Расцвет бизнеса дискаунтеров


«Чем хуже макроэкономическая ситуация или чем больше людей с падающими доходами, тем лучше наши дела», — не скрывает один из основателей Fix Price, миллиардер Сергей Ломакин.

 

Снижение доходов и покупательской способности россиян вынуждает ретейлеров адаптироваться — открывать магазины нового формата «жестких дискаунтеров», написала Financial Times. В пример она привела успех Fix Price и «Светофора», которым начинают подражать и крупнейшие сети.

 

Британская газетёнка Financial Times считает, что «реальные доходы» россиян упали с 2013 года на 11%. Она считает, что из-за падения доходов населения в России стала актуальной «волна дисконта», которую первой, по мнению газеты, «поймала» сеть магазинов Fix Price. Она продает продукты и другие товары по единой цене. В прошлом году выручка сети выросла на 33% и достигла 190,1 млрд рублей. В первом квартале 2021 года компания заработала 51,7 млрд рублей — по ее данным, это на 29,2% больше, чем за тот же период 2020 года.

 

Fix Price в марте провела IPO и привлекла $2 млрд, что стало крупнейшим дебютом российской компании с 2010 года. Основатели компании Артем Хачатрян и Сергей Ломакин после IPO стали долларовыми миллиардерами. Ломакин заявил FT, что они придумали «нужную модель бизнеса в нужное время».

 

Продуктовые ретейлеры последовали примеру Fix Price, отметила Financial Times. Самый быстрый рост выручки среди всех операторов супермаркетов в России в 2020 году показала сеть низких цен «Светофор»: ее доходы выросли на 39% до 189 млрд рублей, отметила газета. Это сподвигло и крупнейших ретейлеров тоже разрабатывать магазины низких цен. Это выбивается из общей логики, которому следовали в последние годы торговые сети: они стремились расширить ассортимент, сделать свои «серые» магазины более привлекательными внешне и развивать онлайн-доставку, но теперь они стараются сбалансировать свои портфели брендов, написала FT.

 

По мнению аналитика Газпромбанка Марата Ибрагимова, на развитие ретейла в России повлиял интернет. С одной стороны, люди благодаря ему стали гораздо более чувствительными к ценам. А с другой — они больше не хотят ездить в «огромные коробки» и тратить много времени, к тому же подвергаясь соблазну попутно купить много ненужных товаров, отметил эксперт. «В этом смысле жесткие дискаунтеры — идеальное решение для этих потребителей. Они предлагают ограниченный выбор наиболее востребованных продуктов по очень привлекательной цене. К тому же они расположены вблизи жилых районов, что означает разумно короткое время, потраченное на закупки», — заявил FT Ибрагимов.

 

Крупнейший ретейлер России X5 Retail Group открывает магазины «Чижик». «Если вы пойдете в «Пятерочку», там будет пять или шесть разных пакетов молока. В «Чижике» будут только два, но хорошего качества. Мы помогаем покупателю, изучая, какое молоко наиболее популярно», — объяснил концепцию магазинов FT главный исполнительный директор X5 Retail Group Игорь Шехтерман. Он добавил, что в «Чижике» покупатели не будут чувствовать себя, словно в «Светофоре»: «Наша концепция отличается. Мы хотим, чтобы покупатель чувствовал себя комфортно», — отметил бизнесмен.

 

PS. Говорите, покупатели не будут чувствовать себя, словно в «Светофоре»? Так вы неизбежно продуете конкуренцию. Низкие цены «Светофора» получаются не от ограничения ассортимента, а от предельно жесткого сокращения расходов. «Светофоры» не строят помещения для своих магазинов — они арендуют самые дешевые здания в самых дешевых местах, как правило, это тупо склады с бетонным наливным полом и минимальным отоплением. Там расставляется минимум дешевого торгового оборудования, основная часть товаров торгуется прямо с палет с пола, грузовики с товаром разгружаются прямо в торговый зал на пол, и так далее.

 

Когда-то создатели «Светофора» делали «магазин для магазинов» — имея в виду, что это будет почти склад, на котором будут затариваться владельцы мелких лавочек и точек общепита. Но потом решили добавить пару касс для прохода розничных покупателей — при этом цены те же самые, «оптовые». Это внезапно выстрелило — и не только в России и Казахстане, но и в Германии, где ажиотаж был такой, что светофорщики товары подвозить не успевали.

 

По итогам 2020 года «Светофор» входит в семёрку крупнейших торговых сетей России с товарами повседневного спроса.

 

Формат магазина уникален для больших торговых сетей: типичный «Светофор» расположен в небольшом помещении в промзоне (обычно до 1500 м², магазины компании в более просторных зданиях, от 2500 м², имеют другое название, «Маяк») на окраинах города с минимальной отделкой, палетной выкладкой товара, небольшим штатом (10 человек на магазин с площадью 1000 м²). Благодаря крайней экономии, цены в магазине ниже, чем у конкурентов. Первоначально рассчитанные на беднейшие слои населения России, магазины внезапно стали популярны у среднего класса — и это объяснимо, в «Светофор» надо ехать на машине, и лучше посреди дня, и покупать много, сразу на неделю. Нищеброды так не закупаются — поэтому они, кстати, и нищеброды, деньги считать не умеют.

 

Владельцы и организаторы «Светофора» это семья Шнайдер (братья Сергей 1966 года рождения и Андрей 1974 года рождения и их мать Валентина). Это такие русские немцы. До «Светофора» семья владела оптовой компанией по продаже пива и слабоалкогольных напитков «Ленком», сетью пивных магазинов «Напильник». Первый магазин «Светофор» был открыт Шнайдерами в 2009 году в Красноярске (займ был получен у Сбербанка).

 

А теперь под торговой маркой Mere сеть присутствует в Германии, Прибалтике, Польше, Сербии. Вот это — магазин в Лейпциге:

 

Конкуренты (дискаунтеры Альди и Лидл) якобы не воспринимают Mere как угрозу. Хе-хе — у нас в России светофорщиков тоже всерьез не воспринимали, а они за 12 лет так взлетели, что просто ух.

 

Вот так выглядит типичный торговый зал Светофора:

 

Это, в данном случае, магазин Mere в Риге (его там называют «Русский магазин»), но в России это выглядит примерно так же, стандарты у Светофора везде одинаковые.

 

Интересная находка — охлаждёнку продают прямо из холодильника. То есть не из морозильных прилавков, а прямо из промышленного холодильника — это такое помещение, в котором минусовая температура и завесы на входе и выходе. Летом заходишь в футболочке такой из зала, где +30 — а там практически минус! Быстро-быстро хватаешь свои куски мяса, рыбы, молочки и колбас — и на выход, стуча зубами. Экономия маст зайн!

 

На фото в заголовке — как раз стеллажи с колбасой из такого холодильника Светофора.

 

Реф-прилавки тоже есть — но их мало, в них совсем заморозка.

 

«Светофор» проводит жёсткую политику по отношению к поставщикам, либо используя малоизвестные торговые марки, либо получая существенные скидки от крупных поставщиков. Для последних сеть привлекательна тем, что из-за узкого ассортимента продажи избранного сетью товара будут непропорционально высокими по сравнению с сетями, предоставляющими покупателю больше выбора.

 

Причем у них хороша не только жрачка, но и промтовары. Не, вот реально — я в Светофоре покупаю краску «по ржавчине» (грунт-эмаль 3 в 1 Цветофор, производство АО Русские краски Ярославль) — так вот она офигенно хороша, плотная, укрывистая, и при этом стоит 132 рубля за банку о.8 кг. Оригинальный «Хаммерит» стоит около 2500 рублей за такую же банку — и хрен он лучше, качество очень близкое. Нонейм такого типа (глянец, быстросохнущая, по ржавчине, прочная) стоит около 600 рублей.

 

Или вот скамеечка садовая складная перевертыш — вот такая, садоводы-огородники любят:

 

Везде она стоит 1200-1500 рублей. На Озоне самая низкая цена была, насколько я помню — 860 рублей. Знаете, сколько она стоит у светофоров? 560 рублей. Та же самая, того же завода.

 

Ну вот как можно у них не покупать?

 

Источник

 

Комментариев нет: