Деньги и нажива как источник коррупции


За воровство более 150 млн рублей при строительстве космодрома «Восточный» осуждены бывший замдиректора Спецстроя России Александр Мордовец и бывший гендиректор, собственник фирмы-подрядчика Олег Щуров на 13,5 лет колонии строго режима каждый.

Сажают-с. Это правильно. И этим надо тыкать в лицо навальнистам, утверждающим, что с коррупцией в России не борются. Очень даже борются — но чиновники воровать продолжают. И это уже не хорошо и печально. Это требует серьёзного осмысления.

Принято считать, что коррупция вечна и неизбежна — мол, всегда воровали чиновники и будут воровать. Это верно отчасти. Да, мздоимство было испокон веков. Но уровень его менялся в зависимости много от чего — и в том числе от ценностей, царящих в обществе.

И вот тут наши родные краснодупики-леваки начинают вам рассказывать, что «Коррупция зашкаливает в обществе, где деньги и нажива есть главная цель в жизни человека». А вот в прекрасном СССР, который мы потеряли, коррупции якобы не было — потому что деньги и нажива не были главным в жизни советского человека.

Знаете, я вам даже не буду здесь рассказывать, как так вышло, что в СССР воровали целыми республиками. Ну, например, оказалось, что примерно половина хлопка, якобы собранного в Узбекистане, существовала только на бумаге.

Нет, я поступлю наоборот — и с горних высей партийного руководства (проворовавшегося насквозь и дошедшего до практически поголовной государственной измены) спущусь на бытовой уровень.


Блат — явление, широко распространённое на территории бывшего СССР, означающее знакомство или связи, используемые в личных целях и ущемляющие интересы третьих лиц. Это такие «полезные связи», знакомства, благодаря которым можно получить какие-то блага в обход общепринятых правил и законов, как правило, в ущерб интересам общества или государства.

Слово происходит из языка части евреев — идиша, где blatt имело значение «посвященный» или «близкий». Из идиша оно перешло в польский язык, где стало означать «укрывательство», «взятка».


В условиях перманентного дефицита плановой экономики приобретение товаров часто зависело от знакомств с продавцами или номенклатурщиками, распределявшими тот или иной товар. Для обозначения таких полезных знакомств, а также самого процесса приобретения товаров таким способом и стало использоваться слово «блат». В народных массах широкое хождение получила поговорка: «Блат сильнее Совнаркома».

  1. Трудоустройство по блату создает в обществе сильное социальное неравенство, уничтожается нормальная конкуренция между кадрами
  2. Сильно снижается мотивация для профессионального и личностного роста
  3. Повышается уровень коррупции, взяточничества, бюрократии и должностного произвола
  4. Как следствие, заметное снижение экономической и социальной эффективности производства
  5. Появляется эффект «наследственной аристократии»
  6. Блат резко сокращает возможности и шансы на успех и приличную работу для выходцев из неблагополучных, а также малообеспеченных семей. Это создает сильное расслоение общества

Блат в СССР имел тотальный характер. В той или иной мере им пользовались практически все.

Так вот блат — это и есть низовая коррупция. Во многом не монетизированная, производимая путем обмена услуги на услугу, товара на товар — но от этого не перестающая быть коррупцией.

По уровню такой низовой коррупции СССР, видимо, перегнал даже современные Сомали. И это при том, что за взятки в СССР давали срок до 20 лет с конфискацией всего нажитого, а за особо крупный размер — расстреливали. Но это не останавливало.

Это нам наглядно демонстрирует, что тезис о том, что якобы «Деньги и нажива есть источник коррупции» — несостоятелен. Дело в чем-то другом.

Умнейшие говорят, что коррупция — это запасная система регулирования, встроенная в социальные и экономические структуры человечества. И, соответственно, она увеличивает свои масштабы там, где нормальная система регулирования — экономическая или административная — начинает допускать сбои и работать неэффективно.

Если вы можете оформить разрешение на какую-то работу за разумные деньги в короткое время в окошке МФЦ — вы никогда не понесёте «барашка в бумажке» какому-то чиновнику. Потому что зачем? А вот если система тормозит и требует год ходить собирать бумаги по инстанциям — то альтернатива получить разрешение here and now, просто занеся в кабинет, становится привлекательной. Больше того — она повышает общую эффективность, ибо процесс работы пошел, а не буксует год на месте.

Вы сами легко найдёте еще примеры, подтверждающие эту теорию. И безумные масштабы коррупции в США — вызваны как раз тем, что нормальные механизмы у них давно перестали работать. Нормальным компаниям не дадут работать, пока они не занесут кому надо и не устроят к себе в руководство детей каких-нибудь сенаторов. Военные в США никогда не закажут нормальный самолет — они закажут максимального уродца, с которого можно получить максимум откатов. И так далее. Поэтому и лоббизм у них разрешен — что иначе вообще всё раком встанет, ничего не будет делаться.

Вы все видели, как президенту США Трампу эта система 4 года подряд ставила палки в колеса. До него система ставила палки в колеса Обаме, а теперь будет ставить палки в колёса Байдену. Будет-будет, не сомневайтесь. Там никто не хочет принимать решения, а те, кто хочет — дегенераты, их решения такие, что лучше бы никаких не было, и их саботируют на следующих этажах пирамиды ответственности.

Из-за такого всеобщего торможения рухнул СССР, из-за него же рухнут и США, и Евросоюз. Это уже видно просто невооруженным взглядом.

Вы думаете, проблемы Украины в коррупции? Ничего подобного — без коррупции там бы вообще всё рухнуло, причем уже давно. В городах не было бы тепла, электричества, воды и еды — потому что нормальные органы управления не в состоянии наладить снабжение ими. Это «коррупционеры» закупают электричество в России и уголь для ТЭЦ в Донбассе, благодаря чему жители Руины хоть как-то выживают пока.

Материал: Proper


Комментариев нет: