США в поисках утраченных технологий
Министерство обороны США ищет подрядчика, способного воспроизвести сердечник теплообменика, используемого в составе оборудования стелс–бомбардировщика. Компании, получившей контракт, будет необходимо не только создать сам сердечник методом реверсивного инжиниринга образца, предоставленного Минобороны, но и разработать процессы демонтажа и замены теплообменников на борту B–2.
Сей удивительный документ свидетельствует о том, что и оснастки, и документации на данный узел сверхтехнологичного самолёта просто–напросто не существует. Была ли она утеряна или случайно уничтожена, неизвестно, но ситуация для США, в общем, не уникальная.
Большинство типов авиационной техники, стоящей в настоящее время на вооружении ВС США, давно не производится, поддержание самолётов в лётном состоянии проводится в основном за счёт каннибализации списанных самолётов, хранящихся на так называемых «базах хранения» (фактически — на свалках в пустыне), хотя известны случаи установки на строевые самолёты даже запчастей, снятых с музейных образцов.
На восстановленном не так давно до лётного состояния B–52 систему аварийного покидания собирали в буквальном смысле из запчастей, хранившихся в ведре. Документация? Да откуда!
Кстати, одной из основных причин непрекращающихся попыток ремоторизации бомбардировщиков B–52 является тот факт, что двигатели TF33, установленные на нём, не производятся уже 35 лет. Причем «родные» моторы уже давно кончились, и самолёты Б-52 летают сейчас на похожих двигателях, снятых с транспортников Lockheed C-141 Starlifter во время их утилизации.
Прикол там вот в чем — используемые на Starlifter моторы Pratt & Whitney TF33-P-7, конечно, внешне похожи на моторы Pratt & Whitney J57, поскольку относятся к одному семейству JT3, но на Старлифтерах стоят моторы линейки JT3D (турбовентиляторные), а на Стратофортрессах турбореактивные JT3C. Они, мягко говоря, не идентичны даже по размерам, не говоря уже о параметрах. Из существенного — старлифтеровские моторы имеют более низкую высотность и обеспечивают более низкую скорость полета, хотя и несколько экономичнее.
Фактически Боингу пришлось взять не просто моторы от Старлифтеров, но целиком всю гондолу двигателя и блоки управления ими, и кое-как прилепить это на Б-52. На Б-52 гондолы сдвоенные, и моторы JT3D туда не встанут, потому что у них больше диаметр. Короче, там такое кроилово, что волосы дыбом встают.
Да и выбор двухместного F–15EX для замены стареньких одноместных F–15C ВВС США обусловлен тем фактом, что производственная оснастка давным–давно утеряна или уничтожена, так что летать ЭХи будут в основном с пустым вторым креслом.
Так что вполне естественно, что в составе ВВС США появляются специализированные подразделения, такие как 402nd Electronic Maintenance Group Reverse Engineering Avionics Redesign and Manufacturing team (REARM), задачей которых является не просто снабжение запчастями, скажем так, немолодых образцов техники, а их воссоздание методами реверсивного инжиниринга, а также написание заново техпроцессов и документации.
Впрочем, выход есть — списать эти самые В-2 и сделать вид, что всё хорошо.
Системный кризис США поражает все новые сферы жизни этого пока еще государства, включая и относящиеся к жизненно важным — той же оборонке. Внезапно выясняется, что в стране отсутствуют технологии, необходимые для дальнейшего развития в авиации и многом другом. Старые наработки заканчиваются, поколения нормальных инженеров постепенно уходят из активной деятельности, а приходящие им на смену манагеры с брокерами и ритейлерами ничего создать не могут, и даже старое починить не могут — они просто не понимают, как это работает.
И остается только паразитировать на старом, усиленно выдавая нужду за добродетель.
США до сих пор не имеют достаточно развитых технологий для создания гиперзвукового оружия, программа развертывания которого в этой связи может быть реализована «со значительным опозданием», говорится в докладе контрольно-бюджетного управления американского конгресса (GAO). «Мы выявили некоторое число важнейших технологий, которые были недостаточно развиты в момент старта программы, это может создать препятствия для достижения ее целей», — заявили составители документа, озаглавленного Hypersonic Weapons («Гиперзвуковое оружие»). Многие из этих проблем связаны с технической сложностью гиперзвуковых систем, которые при этом подвержены экстремальным нагрузкам во время испытательных полетов.
А как они хотели? Как в Хуливуде — где все новые технологии магическим образом создаются по желанию режиссера каким-то клоуном-инвентором в цветном трико? Не-а, это вам не Хуливуд, здесь изобретать и разрабатывать надо по-настоящему. А иначе вскоре не получится даже старое нормально эксплуатировать, не говоря уже о чем-то новом.
Работы по созданию головной стратегической подлодки проекта Columbia перешли в период стапельного строительства, но ВМС США и его отраслевые партнеры столкнулись с проблемами цепочки поставок, 19 марта сообщает ресурс Национальной ассоциации американского ВПК National Defense.
Согласно планам модернизации ядерного подводного флота США, начиная с 2026 года лодки проекта Columbia должны сходить со стапелей каждый год. При этом кораблестроителям придется создавать их одновременно с ударными подводными лодками проекта Virginia, которые строятся по еще более напряженному графику выпуска. Но что-то пошло не так.
Как сказано в статье, проблемы возникли уже на начальных этапах строительства, когда, например, были обнаружены некачественные сварные швы в некоторых ракетных шахтах, поставленных субподрядчиком.
Производителям приходится опираться на базу поставщиков материалов, которая на сегодняшний день примерно на 70% меньше, чем во время предыдущих судостроительных бумов, говорится в отчете «АПЛ класса Columbia: уязвимость проекта от сроков и качества поставок в условиях сокращения базы поставщиков материалов», недавно поданном Счетной палатой правительства США Конгрессу.
Стоит напомнить, что уже сейчас ВМС США столкнулись с неспособностью государственных верфей обслужить весь имеющийся их атомный флот. Очередь уже составила 68 пропущенных работ по регламентному обслуживанию, включая работы с ядерными энергетическими установками.
Деградация в полный рост, в чистом виде. И ведь есть еще куда падать, изначально все-таки высота была достаточно приличной.
Комментариев нет: