Реверс газа как способ остаться без транзита

Как стало известно вчера из сообщений западных СМИ, уровень запасов газа в европейских подземных хранилищах достиг минимального значения за десятилетие. Одни эксперты говорят, что это связано с реверсом в Украину и прогнозируют, что европейские партнеры скоро не смогут нам помогать. Другие говорят, что Европа просто ждет снижения цен на газ, в том числе по российским контрактам.


Парадокс: несмотря на очень теплую зиму, в этом году в европейских подземных газохранилищах зафиксирован самый низкий уровень запасов за десять лет. Об этом пишет мониторинговый портал Gas Infrastructure Europe. По данным на 8 февраля, ПХГ в ЕС были заполнены лишь на 49,51%, что ниже прошлого минимального показателя, зафиксированного на ту же дату 2011 года.

Любопытно, что в отопительный сезон Европа вошла с рекордными запасами газа: на 1 сентября в ПХГ было 71,1 млрд. куб. м газа, т. е. они были заполнены на 88,5%. Одна из причин такого затоваривания – страх, что Украина не договорится с «Газпромом» и сорвет транзит, из-за чего европейские страны останутся без поставок голубого топлива. Эти страхи имели под собой все основания: Киев сумел договориться с Москвой лишь к концу октября.

Вздохнув с облегчением, Европа принялась выкачивать газ из хранилищ. По данным экспертов, в первую неделю февраля отбор достиг 1 млрд. куб. м в сутки. И если он будет продолжаться такими темпами, то к концу месяца европейские ПХГ будут заполнены уже на 30%.

 При этом не похоже, чтобы европейцев такое положение дел сильно тревожило. Судя по всему, они рассчитывают побыстрее освободить место для новых закупок по более выгодным, так сказать, тарифам: цена импортного газа сейчас резко упала вслед за нефтяной. По приблизительным подсчетам, при сохранении нынешней цены нефти газ во втором квартале подешевеет до $250 за тыс. куб. м.

Однако профильные западные издания предупреждают, что подобные маневры со стремительным высвобождением содержимого из ПХГ хоть и весьма выгодны с точки зрения экономии денег, но опасны в плане стабильности газовой отрасли Старого Света. Во-первых, никто точно не знает, какая погода будет в марте. Во-вторых, выкачивая лишнее, можно «доиграться» до того, что в подземных хранилищах снизится давление, что не позволит оперативно поднять необходимые объемы газа, если такая потребность возникнет.

Наконец, любой дефицит, даже созданный искусственно, приводит к росту цены. И газ не исключение. Как только стало известно о «пустоте в ПХГ», цена спотовых контрактов в австрийском хабе Баумгартене подскочила до $360 за тыс. куб. м, а была $330 за тыс. куб. м. Что характерно, газ, закупаемый в направлении Баумгартена, как правило, вместо транзита в Австрию возвращается реверсом через Словакию в Украину.

Кстати, ситуация в ПХГ наших партнеров по реверсу еще более «занятная», чем о Европе в целом. Запасы газа в Словакии, которая больше других осуществляет объемы реверсных поставок, снизились до 45,5%. У Польши на начало февраля было 60%, но... против 78% в минувшем году. Крупным поставщиком Украины является и Германия, которая тоже сократила свои объемы до 49,65% против 63,2%.

Это говорит о том, что Европе не слишком удобно делиться с нами российским газом, но она не может отказаться от реверса, потому что тогда вообще останется без поставок «Газпрома». В том, что вражда Украины и России надолго, никто не сомневается.

Поэтому как ни парадоксально, но реверс – это еще один аргумент в пользу создания системы гарантированного бесперебойного транзита российского газа в Европу. И в этом плане «Турецкий поток», рассчитанный, как декларируется, на прием 63 млрд. куб. м, уже не кажется такой уж «болезненной фантазией Путина». В крайнем случае может быть запущен на полную мощность газопровод OPAL (продолжение российской трубы «Северный поток»), в котором Еврокомиссия пока позволяет «Газпрому» использовать лишь половину мощности. Впрочем, это даст дополнительно лишь около 18 млрд. куб. м в год.

 Как бы там ни было, но времени на раскачку у всех заинтересованных сторон осталось немного. В 2019 году истекает срок российско-украинского контракта на транзит газа в Европу через территорию Украины. Если Россия хочет полного перекрытия трубы, ей нужно быть готовой заменить Украину Турцией и Грецией.

Сделать это на 100% также не получится: еще на несколько лет останутся контракты с Европой, сроки которых выходят за 2019 год. «Газпрому» придется пересматривать контракты с европейцами, чтобы перенести точку приема топлива на новый маршрут. Если мы сумеем найти поддержку наших интересов в Евросоюзе, страны-покупатели могут настоять, чтобы украинский транзит при этом частично сохранился.

Правда, сложно подсчитать, сколько доходов от транзита у нас останется. Сейчас это $3-4 млрд. в год в зависимости от объемов. К тому же важна не сумма, а сам факт того, что Украина – транзитная газовая территория и с ней нужно считаться.

Тем временем на Западе идет массированная пропаганда «Турецкого потока» по сравнению с «Южным потоком». Как отмечает старший научный сотрудник института энергетики в Оксфорде Джеймс Эндерсон, «Южный поток» – это, скорее, политический проект. «Турецкий поток» выглядит гораздо более коммерчески успешным и выгодным для России.

«В перспективе этот проект может ознаменовать собой переход основных поставок российского газа из Европы в Азию», – пишет эксперт. И напоминает, что «Газпром» и турецкая компания Botas уже определили маршрут нового газопровода.

Труба, как предполагается, пройдет 660 км маршрутом, по которому планировалось провести проект «Южный поток», и 250 км в другом, новом коридоре в направлении европейской части Турции. Далее на границе Турции и Греции предполагается строительство газового хаба, через который газ будет отправляться в европейские страны.

И тут мы наблюдаем очередную геополитическую подоплеку. Греция и Турция много десятилетий подряд были враждующими странами. Их конфликт из-за Кипра в любой момент мог перерасти в войну, которую в Евросоюзе меньше всего хотели бы видеть. События на Донбассе, похоже, окончательно утвердили ЕС в мысли, что помирить Турцию и Грецию надо любой ценой. Даже если это будет цена российского газа и выгодного всем троим газопровода.

Как оказалось, бабло действительно побеждает зло. Перспектива стать транзитерами из России в Европу моментально улучшила отношения Греции и Турции. Что же касается Украины, то мы свой выбор сделали еще весной, когда начали АТО. Впрочем, кажется, критиковать войну больше нельзя. Поэтому я оставлю эту мысль незаконченной. Без дальнейших комментариев.

Галина Акимова

1 комментарий:

  1. Анонимныйфевраля 13, 2015

    Так комментировать больше уж и нечего. Надо потихоньку расставаться с фашизмом и начать, наконец, воспринимать объективную реальность.

    ОтветитьУдалить