампании в США в 2020 г., когда и хайтех, и крупнейшие СМИ, и целые торговые сети оказывали прямую финансовую и информационную поддержку одному из кандидатов и аффилированным с ним протестным движениям, ограничивая население в базовом праве на получение объективной информации о ходе предвыборной гонки.

Это, впрочем, не единственный пример. За последние годы крупные американские брэнды не раз светились в скандалах, связанных с уходом от налогов (схема double irish sandwich с прокладками в Ирландии и Голландии для американского хайтеха), мелькали в антимонопольных исках (свежий кейс Фейсбука на рассмотрении в Министерстве юстиций США) и обвинялись в рабских условиях труда рядовых сотрудников (регулярные подачи в адрес Amazon).

При этом речь не идёт о внезапно вскрывшихся фактах, которые повергли в шок сенаторов и представителей американского парламента. Речь о схемах, которые местный рынок использует уже лет 10-15, в отдельных случаях и дольше, но каждый раз умудряется отболтаться от назойливых политиков, когда те, в очередной раз встрепенувшись, приходят с вопросом “погодите, это как вообще?”.

Вот так. Если хотите, мы вас купим, а если нет — то купим ваших коллег, которые заблокируют ваши решения по нам. Добро пожаловать в страну победившего рынка, а мы едем дальше.

Американский рынок сумел подмять под себя законы в отдельно взятом государстве, но есть некоторые экономические правила, обойти которые капиталистическому кадавру без тормозов до сих пор не удаётся. В частности, он очень зависим от человеческого ресурса. Если взять тот же Фейсбук или тот же Нетфликс, то вы увидите, что обе компании, вышедшие на IPO, регулярно, раз в квартал, отчитываются по основным для себя показателям, одним из ключевых среди которых является постоянный рост аудитории. Пока компании набирают аудиторию, у них также растут и вспомогательные показатели, влияющие на выручку фирмы: продажа рекламы, установка приложений (например, в рамках платформы Фейсбука), новые партнёрские соглашения и иже с ними.

Набор аудитории и увеличение выручки позволяют компаниям наращивать капитализацию, с которой управляющий состав имеет дивиденды, а прибыль — вкладывать в дальнейшее развитие и рост. Условно, в продолжение набора пользовательской базы.

Если набор аудитории остановить или хотя бы дать понять, что дальнейший рост по этому показателю невозможен, оптимизм инвесторов относительно будущего компании быстро угаснет и рост стоимости акций сменится падением. Другими словами, чтобы кадавр жил, необходима вера в то, что его будущее будет светлым и безоблачным.

В отдельных случаях сделать это можно и без набора физических подписчиков. Это удалось, например, Илону Маску, который к 2020 г. угробил горы металла, человекочасов и одну красную Теслу на неудачные попытки построить суши-ресторан на Марсе. Но когда в проект SpaceX (принадлежащий Tesla) вошло американское государство с его бюджетами по линии правительства и Минобороны, и государственная же НАСА с их технологиями и пилотами, брокеры почувствовали, что всё у компании Илона будет хорошо. Результат — капитализация SpaceX после пары особо удачных пусков в этом году начала стремительно расти и совсем недавно Маск стал вторым самым богатым человеком на планете Земля.

Этот успех, впрочем, тоже вписывается в расширение рынка для компании. Просто Маск успешно завоевал для себя рынок космических госконтрактов.

Теперь, дорогие друзья, когда мы всё это понимаем, вернёмся к малютке Лиззо.

На абсолютную истинность суждений не претендуем, но нам кажется, что бодипозитивная небинарная (она как-то сложно отвечала на вопрос о своей ориентации) веган-рэперка является в первую очередь не столько продуктом идеологии и низкого интеллекта, сколько хорошо упакованным продуктом американского капиталистического рынка.

Тут дело в чём.

Миллиард лет назад, примерно во второй половине XX в., американский рынок прекрасно обработал и триумфально завоевал свою нуклеарную аудиторию. Если вы посмотрите тамошние рекламные ролики за указанный период, они били сплошь в белых мужчин и женщин и их семьи, которые на тот момент являлись основной платежеспособной массой на территории страны. От жвачки до компаний по продаже недвижимости — кругом была белая улыбающаяся семья из 3-4 человек (или отдельные белые люди), к которой при необходимости добавлялись довольные пенсионеры и весёлая собака. Купи, приобрети, воспользуйся, это предложение специально для тебя.

В какой-то момент ёмкость этого человеческого рынка была исчерпана, а темпы размножения обеспеченного белого населения начали снижаться. Но капиталистическому рынку проблемы белого человека пофиг, рынку надо расширяться, компании должны демонстрировать рост. Вся биржа ждёт, замерев в улыбке, но готова скинуть твои акции, если компьютеры не будут продаваться ударными темпами, автомобили не будут продаваться ещё шибче, а клиентская база не будет расти.

