Гигант Вилли Мессершмидта
В истории авиации есть свои загадки. Одна из них — немецкий
сверхтяжелый транспортный самолет, которому, несмотря на гигантские
размеры и не особы впечатляющие технические характеристики, удалось
стать рекордсменом в сфере воздушных перевозок.
Messerschmitt Me 323 «Гигант» — сверхтяжелый транспортный самолет, который использовался Германией во время Второй мировой войны. Фактически Me323 был создан на базе предыдущей модели Messerschmitt — тяжелого планера Me 321. Сам планер 321 был настолько тяжелым, что для его взлета нужно было три самолета и вспомогательные ракетные двигатели (см. видео):
Messerschmitt Me 323 «Гигант» — сверхтяжелый транспортный самолет, который использовался Германией во время Второй мировой войны. Фактически Me323 был создан на базе предыдущей модели Messerschmitt — тяжелого планера Me 321. Сам планер 321 был настолько тяжелым, что для его взлета нужно было три самолета и вспомогательные ракетные двигатели (см. видео):
Всего с марта 1942 года (начало лётных испытаний) и лета 1942 года (начало серийного производства) до начала 1944 года построен 201 аппарат всех версий и модификаций (наибольший темп выпуска в феврале 1943 года — 27 шт., потом строилось в среднем по 8,5 самолёта в месяц).
Строился Messerschmitt Me 323 из различных материалов: крылья были сделаны из фанеры и ткани, в то время как фюзеляж состоял из металла и древесины, обтянутой тканью. За счет этого, среди самих немцев Me 323 получил прозвище «тряпичный бомбардировщик».
Обшитый полотном и фанерой, он, тем не менее, оказался не более пожароопасен, чем цельнометаллический Ju.52, что и подтвердилось на практике: «Гигант» горел не чаще и не сильнее «Юнкерса».
Messerschmitt Me 323 «Гигант» обслуживал экипаж из пяти человек. В грузовом отсеке самолёт мог перевозить до 23 тонн груза или 130 человек, превосходя по грузоподъемности основной транспортный самолет люфтваффе Ju.52 в 5 раз. Дно самолета было усилено, чтобы выдерживать полезную нагрузку. Шасси самолёта, которое должно было выдерживать невиданные доселе нагрузки и амортизаторы которого действали по принципу железнодорожного буфера, являлось технологическим прорывом. Габариты — 28,5 х 55 х 9,6 м, а вес — 29 тн (пустой) / 45 тн (взлетная масса).
Основное участие принимали в боевых действиях на Средиземноморском и Североафриканском ТВД — с аэродромов Неаполь, Лечче, Помильяно, Кастель-Ветрано, Пистоя «Гиганты» доставляли в Тунис горючее, запчасти, продовольствие, амуницию, также лёгкую бронетехнику и различные артсистемы (включая 150-мм гаубицы), осуществляли снабжение Африканского корпуса Роммеля. Как правило, самолёты летали невысоко, поодиночке или небольшими группами.
В январе 1943 г. Ме.323 привлекались к операции по снабжению окруженной в Сталинграде 6 армии Паулюса. Летали с аэродрома Зверово.
В июле 1943 года Me.323 привлекались для поддержки войск, оборонявших Сицилию от высадившихся союзников (пара «Гигантов» доставила на аэродром Катанья артиллерию 1-й парашютно-десантной дивизии).
После падения режима Муссолини и решения Гитлера оккупировать Италию были задействованы в обеспечении этой операции — 26—28 июля 6 «Гигантов» вместе с другими транспортными самолётами перебросили 2-ю парашютно-десантную дивизию с французской базы Истр на итальянскую Практика-ди-Маре, что в 25 км от Рима. Через полтора месяца эта дивизия захватила Рим.
В общей сложности за неполные 5 месяцев «Гиганты» совершили в Тунис более 1200 полётов, доставив около 15 000 т грузов, в том числе 96 САУ и бронетранспортёров, 616 орудий, 360 грузовых автомобилей и тягачей, 42 РЛС. Осенью 1943 года Me.323 были задействованы для эвакуации корсиканской группировки. «Гиганты» также использовались для эвакуации корпуса Роммеля из Африки.
В общей сложности на этом ТВД немцы потеряли 83 Me.323, из которых 25 сбили истребители союзников.
После понесённых потерь эскадра Me.323, TG 5 (Transportgeschwader, транспортная эскадра), была пополнена личным составом и новыми машинами и переброшена на Восточный фронт, где её главными базами стали Кечкемет (Венгрия) и Фокшаны (Румыния). Оттуда «Гиганты» отправлялись для выполнения заданий на различные участки фронта — от Севастополя до Риги. Так, в конце 1943 — начале 1944 года самолёты группы I./TG5 доставляли различные грузы войскам, сражавшимся на Никопольском плацдарме. Начиная с ноября 1943 и до начала мая 1944 года, два штаффеля этой группы регулярно выполняли полёты из Одессы в Севастополь и обратно. В частности, в первой половине апреля они доставили 30 артиллерийских орудий. В целом до мая 1944 года «Гиганты» выполнили на Восточном фронте около 2000 вылетов, в которых перевезли почти 18 000 тонн грузов. Один Me.323 был сбит советскими партизанами (соединение С. А. Ковпака), о чем упоминается в книге Вершигоры «Люди с чистой совестью».
Несмотря на попытки исследователей акцентировать внимание на недостатках машины и высоких боевых потерях, Me.323 можно считать первым в мире специализированным военно-транспортным самолётом. На нём были реализованы такие передовые для своего времени решения, как широкий фюзеляж, большой передний грузовой люк, трансформируемая грузовая кабина, многоколёсное шасси. Всё это широко применяется и в настоящее время.
Первая фотка, если бы не крылья, могла бы стать иллюстрацией к библии -- Ной грузит животных в ковчег.
ОтветитьУдалить