Роман Сенчин о Викторе Цое, депутате Фёдорове и развале СССР
Как хочется думать о возвышенном или абстрактном. Или – лучше – вообще ни о чем не думать. Особенно по утрам.
Встать, включить интерьерную музыку, выпить чашечку кофе, разглядывая завитушки на обоях, и спокойно отправиться на работу.
Но вот метро. И там, возле турникетов, в руки всовывают одноименную газету. И начинается… Кстати, два слова об этом издании. О «Метро».
Раньше большинство просто ехало. У многих торчали из ушей проводки наушников, кое-кто дремал. Некоторые читали книжки, некоторые играли в телефонах, лишь единицы таращились в газеты. А нынче газеты у каждого третьего-пятого. Ясно, на халяву чего не взять, не вспомнить буквы… И напитывается наш народ с утра всякой ненужной информацией. И потом в течение дня переваривает, обсуждает с коллегами, а работоспособность падает.
Я тоже хватаю бесплатную газету, тоже читаю, тоже напитываюсь. По большей части информация нейтральная, иногда полезная, случается, что заставляющая возмутиться, не находить себе места до самого вечера. Но такой, что появилась в номере «Метро» от 17 апреля, я еще не встречал.
Прямо на передовице большими буквами: «Цоя обвинили в распаде Союза».
В первый момент подумал о чиновнике из московской мэрии времен Лужкова. Был такой, появившийся неизвестно откуда в конце 80-х, делал странные заявления, а потом, когда Лужкова отставили из-за утраты доверия, куда-то исчезнувший.
«Так вот кто во всем виноват!» Но вчитался, и волосы зашевелились…
«Депутат-единоросс Евгений Фёдоров на своем сайте разместил видеоинтервью, в котором заявил, что Виктор Цой принимал участие в «проекте» по ликвидации СССР. По его мнению, известный музыкант был агентом ЦРУ, а некоторые произведения Цоя, в частности, текст известной песни «Перемен», писались «профессиональными авторами в Голливуде по заказу ЦРУ».
Думаю, ясно, что рабочий день был потерян. Вместо исполнения своих обязанностей, я тайком от начальства копался в интернете. Посмотрел почти полуторачасовое интервью депутата, где содержались слова про Цоя, потом - другие интервью (большинство проходят в одном и том же кабинете и по схожему сценарию: Федоров сидит за столом и рассказывает двум-трем молодым людям, которые почти не задают вопросов, о том, что было, что есть и что будет); изучил реакцию общественности на заявление о том, что Цой, оказывается, занимался такими делами…
Наверняка большинство читающих этот текст, уверены, что «либерал Сенчин» будет ругать депутата, обзывать. А я не буду. Более того, я во многом согласен с его теорией, что Советский Союз планомерно разваливали. Пусть экономисты-политики, вынырнувшие в начале 90-х, сколько угодно всё валят на плановую экономику, порочность социалистической системы. Не верится. Разваливали конкретные силы.
Может, разваливали не именно Советский Союз, а строй, но получилось в точности так, как сказал некогда первым то ли Александр Зиновьев, то ли Владимир Максимов (а теперь и Сергей Кургинян на авторство претендует, правда, те имели в виду «мы», а он – «они»: «Целили в коммунизм, а попали в Советский Союз».
Одно без другого не существовало, и стоило убедить народ, что коммунизм неосуществим, как стал рассыпаться СССР. А над дискредитацией коммунизма, как оказалось, работали на самом верху. Михаил Горбачев, виня в развале Союза Ельцина (но фактически Союз развалился году в 90-м), в конце 1990-х признался: «Целью моей жизни было уничтожение коммунизма». А как эффективнее всего было коммунизм уничтожить? – показать, что при коммунистах жить невыносимо. К концу 1989-го жить действительно стало невыносимо. Не духовно, скажем так, а физически. В 89-м я побывал в нескольких городах страны, и везде, вплоть до Москвы, магазины были почти пусты. Спустя два года, в декабре 1991-го, они были пусты совершенно.
Над трупом СССР тогда никто не рыдал – одни не поверили в реальный распад, другие были уверены, что порознь будет лучше… Зарыдали через год-другой, поняв, что это всерьез. А теперь, видимо, наступает время разобраться, что же этот распад (развал) вызвало, как он происходил…
И вот депутат Госдумы, в числе других причин, назвал работу ЦРУ, проиллюстрировав ее таким вот примером: «Мне тут понравилось… Я тут общался со специалистами. Они говорят, специалисты, которые раньше работали в нашем КГБ… чтобы было понятно – в советском. Ну и они говорят: «Ну, тогда был четкий план, о котором все в КГБ знали - план по ликвидации иностранными государствами и их агентами Горбачевым и компанией Советского Союза. Причем рядовые сотрудники всего плана не знали - они на узких фронтах сталкивались с конкретными его проявлениями, докладывали наверх, а наверху эти бумаги выкидывали просто в помойку. А потом и КГБ распустили, чтобы он не мешал ликвидировать Советский Союз.
И мы их спрашиваем: «Ну а как это, в чем это проявлялось? Конкретные элементы плана?» Они говорят: «Элементов плана тысячи. Вот мы с которыми сталкивались физически… Помните, был такой блестящий, сверхпопулярный певец Цой в Советском Союзе. И вот мы обнаружили, что на каком-то этапе он начал петь песни совсем не такие, как пел до этого. До этого он пел про алюминиевые огурцы, а тут вдруг про перемен, да, начал петь. Не его стиль. Как будто два разных певца Мы… - КГБ не то что счас, власть была. – Мы вызвали всю евоную группу, те написали везде бумаги, мы провели исследования, допросы… - ну, тогда еще власть была у низовых сотрудников, пока начальство не запретило, - и выяснили, что все последние песни… Цой сам писать не умел, он писал их в коллективе… ему привозили из… от Америки… Профессионально люди в Голливуде писали песни».
Но это же в системе. Один бы Цой ничего не сделал. Он же в системе, таких проектов тысячи. И в культуре, и в экономике, и в политике, и в силовой системе. Это профессиональная работа… За Цоем была в ЦРУ специальные люди, которые с ним работали – давали ему эти песни, и так далее. Так вот, его песни просто привозили из Голливуда, и он их пел, и это было элементом плана. И ничего с ним не сделаешь: певец имеет брать песни хоть с Луны, даже в советском нет нарушения знакома. Но сам факт, технология работы, как это работает».
Пример с Цоем меня, конечно, возмутил. Но потом я вспомнил, что когда-то, в советское время, нас учили размышлять диалектически (хотя на деле приветствовалось мыслить догматически). Поэтому я унял возмущение и стал анализировать слова Федорова.
Вполне возможно, что ему действительно могли рассказать такое ветераны КГБ. Вполне вероятно, что у ветеранов этих имеется основа для таких рассказов. Жаль, что депутат не поведал подробности, не предоставил их после того, как по поводу его высказывания разразился скандал. Предпочел обратиться в Следственный комитет, чтоб тот наказал клеветников.
То есть, Федоров подтвердил свои слова, но оскорбился тем, что СМИ единодушно увидели в этих словах такой смысл: «Виктор Цой был агентом ЦРУ». «Я такого не утверждал!» – заявил депутат и добавил, что песни Виктора Цоя действительно писались в Голливуде, но это никак не связано с тем, что рок-исполнитель был иностранным разведчиком…
Ну, тут уже казуистика и тому подобное… А ведь как просто именно сейчас, на гребне Русской весны приоткрыть двери Большого дома на Литейном и предъявить документы (не всё же «выкинули в помойку»). Можно и без фамилий (замазать, вырезать). Хоть что-нибудь, кроме «рассказов». Судя по «рассказам», и Гагарин умер в психбольнице, куда его заточили за то, что Брежнева обложил по матери…
Заявление Федорова нуждается в самой серьезной проверке. Это не должно остаться просто «рассказом». Ведь сколько нам может открыться! И истинная цель упорных приездов в СССР Джоанны Стингрей (она ехала из Лос-Анджелеса, а это рядом с Голливудом!), и неожиданный творческий кризис Александра Башлачева (вот представим, что за Башлачева писал белоэмигрант, старый и больной, и когда он умер, ручеек песен прекратился, Башлачев замолчал)… После слов Федорова так и стоит перед глазами сцена: Стингрей привозит в Ленинград пачку текстов и распределяет: «Перемен» Цою, «Дети уходят» Борзыкину, «Время менять имена» Кинчеву… Тут и Егор Летов (он в Ленинграде часто бывал и даже в тамошний рок-клуб вступал). Летову – «параллельно коммунизму речка алая течет»… Из-за песни «Новый метод» («Я твой слуга, ты мой гегемон») разворачивается целый бой: листок с текстом пытаются схватить члены «Аукцыона», «АВИА», «НОМ», но ловчее всех оказывается жилистый Кинчев… Кинчев же перехватывает и многие тексты песен, предназначавшиеся для Башлачева. Башлачев бледнеет…
Бред? Хочу верить, что бред, а сцену не сморгнуть – как зайчик от электросварки впился в сетчатку. И разрастается… Приходят и приходят вопросы. К примеру, а на каком этапе Виктор Цой запел по-другому? Песня «Хочу перемен» была впервые исполнена в 1986 году (Джоанна Стингрей, кстати, уже действовала в Ленинграде), «Алюминиевые огурцы» есть на альбоме «45» (1982 год).
«Алюминиевые огурцы» вообще-то нетипичная для Цоя песня. Веселые, шутливых, ироничных песен у него очень мало. На том же альбоме «45» почти сплошь экзистенциально-социальные мрачняки и депрессняки вроде «Время есть, а денег нет», «Мои друзья», «Солнечные дни», «Ночь, день, спать лень», две песни под названием «Бездельник», есть очень подозрительная в нынешних реалиях «Восьмиклассница», есть провокативная «Когда-то ты был битником», есть эзопообразная «Электричка»; в то же время записана жуткая тема под названием «Я – асфальт».
Далее (до появления в Ленинграде Джоанны Стингрей) были записаны песни «Последний герой», «Около семи утра», «Транквилизатор», «Троллейбус», «Пора уходить прочь», «Генерал»… Так что для любого более-менее знающего историю Цоя и группы «Кино» понятно, что песня «Хочу перемен» появилась не неожиданно. Поэтому, как пел один мужчина с гитарой: «Давай подробности!» Не дашь, могут и зачмырить. В Питере, откуда депутат родом и где до сих пор часто бывает, ребята боевые остались. Гонщиков не любят.
Как бы там ни было, а осадок от высказывания Евгения Федорова, конечно, остался. На этот осадок подобные высказывания и рассчитаны – когда-нибудь такой осадок (что там Цой? - льют и на Пушкина, и на Толстого, на Лермонтова, да чуть не на всех – все вредили, все подтачивали)… Да, в конце концов осадок полностью заполнит мозги народу, и тогда делай с народом в прямом смысле что хочешь.
Фото: Алексей Даничев/РИА Новости
*****
Встать, включить интерьерную музыку, выпить чашечку кофе, разглядывая завитушки на обоях, и спокойно отправиться на работу.
Но вот метро. И там, возле турникетов, в руки всовывают одноименную газету. И начинается… Кстати, два слова об этом издании. О «Метро».
Раньше большинство просто ехало. У многих торчали из ушей проводки наушников, кое-кто дремал. Некоторые читали книжки, некоторые играли в телефонах, лишь единицы таращились в газеты. А нынче газеты у каждого третьего-пятого. Ясно, на халяву чего не взять, не вспомнить буквы… И напитывается наш народ с утра всякой ненужной информацией. И потом в течение дня переваривает, обсуждает с коллегами, а работоспособность падает.
Я тоже хватаю бесплатную газету, тоже читаю, тоже напитываюсь. По большей части информация нейтральная, иногда полезная, случается, что заставляющая возмутиться, не находить себе места до самого вечера. Но такой, что появилась в номере «Метро» от 17 апреля, я еще не встречал.
Прямо на передовице большими буквами: «Цоя обвинили в распаде Союза».
В первый момент подумал о чиновнике из московской мэрии времен Лужкова. Был такой, появившийся неизвестно откуда в конце 80-х, делал странные заявления, а потом, когда Лужкова отставили из-за утраты доверия, куда-то исчезнувший.
«Так вот кто во всем виноват!» Но вчитался, и волосы зашевелились…
«Депутат-единоросс Евгений Фёдоров на своем сайте разместил видеоинтервью, в котором заявил, что Виктор Цой принимал участие в «проекте» по ликвидации СССР. По его мнению, известный музыкант был агентом ЦРУ, а некоторые произведения Цоя, в частности, текст известной песни «Перемен», писались «профессиональными авторами в Голливуде по заказу ЦРУ».
Думаю, ясно, что рабочий день был потерян. Вместо исполнения своих обязанностей, я тайком от начальства копался в интернете. Посмотрел почти полуторачасовое интервью депутата, где содержались слова про Цоя, потом - другие интервью (большинство проходят в одном и том же кабинете и по схожему сценарию: Федоров сидит за столом и рассказывает двум-трем молодым людям, которые почти не задают вопросов, о том, что было, что есть и что будет); изучил реакцию общественности на заявление о том, что Цой, оказывается, занимался такими делами…
Наверняка большинство читающих этот текст, уверены, что «либерал Сенчин» будет ругать депутата, обзывать. А я не буду. Более того, я во многом согласен с его теорией, что Советский Союз планомерно разваливали. Пусть экономисты-политики, вынырнувшие в начале 90-х, сколько угодно всё валят на плановую экономику, порочность социалистической системы. Не верится. Разваливали конкретные силы.
Может, разваливали не именно Советский Союз, а строй, но получилось в точности так, как сказал некогда первым то ли Александр Зиновьев, то ли Владимир Максимов (а теперь и Сергей Кургинян на авторство претендует, правда, те имели в виду «мы», а он – «они»: «Целили в коммунизм, а попали в Советский Союз».
Одно без другого не существовало, и стоило убедить народ, что коммунизм неосуществим, как стал рассыпаться СССР. А над дискредитацией коммунизма, как оказалось, работали на самом верху. Михаил Горбачев, виня в развале Союза Ельцина (но фактически Союз развалился году в 90-м), в конце 1990-х признался: «Целью моей жизни было уничтожение коммунизма». А как эффективнее всего было коммунизм уничтожить? – показать, что при коммунистах жить невыносимо. К концу 1989-го жить действительно стало невыносимо. Не духовно, скажем так, а физически. В 89-м я побывал в нескольких городах страны, и везде, вплоть до Москвы, магазины были почти пусты. Спустя два года, в декабре 1991-го, они были пусты совершенно.
Над трупом СССР тогда никто не рыдал – одни не поверили в реальный распад, другие были уверены, что порознь будет лучше… Зарыдали через год-другой, поняв, что это всерьез. А теперь, видимо, наступает время разобраться, что же этот распад (развал) вызвало, как он происходил…
И вот депутат Госдумы, в числе других причин, назвал работу ЦРУ, проиллюстрировав ее таким вот примером: «Мне тут понравилось… Я тут общался со специалистами. Они говорят, специалисты, которые раньше работали в нашем КГБ… чтобы было понятно – в советском. Ну и они говорят: «Ну, тогда был четкий план, о котором все в КГБ знали - план по ликвидации иностранными государствами и их агентами Горбачевым и компанией Советского Союза. Причем рядовые сотрудники всего плана не знали - они на узких фронтах сталкивались с конкретными его проявлениями, докладывали наверх, а наверху эти бумаги выкидывали просто в помойку. А потом и КГБ распустили, чтобы он не мешал ликвидировать Советский Союз.
И мы их спрашиваем: «Ну а как это, в чем это проявлялось? Конкретные элементы плана?» Они говорят: «Элементов плана тысячи. Вот мы с которыми сталкивались физически… Помните, был такой блестящий, сверхпопулярный певец Цой в Советском Союзе. И вот мы обнаружили, что на каком-то этапе он начал петь песни совсем не такие, как пел до этого. До этого он пел про алюминиевые огурцы, а тут вдруг про перемен, да, начал петь. Не его стиль. Как будто два разных певца Мы… - КГБ не то что счас, власть была. – Мы вызвали всю евоную группу, те написали везде бумаги, мы провели исследования, допросы… - ну, тогда еще власть была у низовых сотрудников, пока начальство не запретило, - и выяснили, что все последние песни… Цой сам писать не умел, он писал их в коллективе… ему привозили из… от Америки… Профессионально люди в Голливуде писали песни».
Но это же в системе. Один бы Цой ничего не сделал. Он же в системе, таких проектов тысячи. И в культуре, и в экономике, и в политике, и в силовой системе. Это профессиональная работа… За Цоем была в ЦРУ специальные люди, которые с ним работали – давали ему эти песни, и так далее. Так вот, его песни просто привозили из Голливуда, и он их пел, и это было элементом плана. И ничего с ним не сделаешь: певец имеет брать песни хоть с Луны, даже в советском нет нарушения знакома. Но сам факт, технология работы, как это работает».
Пример с Цоем меня, конечно, возмутил. Но потом я вспомнил, что когда-то, в советское время, нас учили размышлять диалектически (хотя на деле приветствовалось мыслить догматически). Поэтому я унял возмущение и стал анализировать слова Федорова.
Вполне возможно, что ему действительно могли рассказать такое ветераны КГБ. Вполне вероятно, что у ветеранов этих имеется основа для таких рассказов. Жаль, что депутат не поведал подробности, не предоставил их после того, как по поводу его высказывания разразился скандал. Предпочел обратиться в Следственный комитет, чтоб тот наказал клеветников.
То есть, Федоров подтвердил свои слова, но оскорбился тем, что СМИ единодушно увидели в этих словах такой смысл: «Виктор Цой был агентом ЦРУ». «Я такого не утверждал!» – заявил депутат и добавил, что песни Виктора Цоя действительно писались в Голливуде, но это никак не связано с тем, что рок-исполнитель был иностранным разведчиком…
Ну, тут уже казуистика и тому подобное… А ведь как просто именно сейчас, на гребне Русской весны приоткрыть двери Большого дома на Литейном и предъявить документы (не всё же «выкинули в помойку»). Можно и без фамилий (замазать, вырезать). Хоть что-нибудь, кроме «рассказов». Судя по «рассказам», и Гагарин умер в психбольнице, куда его заточили за то, что Брежнева обложил по матери…
Заявление Федорова нуждается в самой серьезной проверке. Это не должно остаться просто «рассказом». Ведь сколько нам может открыться! И истинная цель упорных приездов в СССР Джоанны Стингрей (она ехала из Лос-Анджелеса, а это рядом с Голливудом!), и неожиданный творческий кризис Александра Башлачева (вот представим, что за Башлачева писал белоэмигрант, старый и больной, и когда он умер, ручеек песен прекратился, Башлачев замолчал)… После слов Федорова так и стоит перед глазами сцена: Стингрей привозит в Ленинград пачку текстов и распределяет: «Перемен» Цою, «Дети уходят» Борзыкину, «Время менять имена» Кинчеву… Тут и Егор Летов (он в Ленинграде часто бывал и даже в тамошний рок-клуб вступал). Летову – «параллельно коммунизму речка алая течет»… Из-за песни «Новый метод» («Я твой слуга, ты мой гегемон») разворачивается целый бой: листок с текстом пытаются схватить члены «Аукцыона», «АВИА», «НОМ», но ловчее всех оказывается жилистый Кинчев… Кинчев же перехватывает и многие тексты песен, предназначавшиеся для Башлачева. Башлачев бледнеет…
Бред? Хочу верить, что бред, а сцену не сморгнуть – как зайчик от электросварки впился в сетчатку. И разрастается… Приходят и приходят вопросы. К примеру, а на каком этапе Виктор Цой запел по-другому? Песня «Хочу перемен» была впервые исполнена в 1986 году (Джоанна Стингрей, кстати, уже действовала в Ленинграде), «Алюминиевые огурцы» есть на альбоме «45» (1982 год).
«Алюминиевые огурцы» вообще-то нетипичная для Цоя песня. Веселые, шутливых, ироничных песен у него очень мало. На том же альбоме «45» почти сплошь экзистенциально-социальные мрачняки и депрессняки вроде «Время есть, а денег нет», «Мои друзья», «Солнечные дни», «Ночь, день, спать лень», две песни под названием «Бездельник», есть очень подозрительная в нынешних реалиях «Восьмиклассница», есть провокативная «Когда-то ты был битником», есть эзопообразная «Электричка»; в то же время записана жуткая тема под названием «Я – асфальт».
Далее (до появления в Ленинграде Джоанны Стингрей) были записаны песни «Последний герой», «Около семи утра», «Транквилизатор», «Троллейбус», «Пора уходить прочь», «Генерал»… Так что для любого более-менее знающего историю Цоя и группы «Кино» понятно, что песня «Хочу перемен» появилась не неожиданно. Поэтому, как пел один мужчина с гитарой: «Давай подробности!» Не дашь, могут и зачмырить. В Питере, откуда депутат родом и где до сих пор часто бывает, ребята боевые остались. Гонщиков не любят.
Как бы там ни было, а осадок от высказывания Евгения Федорова, конечно, остался. На этот осадок подобные высказывания и рассчитаны – когда-нибудь такой осадок (что там Цой? - льют и на Пушкина, и на Толстого, на Лермонтова, да чуть не на всех – все вредили, все подтачивали)… Да, в конце концов осадок полностью заполнит мозги народу, и тогда делай с народом в прямом смысле что хочешь.
Фото: Алексей Даничев/РИА Новости
*****