Поэтому внутренняя ёмкость американского рынка приросла (не без побочки) афро-американцами, латиносами, азиатами и индусами. Точнее, происходило это постепенно, после того, как до американского рынка по чуть-чуть доходило: йоу, у нас тут 15% населения сидит в гетто без гражданских прав, без доступных кредитов и без особой перспективы в жизни, из-за чего не может купить себе новый Форд. Давайте дадим им гражданские права и образование, после чего выпишем гогнокредит — это позволит (условному) Форду нарастить выручку в ближайшие -дцать лет на -дцать процентов.

Отчасти по этой же причине, полагаем, сегодня в США идут разговоры о том, чтобы натурализовать 11 млн нелегалов, несмотря на очевидный протест местного населения, мол, да они же животные и всё тут разнесут, лучше мы сами будем улицы подметать.

Животные — не животные, дорогие друзья, но в диаспору впишутся, денег заработают и смогут в какой-то момент купить себе хотя бы половину айфона. Ёмкость платёжеспособного внутреннего рынка увеличится. Не до китайских масштабов, конечно, но движение в ту сторону.


Это вот подземка (метро) в США. Хорошо видно, что «плавильный котел наций» больше нихрена не плавит.

Так вот, дорогие друзья, Лиззо — это импровизация капиталистического рынка на тему собственной ёмкости. Рынок, может, и хотел бы каждый год гарантированно прирастать на десятки миллионов человек новыми гражданами, чтобы голова не болела от бодания с иностранными национальными законодательствами и заградительными пошлинами. Но это невозможно, потому что ни одно государство не способно ежегодно интегрировать в себя человеческую массу в таких объёмах, тут даже у печатного станка ФРС предохранители перегорят.

Однако рынок можно переформатнуть, сделать его ещё более инклюзивным, чтобы в результате использовать его чуть более полно.

Например, в США 42% взрослых людей страдают ожирением. Это, кстати, реальная цифра, вдумайтесь, дорогие друзья. С точки зрения рынка подвергнуть 42% своей потенциальной аудитории остракизму, сказав им: вы жирные, это плохо, это грозит реальными проблемами со здоровьем, вам сложнее завести здоровых детей, большие медицинские счета бьют по бюджету (короче, сказав им правду), было бы глупо.

С точки зрения победившего рынка, коллективную Лиззо нужно наоборот убедить, что она молодец, что она всё правильно делает, что она не жирная, а бодипозитивная… Что у неё не психическое расстройство на сексуальной почве, а она просто небинарная.

Что “да, я иду в бассейн, дерьмо” — это классный текст для песни, индустрия готова сделать из него полноценный хит.

В общем, сказать, что все осознанные выборы на жизненном пути, которые привели условную Лиззо в точку стосорокакилограммового небинарного веганства были сделаны абсолютно верно. Потому что вегану можно продавать экологически чистые безглютеновые продукты с добавленной стоимостью за правильный брэнд. А ожиревшему небинарному вегану можно внагрузку накинуть ещё и целый букет лекарств — от антидепрессантов до каких-нибудь препаратов от сердца, которое у Лиззо размером с окорок и нуждается в регулярном обследовании. И которые фармацевтические компании с удовольствием продадут.

Здоровый человек с умеренными запросами победившему американскому рынку не нужен, дорогие друзья, это давно пройденный этап, это уже завоёванный сегмент. Он не будет бесконтрольно тратить деньги, чтобы купить новые яркие перья себе на ж@пу лишь бы доказать, что он яркая и уникальная личность.

Для этого рынку нужен качественно новый потребитель. Не умеющий себя сдерживать. Импульсивный. И из-за психический отклонений не понимающий, что ему на самом деле нужно, а что является статусным потреблением чисто на потеху. Такому потребителю продать можно действительно что угодно.

Поэтому, дорогие друзья, мы полагаем, что современный американский уклон на бинарное бодипозитивное веганство является продуктом не столько идеологическим (сложно подвести долгоиграющую идеологию под откровенно деструктивный культ), сколько запросом рынка, который придумал классную мульку с инклюзивностью, чтобы дополнительно в недалёкой перспективе увеличить собственную ёмкость и обеспечить дополнительный рост выручки.


В итоге получилась Лиззо.

В связи с этим у нас есть две новости: хорошая и плохая.

Хорошая. Америке не нужен «золотой миллиард». Точнее, может, когда-то давным-давно в рамках национального государства идея и выглядела привлекательно, но в стране победившего рынка она ставит условные рамки на рост спроса и прирост клиентуры. А для рынка это лишнее.

И плохая. Очень похоже, дорогие друзья, что наше противостояние с США лежит не столько в идеологической плоскости, когда оппоненту ещё можно более или менее постараться объяснить свою логику и попытаться найти компромисс. Оно заключается в том, что мы стоим на пути интересов бездушного рынка, залогом выживания которого является постоянная экспансия. И если мы не согласны покупать товары этого рынка по его ценам и его условиям, мы автоматически становимся его врагами.

Вне зависимости от нашего мнения и разумных доводов о здоровье, семье, вере и строительстве светлого будущего.

orda_mordora

 

 

 

Комментариев нет: