Реформа образования от яйцеголового правительства: не европеизация, но африканизия
Реформа вполне органична. Украинцы с 9-ю классами образования вполне справятся с возложенными на них Евросоюзом функциями
Десять лет назад я уволился из геологического НИИ, так и не защитив диссертацию (хотя даже прошёл первый этап предзащиты). То был всего лишь тринадцатый год незалежности, но её мертвящее дыхание вовсю чувствовалось в украинской науке (ту «науку» уже с полным правом можно было идентифицировать как «національну» – в полном соответствии с переименованием АН Украины в НАНУ). ВУЗы, став «вышами» перестали поставлять геологии мужчин, поскольку ребята поступали, конечно же, не ради нищенских зарплат инженеров, а только чтобы «закосить» от превратившегося в сплошной хозвзвод «українського війська».
Вот и получалось, что процветающий ещё недавно институт пополнялся в лучшем случае парой миловидных девиц в год. Наука старела на глазах. Разверзалась пропасть между поколениями учёных. Старой школе некому было передавать знания не только потому, что просто «некому», но и по причине невостребованности этих знаний дэржавой. Фундаментальные исследования, требующие вложений «длинных денег» и отдачи только через десятилетие-другое, были по понятным причинам похерены.
Жизнь института начиналась не в 9.00 как «при тоталитаризме», а где-то в 11.00 – с долгого перекура с кофе под обсуждение очередных сериалов или ток-шоу (и это та самая интеллигенция, что ранее спорила на кухнях о «старике Хэме», Стругацких, Орлове, Кортасаре!), затем пару часов работы, перерыв на обед и ровно в 18.00 массовая эвакуация… Засиживались редкие счастливчики, которым перепали контракты от МАГАТЭ, заинтересованной в ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы (лафа закончилась в 2000-м, когда Кучма закрыл действующие блоки ЧАЭС под гарантии финансирования дальнейших исследований, но был традиционно Западом «кинут»).
И вот в общении с немецкими и французскими коллегами для постсоветских интеллигентов, становилось ясно, что за всем умными очками "партнёров" и прочим "налётом цивилизации" зияла, по нашим меркам, пустота. Их – докторов (FD) – знания дотягивали в лучшем случае до наших техникумовских. К тому же они были заточены на узкую специализацию, в отличие от советского универсализма, позволяющего охватывать проблему во всех её полноте. Поэтому с представителем нашего института всегда общалось по 3-4 партнёра, представляющих ту или иную смежную область науки.
Собственно под этот уровень и стали перестраивать украинское образование в 2000-х. Теперь вот яйцеголовые яценюки объявили новую реформу. Дельные мысли о ней высказал мой друг Дмитрий Козионов, в отличие от вашего покорного, оставшийся в науке.
Начинает Дима, как и положено выпускнику советского ещё ВУЗа, фундаментально и издалека:
«На протяжении всего периода незалежности образование было объектом какого-то болезненного внимания власти. Даже родители школьников помнят, как десятилетнее обучение хотели заменить на двенадцатилетнее, но не успели. В итоге оно стало одиннадцатилетним. При этом качество образования только ухудшалось.
И вот, когда новая власть в очередной раз стала вынашивать планы по возвращению 12-ти летки в школу, и рассказывать о светлых перспективах европейских стандартов образования, в сеть утекли документы. В них – рекомендации в отношении грядущих “демократических” реформ, в том числе, и реформы образования.
Так вот, ни о каком 12-летнем образовании речи там не идет. Речь идет о 9-ти (sic!) летнем обязательном школьном образовании, с изъятием норм о его бесплатности. Причем многие изменения планируется ввести на конституционном уровне. То есть, можно без преувеличения сказать, что мы стоим на пороге самых масштабных реформ системы образования за все время существования Украины, как государства.
С чем может быть связан столь резкий разворот от “европеизации” к “африканизации” образования?
Прежним движителем реформ было желание украинских чиновников, по крайней мере, на словах, приблизить украинскую школу к европейским стандартам. Правда, их представление об этих стандартах было далеким от реальности. Еще в далеком 2004 г. в “Науке и жизни” доктор физико-математических наук В. Доценко рассказывал о своем опыте преподавания в Парижском университете. Хорошо помню свое удивление уровнем знания математики среди выпускников школ во Франции: среди пятидесяти первокурсников всемирно известного университета восемь человек не владели простыми операциями с дробями.
Не могу не поделиться другим примером уровня европейского образования из той же статьи: “На семестровой контрольной одной из задач была такая (я думаю, наши восьми-, а может, и семиклассники ее бы оценили): "Воздушный шар летит в одном направлении со скоростью 20 км/час в течение 1 часа и 45 минут. Затем направление движения меняется на заданный угол (60°), и воздушный шар летит еще 1 час и 45 минут с той же скоростью. Найти расстояние от точки старта до точки приземления". Перед контрольной на протяжении двух недель среди преподавателей университета шла бурная дискуссия – не слишком ли сложна эта задача для наших студентов. В конце концов, решили рискнуть выставить ее на контрольную, но с условием, что те, кто ее решит, получат дополнительно несколько премиальных очков. Затем в помощь преподавателям, которые будут проверять студенческие работы, автор этой задачи дал ее решение. Решение занимало половину страницы и было неправильным. Когда я это заметил и поднял было визг, коллеги тут же успокоили меня очень простым аргументом: "Чего ты нервничаешь? Все равно эту задачу никто не решит..." И они оказались правы.”
Не прошло и десяти лет, как мы обнаружили, что украинская школа достигла европейских стандартов. И теперь, любой преподаватель украинского ВУЗа сможет привести множество подобных примеров.
Но, по крайней мере, прошлые попытки реформирования советской школы, по праву считавшейся лучшей в мире, в украинскую, были вызваны благими намерениями. Совсем другое дело грядущие преобразования. Скорее всего, инициатором реформ, упомянутых в “секретном” документе является Международный Валютный Фонд. Как мы помним, Яценюк еще в марте пообещал выполнить все его условия. Отсюда и столь резкое изменение вектора. Новое направление реформ имеет единственную цель — сокращение бюджета, о качестве уже речи не идет.
Каковы последствия (не говоря о том, что качество образования продолжит ухудшаться еще более быстрыми темпами)?
Во-первых, повышение нагрузки на учителей, при фактическом снижении и так нищенской заработной платы приведет к оттоку лучших кадров из школы. Оставаться будут преимущественно те, кому больше негде устроится (а, значит, не всегда самые лучшие). Отмена социальных льгот для школьников, таких как бесплатное питание и проезд тоже не пойдут на пользу населению. Отмена бесплатных кружков и спортивных секций приведет к росту наркомании и алкоголизма среди школьников.
Во-вторых, высшее образование станет недоступным большинству молодежи. Сейчас еще талантливые или трудолюбивые дети из бедных семей могут самостоятельно подготовится и поступить в ВУЗ. Но реформа образования ликвидирует остатки “социальных лифтов”. Вспомним, что СССР при крупных ВУЗах часто создавались спецшколы. Преподаватели этих школ ездили по всей стране в поисках талантливых детей, которых брали на учебу. Государство их полностью обеспечивало. Выделяло общежитие, бесплатно кормило и одевало. После окончания школы они получали льготные условия для поступления в ВУЗ, содержащий спецшколу. В итоге и государство оказывалось в выигрыше, обеспечивая отбор качественного “человеческого материала”.
Украина решила пойти прямо противоположным путем. Согласно упомянутому документу, из конституции планируется изъять норму о бесплатном образовании. Нетрудно догадаться, что в этом случае бесплатной останется, в лучшем случае, только 9-ти летняя средняя школа. Введение платы за обучение и отмена стипендий резко ограничит доступ к качественному образованию гражданам страны, ликвидирует остатки “социальных лифтов” и приведет к тому, что наша “элита” превратится в замкнутую систему. Она перестанет получать людей извне. Получить высшее образование, а, следовательно, и возможность поучаствовать в государственном строительстве, смогут преимущественно дети представителей правящего класса. Как известно, такая замкнутая «элитарная» система ведет к быстрой деградации, хотя нашей “ылите” деградировать уже, кажется, некуда.
Остальные, “нормальные” дети, которые будут лишены финансовых преимуществ, смогут закончить условно бесплатную 9-ти летнюю школу и попытаться найти низкоквалифицированную работу. Но в условиях разгрома украинской промышленности, уже принявшей масштабы стихийного бедствия, это будет очень трудно сделать. Попытки выехать за рубеж в поисках работы, тоже будут затруднены. Даже Россия, традиционно принимавшая миллионы украинских гастарбайтеров, из-за надвигающегося экономического кризиса вынуждена защищать свой рынок труда.
В-третьих, разгром системы образования в разы ускорит деградацию науки. В науку пойдут не те, кто в детстве ставил химические или физические опыты во дворе, мечтая вырасти и стать изобретателем. Украинская наука будет окончательно превращена в машину по “освоению” бюджетных денег “учеными”.
Тем более что реформы планируются и в научной сфере тоже. Недавно Яценюк высказывался по этому поводу. “У нас очень много научных институтов, которые финансируются государством. И вместо научных работ мы получаем пачки финотчетов. Нам надо от количества перейти в качество. Украина за всю свою независимость не воспитала ни одного нобелевского лауреата. Может нам стоит вложить деньги в одну отрасль науки, но сделать это так, чтобы мир заговорил о наших изобретениях”. Как видите, теперь в украинской науке будет только одна отрасль, куда будут вкладывать деньги. Правда, многолетний опыт наблюдения за нашими реформаторами подсказывает мне, что нобелевских лауреатов мы все равно не увидим. Зато можем увидеть новых миллионеров от “науки”.
А ведь промышленно развитые страны не зря тратят огромные средства на науку. Без развития науки невозможно построить конкурентоспособную экономику. Но, кроме того, высокие зарплаты в научной сфере помогают привлекать лучших специалистов из-за рубежа. До недавних пор лидером в перетягивании “умов” были США. Особенно лакомый кусок им достался после крушения Советского Союза. Не многие знают, что процессор Pentium разрабатывался под руководством бывшего советского ученого Владимира Пентковского, который в 1991 г. переехал в Америку. Не случись разгрома советской науки, РФ вполне могла бы сталь мировым лидером в разработке компьютерных технологий. Такова цена пренебрежения собственной наукой.
Подобная судьба уготована остаткам украинской науки. Всё что выжило за время “незалежности”, идеи, технологии и люди “уплывет” за рубеж. Те редкие таланты, которые смогут пробиться сквозь систему образования тоже будут вынуждены, в конце концов, покинуть родину, из-за отсутствия каких либо перспектив.
Ликвидация науки и промышленности превратит Украину в колонию ЕС. По этому пути уже прошли многие страны восточной Европы. Высокотехнологичные производства на их территории были разрушены, чтобы не составлять конкуренцию западным производителям. Множество учёных вынуждены были уехать в более развитые страны в поисках работы. Но эти государства хотя бы могут пользоваться преимуществами, которые дает членство в Европейском Союзе. Украина получит все недостатки колониального статуса, но не получит преимуществ в виде рынка рабочей силы, и доступа к деньгам Европы.
Главные функции, которые будут возложены на нее, это потребление европейских товаров, и выращивание некоторых видов сельхозпродукции, которой европейцы не хотят истощать свою землю. В таком случае планируемая реформа выглядит органично. Украинцы с 9-ю классами образования вполне справятся с возложенными на них функциями.
Реформа образования от яйцеголового правительства:не европеизация,но африканизия
ДМИТРИЙ СКВОРЦОВ
Десять лет назад я уволился из геологического НИИ, так и не защитив диссертацию (хотя даже прошёл первый этап предзащиты). То был всего лишь тринадцатый год незалежности, но её мертвящее дыхание вовсю чувствовалось в украинской науке (ту «науку» уже с полным правом можно было идентифицировать как «національну» – в полном соответствии с переименованием АН Украины в НАНУ). ВУЗы, став «вышами» перестали поставлять геологии мужчин, поскольку ребята поступали, конечно же, не ради нищенских зарплат инженеров, а только чтобы «закосить» от превратившегося в сплошной хозвзвод «українського війська».
Вот и получалось, что процветающий ещё недавно институт пополнялся в лучшем случае парой миловидных девиц в год. Наука старела на глазах. Разверзалась пропасть между поколениями учёных. Старой школе некому было передавать знания не только потому, что просто «некому», но и по причине невостребованности этих знаний дэржавой. Фундаментальные исследования, требующие вложений «длинных денег» и отдачи только через десятилетие-другое, были по понятным причинам похерены.
Жизнь института начиналась не в 9.00 как «при тоталитаризме», а где-то в 11.00 – с долгого перекура с кофе под обсуждение очередных сериалов или ток-шоу (и это та самая интеллигенция, что ранее спорила на кухнях о «старике Хэме», Стругацких, Орлове, Кортасаре!), затем пару часов работы, перерыв на обед и ровно в 18.00 массовая эвакуация… Засиживались редкие счастливчики, которым перепали контракты от МАГАТЭ, заинтересованной в ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы (лафа закончилась в 2000-м, когда Кучма закрыл действующие блоки ЧАЭС под гарантии финансирования дальнейших исследований, но был традиционно Западом «кинут»).
И вот в общении с немецкими и французскими коллегами для постсоветских интеллигентов, становилось ясно, что за всем умными очками "партнёров" и прочим "налётом цивилизации" зияла, по нашим меркам, пустота. Их – докторов (FD) – знания дотягивали в лучшем случае до наших техникумовских. К тому же они были заточены на узкую специализацию, в отличие от советского универсализма, позволяющего охватывать проблему во всех её полноте. Поэтому с представителем нашего института всегда общалось по 3-4 партнёра, представляющих ту или иную смежную область науки.
Собственно под этот уровень и стали перестраивать украинское образование в 2000-х. Теперь вот яйцеголовые яценюки объявили новую реформу. Дельные мысли о ней высказал мой друг Дмитрий Козионов, в отличие от вашего покорного, оставшийся в науке.
Начинает Дима, как и положено выпускнику советского ещё ВУЗа, фундаментально и издалека:
«На протяжении всего периода незалежности образование было объектом какого-то болезненного внимания власти. Даже родители школьников помнят, как десятилетнее обучение хотели заменить на двенадцатилетнее, но не успели. В итоге оно стало одиннадцатилетним. При этом качество образования только ухудшалось.
И вот, когда новая власть в очередной раз стала вынашивать планы по возвращению 12-ти летки в школу, и рассказывать о светлых перспективах европейских стандартов образования, в сеть утекли документы. В них – рекомендации в отношении грядущих “демократических” реформ, в том числе, и реформы образования.
Так вот, ни о каком 12-летнем образовании речи там не идет. Речь идет о 9-ти (sic!) летнем обязательном школьном образовании, с изъятием норм о его бесплатности. Причем многие изменения планируется ввести на конституционном уровне. То есть, можно без преувеличения сказать, что мы стоим на пороге самых масштабных реформ системы образования за все время существования Украины, как государства.
С чем может быть связан столь резкий разворот от “европеизации” к “африканизации” образования?
Прежним движителем реформ было желание украинских чиновников, по крайней мере, на словах, приблизить украинскую школу к европейским стандартам. Правда, их представление об этих стандартах было далеким от реальности. Еще в далеком 2004 г. в “Науке и жизни” доктор физико-математических наук В. Доценко рассказывал о своем опыте преподавания в Парижском университете. Хорошо помню свое удивление уровнем знания математики среди выпускников школ во Франции: среди пятидесяти первокурсников всемирно известного университета восемь человек не владели простыми операциями с дробями.
Не могу не поделиться другим примером уровня европейского образования из той же статьи: “На семестровой контрольной одной из задач была такая (я думаю, наши восьми-, а может, и семиклассники ее бы оценили): "Воздушный шар летит в одном направлении со скоростью 20 км/час в течение 1 часа и 45 минут. Затем направление движения меняется на заданный угол (60°), и воздушный шар летит еще 1 час и 45 минут с той же скоростью. Найти расстояние от точки старта до точки приземления". Перед контрольной на протяжении двух недель среди преподавателей университета шла бурная дискуссия – не слишком ли сложна эта задача для наших студентов. В конце концов, решили рискнуть выставить ее на контрольную, но с условием, что те, кто ее решит, получат дополнительно несколько премиальных очков. Затем в помощь преподавателям, которые будут проверять студенческие работы, автор этой задачи дал ее решение. Решение занимало половину страницы и было неправильным. Когда я это заметил и поднял было визг, коллеги тут же успокоили меня очень простым аргументом: "Чего ты нервничаешь? Все равно эту задачу никто не решит..." И они оказались правы.”
Не прошло и десяти лет, как мы обнаружили, что украинская школа достигла европейских стандартов. И теперь, любой преподаватель украинского ВУЗа сможет привести множество подобных примеров.
Но, по крайней мере, прошлые попытки реформирования советской школы, по праву считавшейся лучшей в мире, в украинскую, были вызваны благими намерениями. Совсем другое дело грядущие преобразования. Скорее всего, инициатором реформ, упомянутых в “секретном” документе является Международный Валютный Фонд. Как мы помним, Яценюк еще в марте пообещал выполнить все его условия. Отсюда и столь резкое изменение вектора. Новое направление реформ имеет единственную цель — сокращение бюджета, о качестве уже речи не идет.
Каковы последствия (не говоря о том, что качество образования продолжит ухудшаться еще более быстрыми темпами)?
Во-первых, повышение нагрузки на учителей, при фактическом снижении и так нищенской заработной платы приведет к оттоку лучших кадров из школы. Оставаться будут преимущественно те, кому больше негде устроится (а, значит, не всегда самые лучшие). Отмена социальных льгот для школьников, таких как бесплатное питание и проезд тоже не пойдут на пользу населению. Отмена бесплатных кружков и спортивных секций приведет к росту наркомании и алкоголизма среди школьников.
Во-вторых, высшее образование станет недоступным большинству молодежи. Сейчас еще талантливые или трудолюбивые дети из бедных семей могут самостоятельно подготовится и поступить в ВУЗ. Но реформа образования ликвидирует остатки “социальных лифтов”. Вспомним, что СССР при крупных ВУЗах часто создавались спецшколы. Преподаватели этих школ ездили по всей стране в поисках талантливых детей, которых брали на учебу. Государство их полностью обеспечивало. Выделяло общежитие, бесплатно кормило и одевало. После окончания школы они получали льготные условия для поступления в ВУЗ, содержащий спецшколу. В итоге и государство оказывалось в выигрыше, обеспечивая отбор качественного “человеческого материала”.
Украина решила пойти прямо противоположным путем. Согласно упомянутому документу, из конституции планируется изъять норму о бесплатном образовании. Нетрудно догадаться, что в этом случае бесплатной останется, в лучшем случае, только 9-ти летняя средняя школа. Введение платы за обучение и отмена стипендий резко ограничит доступ к качественному образованию гражданам страны, ликвидирует остатки “социальных лифтов” и приведет к тому, что наша “элита” превратится в замкнутую систему. Она перестанет получать людей извне. Получить высшее образование, а, следовательно, и возможность поучаствовать в государственном строительстве, смогут преимущественно дети представителей правящего класса. Как известно, такая замкнутая «элитарная» система ведет к быстрой деградации, хотя нашей “ылите” деградировать уже, кажется, некуда.
Остальные, “нормальные” дети, которые будут лишены финансовых преимуществ, смогут закончить условно бесплатную 9-ти летнюю школу и попытаться найти низкоквалифицированную работу. Но в условиях разгрома украинской промышленности, уже принявшей масштабы стихийного бедствия, это будет очень трудно сделать. Попытки выехать за рубеж в поисках работы, тоже будут затруднены. Даже Россия, традиционно принимавшая миллионы украинских гастарбайтеров, из-за надвигающегося экономического кризиса вынуждена защищать свой рынок труда.
В-третьих, разгром системы образования в разы ускорит деградацию науки. В науку пойдут не те, кто в детстве ставил химические или физические опыты во дворе, мечтая вырасти и стать изобретателем. Украинская наука будет окончательно превращена в машину по “освоению” бюджетных денег “учеными”.
Тем более что реформы планируются и в научной сфере тоже. Недавно Яценюк высказывался по этому поводу. “У нас очень много научных институтов, которые финансируются государством. И вместо научных работ мы получаем пачки финотчетов. Нам надо от количества перейти в качество. Украина за всю свою независимость не воспитала ни одного нобелевского лауреата. Может нам стоит вложить деньги в одну отрасль науки, но сделать это так, чтобы мир заговорил о наших изобретениях”. Как видите, теперь в украинской науке будет только одна отрасль, куда будут вкладывать деньги. Правда, многолетний опыт наблюдения за нашими реформаторами подсказывает мне, что нобелевских лауреатов мы все равно не увидим. Зато можем увидеть новых миллионеров от “науки”.
А ведь промышленно развитые страны не зря тратят огромные средства на науку. Без развития науки невозможно построить конкурентоспособную экономику. Но, кроме того, высокие зарплаты в научной сфере помогают привлекать лучших специалистов из-за рубежа. До недавних пор лидером в перетягивании “умов” были США. Особенно лакомый кусок им достался после крушения Советского Союза. Не многие знают, что процессор Pentium разрабатывался под руководством бывшего советского ученого Владимира Пентковского, который в 1991 г. переехал в Америку. Не случись разгрома советской науки, РФ вполне могла бы сталь мировым лидером в разработке компьютерных технологий. Такова цена пренебрежения собственной наукой.
Подобная судьба уготована остаткам украинской науки. Всё что выжило за время “незалежности”, идеи, технологии и люди “уплывет” за рубеж. Те редкие таланты, которые смогут пробиться сквозь систему образования тоже будут вынуждены, в конце концов, покинуть родину, из-за отсутствия каких либо перспектив.
Ликвидация науки и промышленности превратит Украину в колонию ЕС. По этому пути уже прошли многие страны восточной Европы. Высокотехнологичные производства на их территории были разрушены, чтобы не составлять конкуренцию западным производителям. Множество учёных вынуждены были уехать в более развитые страны в поисках работы. Но эти государства хотя бы могут пользоваться преимуществами, которые дает членство в Европейском Союзе. Украина получит все недостатки колониального статуса, но не получит преимуществ в виде рынка рабочей силы, и доступа к деньгам Европы.
Главные функции, которые будут возложены на нее, это потребление европейских товаров, и выращивание некоторых видов сельхозпродукции, которой европейцы не хотят истощать свою землю. В таком случае планируемая реформа выглядит органично. Украинцы с 9-ю классами образования вполне справятся с возложенными на них функциями.
Реформа образования от яйцеголового правительства:не европеизация,но африканизия
ДМИТРИЙ СКВОРЦОВ
Прочитал задачу сыну (7 кл) -решена влет: 60 градусов - получаем равносторонний треугольник - расстояние - одна из его сторон равная 20 км/ч * 1ч45мин, где = 20 + 1/4часть часа*20=20+5=25 (Я едва успевал записывать ) :) :)....
ОтветитьУдалить45 мин это три четверти часа
УдалитьСадитесь, "два"! Это первому комментатору. Ну и "три" - второму. 20 км/ч * 1,75ч=35 км. Потому что за 3/4 часа будет преодолено расстояние 15 км, а не 5. Ну и направление изменилось на 60(!) градусов, а не 120 градусов. Следовательно, треугольник будет равнобедренным, а не равносторонним. И углы, прилежащие основанию, будут равны 30 градусам. А далее действует древняя формула: основание b=2*a*cos30=2*35*0.866=60.62 км. А ваши реплики, господа "анонимы", это и есть оценка нынешнего уровня образования!
УдалитьБуржуям удалось поколебать основы и оболванить более молодую часть жителей. Така фигня, малята!
Точно, мой косяк! В спешке записал не 3/4, а 1/4 откуда и записал. неверный расчет...В качестве некоторой реабилитации предлагаю задачу: из пункта А в пункт Б выехала машина и ехала со скоростью 40 км/ч, доехав, резко развернулась и доехала обратно со скоростью 60км/ч. Найти СРЕДНЮЮ скорость (не средне-арифметическую а среднюю)....
УдалитьKarlite.предназначено: ты конечно всех опустил и над всеми возвысился....Только забыл, что сумма всех углов в треугольнике 180гр.?...Если один из них 60, и еще обе стороны этого угла в этом треугольнике одинаковы то 1) сумма оставшихся сторон - 120 градусов, а значит и каждый из оставшихся углов по 60 гр. (120/2) и треугольник РАВНОСТОРОННИЙ.....Так что свой гарвард - засунь в одно место маленок....Певому - 3 - ход мыли правильный но до конца не решил....Второму 5 - поправка существенная.... Тебе 2 - умничал и ничего точно не придумал....
ОтветитьУдалить