Это разрушит отношения США и России навсегда



На сайте Президентской библиотеки Билла Клинтона есть стенограммы его разговоров с Борисом Ельциным. Ниже выдержки о Крыме, Севастополе, Югославии и Путине. Встреча Ельцина и Клинтона 21 марта 1997 года:

«Наша позиция неизменна, — заявил Ельцин, — мы считаем ошибкой расширение НАТО на восток». Отдельное беспокойство у президента России вызывают американские маневры «рядом с Крымом»: «Это как если бы мы проводили учения возле Кубы. Как бы вам это понравилось? Для нас это неприемлемо».

Тема Крыма и Украины волновала Ельцина больше, чем судьба остальных стран — соседей России. К примеру, в другом разговоре он сообщает, что «не испытывает никакой ревности» по поводу участия США в разрешении армяно-азербайджанского конфликта. А в российско-украинских делах недвусмысленно требует от Клинтона сохранять «сдержанность».

Ельцин подчеркивает, что Россия уважает территориальную целостность постсоветских республик и «не собирается брать Севастополь», но предлагает «джентльменское соглашение» о том, что ни одна из этих стран не войдет в состав НАТО. «Давайте заключим его устно, нигде не будем фиксировать, не будем делать его открытым», — призывает президент России.

Клинтону эта идея не понравилась. «Это разрушит наши усилия по строительству нового НАТО», — отвечает он, поясняя, что это значило бы, что Альянс остается антироссийским, ожидает от России «чего-то плохого», но соглашается остановить свое расширение на определенной границе. «К тому же это секретное соглашение, а в современном мире секретов нет», — добавил Клинтон.

Ельцин просил заверений о том, что НАТО не будет расширяться хотя бы в ближайшее время, — они были нужны ему, чтобы договариваться с оппозиционной Думой, — но не получил и их.

Почти год президенты не поднимали тему НАТО — вплоть до возникновения конфликта в Косово.

Ельцин предупреждал Клинтона, что после бомбардировок Югославии отношения России и США изменятся навсегда.

24 марта 1998 года Клинтон говорит Ельцину:

— Я знаю, что вы не поддерживаете нас, но я хочу подчеркнуть: я сделаю все, что только возможно, чтобы не допустить, чтобы из-за наших разногласий пропало все то, чего мы добились и чего нам еще предстоит добиться вместе.

— Боюсь, что это не получится, — отвечает Ельцин. — <…> Нам необходимо попытаться спасти хоть что-то из того, чего нам удалось добиться. Но наш народ теперь будет значительно хуже относиться к США и НАТО. Я помню, как трудно было заставить людей и политиков в России по-другому относиться к Западу, к США. Мне это удалось, но теперь все это будет потеряно.

19 ноября 1999 года Ельцин впервые представляет Клинтону нового премьер-министра России Владимира Путина.

«В ближайшее время вы встретитесь с Путиным, поэтому я хочу рассказать вам, что это за человек. Я долго думал, кто в 2000 году станет следующим президентом, и долго не мог найти кандидата. Наконец я нашел Путина. Я изучил его биографию и убедился, что это надежный человек, но одновременно сильный и общительный».

В конце этой встречи между Клинтоном и Ельциным происходит еще один диалог о Путине.

Клинтон: Кто выиграет выборы?

Ельцин: Путин, разумеется. Он станет преемником Бориса Ельцина. Он демократ, и он хорошо знает Запад.

Клинтон: Он очень умный человек.

Ельцин: Он крепкий. У него есть внутренний стержень. И я сделаю все возможное, чтобы он победил, — в рамках закона, разумеется. И он победит. Вы будете работать вместе. Он продолжит ельцинский курс на демократию, экономическое развитие и расширение связей России. У него есть для этого и энергия, и мозги.

Источник

 

Комментариев нет: