Инновации будущего
Социальная дистанция – это первый шаг к прополке общества. «Лишние» люди уже действительно лишние в процессах производства и услуг. Молодежь будет избегать браков в нежелании рожать детей.
Театры и живые шоу перейдут в формат «только для состоятельных», возможно, в виде закрытых частных клубов. Нетфликс будет для среднего класса, а бедные будут сами себя развлекать в тиктоках и телеграммах.
Дешевые авиабилеты закончатся. Дорогие будут включать красную икру, как 40 лет назад. Живой человек-врач, человек-юрист, человек-учитель – уже скоро только для состоятельных, остальным – самообслуживание, роботы, искусственный интеллект.
Таким видится будущее Якову Байтельману – это украинский программист с более чем 20-летним опытом, сейчас позиционирует себя как писатель, проникается тематикой инноваций.
Мы думали, что можем полагаться (и особенно это задело тех, кому сегодня 16-19 лет) на сервисы, удобные элементы жизни. Но они подвели. Мой коллега из Англии часто вспоминает, как в 1980-х ехал с девушкой на мотоцикле на юг Франции. Молодежь того времени, чтобы «затусить», должна была полагаться только на себя. Знать, что делать, когда у байка где-то посреди Франции отвалится условное колесо.
Нынешняя молодежь во всем полагается на несколько приложений в смартфоне. Еще год назад моему сыну, чтобы «затусить» в Варшаве, нужно было лишь заказать билеты у лоукостера, забронировать недорогой хостел – и все. Но всего за один год мир очень изменился. Старые схемы не работают. Чтобы путешествовать, нужны другие навыки — научиться управлять автомобилем, понимать, как действовать, если на дороге какое-то препятствие, что-то сломается. Это настоящий вызов для молодых, они к этому не готовы. Поэтому «Путин уходи», «надоел» и всё вот это. Они думают, что если вместо Путина будет Навальный — всё сразу вернется, и не надо будет уметь менять на машине колесо.
Кто посещал театры лет 200 назад? Только состоятельные. Возвращаемся в определенном смысле на те же круги: живые шоу, вроде театра, концерта, могут стать значительно дороже, потому что выживать нужно, а у массовости уже нет шанса. Тут ведь в чем дело — если те, кто делает шоу, поняли, что могут существовать в режиме локдауна год, или два, и даже стали прибыльными на этом этапе, зачем что-то менять после этой пандемии?
Взгляните, «Нетфликс» расцветает. Каждый нашел развлечения по карману. Люблю вспоминать Рэя Брэдбери и его «451 по Фаренгейту». Там жена главного героя сидела дома и мечтала о второй телевизионной стене, чтобы смотреть любимое ТВ-шоу. Этот сюжет невольно приходит на ум, когда видишь, скажем, предновогодние распродажи телевизионных панелей в техносетях.
У богатых людей экраны маленькие, они любят смотреть на жизнь собственными глазами. А «Нетфликс», игрушки в смартфоне или на компьютере – массовый продукт. Дешевые, простые, с их помощью можно сформировать общественное мнение. Это удобно для “демократических» обществ.
Вы спрашиваете — а почему дешевые авиаперевозки не вернутся? Но ведь сейчас самолеты стоят и нуждаются в обслуживании, пилоты теряют без работы навыки. Когда настанет время возвращаться в строй, в них снова нужно будет вложить деньги. А лоукостеры сейчас всё время теряют деньги из-за невозможности продавать билеты. Эта индустрия работает с горизонтом планирования год и даже два — так год уже прошел, и это сплошные убытки. Сейчас никто ничего планировать не может, убытки глобальные, и как долго выдержат этот кризис, я не знаю.
А восстановление, я читал, будет происходить в течение десятилетия. И вряд ли тогда билеты будут дешевыми. Мы привыкли, что самолет – уже вроде маршрутки, можно перетерпеть. А когда-то перелет был приключением с просмотром кино, вкусной едой и напитками, алкоголем, которые разливали неограниченно. Это все может вернуться, если билеты подорожают.
То есть восстановление должно за чей-то счет состояться — и оно состоится, естественно, за счет пассажира.
Мы уже видим, как развивается альтернатива перелетам. Есть в Германии, например, одна компания по перевозкам, которая раньше встречала пассажиров в аэропорту по ценнику дешевле такси. Сейчас она перепрофилировалась, и занимается трансфером между городами. Расстояние, которое раньше люди должны были пролетать, теперь они преодолевают на их авто. То есть возникают новые модели, и я надеюсь, в туризме коронакризис приведет к развитию внутреннего туризма и самостоятельным неорганизованным поездкам.
Теперь относительно медицины. У вас в детстве, наверное, был ртутный термометр, а сегодня практически у всех электронные. Когда ваши родители еще были детьми, думаю, собственные термометры были не в каждой семье, у дедушек-бабушек – 100% не было. А сейчас почти в каждой семье и тонометры, и уже даже пульсоксиметры. Лет через 10, по этой логике, бытовой нормой станут устройства для экспресс-диагностики. А еще у нас богатый выбор частных медицинских лабораторий для самостоятельных анализов.
И получается, в визите к врачу-терапевту для постановки диагноза и определения схемы часто нет необходимости. Назначить анализы, увидеть результаты и даже осмотреть воспаленное горло врач уже может через мессенджер, с помощью телефона с камерой. Поэтому сначала увидим спад посещения терапевтов за счет всего, что сможет перенестись в онлайн.
Дальше подключится автоматизация. Если врач действует по протоколу, отталкиваясь от жалоб и объективных данных, теми же протокольными путями может идти и искусственный интеллект. Это сделает терапевтическую медицину доступнее и, может, даже дешевле. Откроются границы — и дерьмоврач из Украины сможет консультировать дерьмопациента в Канаде.
Первое важное изменение будет таким: пригласить врача на дом будет дорого, а связаться с ним и получить совет без выхода из дома и затрат времени в амбулатории – просто и легко. Если ковидная ситуация показывает, что это работает, то зачем после карантина отбрасывать достижения, в положительности которых убедились?
Теперь пара слов об образовании. Школьная система уже давно прогнила, но есть возможность переосмыслить ее. Общая школа появилась с началом индустриальной революции, когда нужно было воспитывать рабочую силу. Далее правительства через школьную систему удобно промывали мозги детишкам десятилетиями. Но никто никогда не ставил целью для школы делать каждого отдельного ребенка успешным, готовить его для собственных жизненных успехов.
Изменения продиктованы временем. Но, к сожалению, достичь этого с помощью Зума не получится. Еще предстоит изобрести средства. Существует очень много инноваций, которые могут пригодиться. В частности, одна компания, с которой близко знаком, работает как раз над механизмами постановки цели и продвижения к ней. Это то, чего больше всего не хватает современным школьникам. Они еще как-то могут учиться по программе, которую им дают сверху, но ставить свои цели и двигаться к ним – сверхсложно. Умение достигать цели будет основой новейшей измененной образовательной системы.
Что касается традиционных социальных связей — они будут разрушаться. Вернее, будут исчезать само желание жить в семье, жениться, иметь детей. Кажется, Tinder, Airbnb, PornHub могли бы стать сейчас толчком к очередной сексуальной революции, еще более мощной, чем предыдущие. Но этого не происходит. Почему?
В 1970-х, чтобы приятно провести время, нужно было хотя бы выйти из дома, познакомиться с кем-то, сблизиться, найти место для встреч. А сегодня, прикладывая гораздо меньше усилий, находишь всё благодаря смартфону. Технически все стало проще, но мы не видим никакой новой сексуальной революции. Совсем наоборот. Говорить о социальных связях не очень правильно — связи у молодежи есть, но они не обязательно ведут к браку и рождению детей. Для них значительно легче получать удовольствие за счет виртуального общения. Онлайн развлечения доступнее секса и не имеют «последствий». В конце концов, даже заменить потребность в принятии другими людьми можно очень легко за счет лайков в соцсетях.
К слову, о лайках. Растет целое поколение детей, которое рассчитывает зарабатывать на жизнь лайками и просмотрами их контента. Дети повально ориентированы на мифические способы заработка, а кто же в будущем будет выпекать хлеб?
С одной стороны, меньше молодежи – меньше шансов на пенсии, с другой – меньше рисков, что будет расти безработица. Если позиции онлайна усилятся, многие потеряют рабочие места. А тут еще и связанная с Индустрией 4.0 ожидаемая автоматизация, роботизация.
Безработица на определенном уровне существовала всегда. Однако сегодня, например, большой спрос на водителей такси. Колоссальный спрос на программистов, врачей, и в то же время – какой-то процент безработных. Вероятно, потому, что выпускники школ выбирают профессию, непонятно на какие аргументы опираясь, а уже после нескольких лет обучения осознают, что прокормить себя ею не способны. Следовало бы все же ориентироваться на современные потребности рынка.
Что касается автоматизации. Когда-то в Одессе существовал целый класс перевозчиков-биндюжников. Сегодня их нет, профессия исчезла менее чем за 100 лет (последние представители завершили «карьеру» после Второй мировой). Целый класс специалистов исчез. Но караван продолжает идти. Мы перепрофилируемся. Так же исчезли лаборатории по перезаписи кассет и бобин, фотостудии, которые проявляли фотографии. То же самое коснется водителей (в первую очередь).
Если кто-то рассчитывает сегодня не учиться, а получить водительское удостоверение и этим зарабатывать лет 30, то этот план будет работать разве что ближайшие 5-10 лет.
Мир меняется очень быстро. Думаю, тем, кому сегодня 20, придется сменить профессию больше одного раза за жизнь. В 30-40 лет придется изучать что-то совершенно новое, поэтому самый полезный навык, который можно развивать уже сегодня, — умение учиться и общаться. Быть гибкими, изучать не столько комплекс знаний, сколько методы, способы овладевать новыми знаниями. Это самый главный вывод.
Материал: https://diana-mihailova.livejournal.com
Комментариев нет: