Львов вчера и сегодня. А завтра?

События на Украине за последние годы изменили эту страну. Сегодня она предстает перед теми, кто там родился и вырос, учился, жил и работал, разделенной на два лагеря: западный и восточный. О настроениях и переменах в самом «западном» городе Украины – Львове рассказал его уроженец, не так давно там побывавший.

– На днях посетил свой родной город Львов, куда ездил по семейным делам. Удалось встретиться со своими знакомыми, одноклассниками. Возникло желание поделиться впечатлениями об этом необычном городе и тех переменах, которые я заметил в городе и людях.



Во Львове я родился и вырос. В детстве считал, что это один из самых удобных для жизни и самых красивых городов на территории бывшего Советского Союза. Старый центр, которому более 500 лет. Много чудесных парков, театры, кафе. Таким он был в 70–80-е годы. В период после развала Союза был грязным и неухоженным, но за последние 2-3 года стал значительно чище. Многие старинные дома отремонтировали. Город переориентировался на туристов. Но сегодня это, к моему сожалению, уже не мой город. Он очень изменился.

О Львове на Украине основная масса населения, в том числе и сами нынешние львовяне, не знают ничего. Ни древней истории, ни истории 20-го века, ни того, что и как происходит в этом городе сегодня. Все находятся в плену мифов. Все уверены – это самый украинский город на Украине. И самый культурный. Был всегда, есть и будет. Но это глубочайшее заблуждение.

Основал город более 700 лет назад русский князь Даниил Галицкий и назвал город в честь своего сына Льва. Это была крепость, которая служила для обороны Галицко-Волынского княжества, столица которого была в небольшом ныне городке Галиче. На протяжении жизни князя княжество то увеличивалось, то уменьшалось из-за непрекращающихся войн. Были периоды, когда территория княжества, еще его называли Червоная Русь, включала обширные земли ныне восточной Польши. Папа Римский, стараясь привлечь на свою сторону это государственное образование, даже даровал князю Галицкому титул короля. Уже в годы независимости в центре Львова поставили памятник «королю Галицкому». Хотя мой вопрос «королем какого королевства он был» ставит в тупик всех, кому он был задан. Но нынешние жители Львова гордятся тем, что он король. Об остальном голова не болит.

При князе Галицком была заложена мина под Русский Мир в виде Брестской унии. Была создана греко-католическая (униатская) церковь. Часть православных священников пошла на союз с Папой Римским. Внешние обряды остались почти без изменения православными, а административное управление осуществлялось и осуществляется из Ватикана. Греки не верят, когда слышат, что их именем названа предательская церковь, а когда понимают, что так оно и есть, доходят до бешенства. Вот так их ни за что обидели. На сегодняшний день эта церковь является самой агрессивной и воинствующей из существующих на Украине. Отбирают православные храмы, строят новые. Построили свой главный собор даже в Киеве на левом берегу. То есть там, где никогда униатских церквей не было, но зацепиться все-таки надо. И дело сделано. Никого не смущает, что она стоит все время пустой. Пригодится.

Львов со времен своего основания был интернациональным городом. Об этом говорят названия улиц: Русская, Сербская, Жидовская (ныне толерантно переименованная в «Староеврейскую»), Армянская. К сожалению национально озабоченных украинцев «украинской» улицы нет. На протяжении всей своей истории Львов, как переходящее красное знамя, переходил под власть то одной, то другой империи. Польша, Астро-Венгрия, Польша, СССР, гитлеровская Германия, СССР, незалежная Украина. При этом украинцы (местные галичане) во Львове почти никогда не жили. Так, по переписи начала 30-х годов 20 века во Львове проживало 17% греко-католиков (униатов). При переписи тогда указывали не национальность, а вероисповедание. Как правило, вероисповедание определяло и национальность. В общем, это был польско-еврейский город. Украинцы были, по сути, обслуживающим персоналом и жили на окраинах.

В Польше город играл роль польского Монте-Карло. Богатые шляхтичи приезжали сюда спустить денежки. В центральной бане был главный бордель. На фасаде здания до сих пор есть фигуры в позах из Камасутры. В здании, где в советские времена был Дом ученых, находилось одно из крупнейших казино в Европе. Из заметных предприятий в городе были пивзавод, фармацевтическая и кондитерская фабрики. После 24 лет незалежности мы вернулись к этим же результатам. Почти все заводы, построенные в советское время, прекратили свое существование. А эти остались.

Хочу поделиться своими воспоминаниями о Львове из детства и юношества. В 70-е годы город был русско-еврейским. Поляков после войны переселили в Польшу. Украинскую речь почти не было слышно. Только на базарах, окраинах и изредка в магазинах от продавщиц. На весь город с населением 700 тыс. жителей было 3-4 украинских школы. Они располагались на окраинах, где близлежащие села были поглощены городом. Основная масса населения были приезжими из Восточной Украины и России. Учителя, ученые, инженеры, военные, деятели искусств. Существовало четкое разделение «наши» и «местные». Это деление проходило во всех возрастных группах. Общаясь сегодня с друзьями, я заметил, что понятие «наши» исчезло. Есть только «местные». Со школами сегодня ситуация зеркально обратная: осталось только 3 русских школы. (В Киеве тоже из русских осталось только 3 школы. Это к вопросу о языковой политике государства.)

По советским меркам город очень хорошо снабжался, был чистым, ухоженным. Существовало множество кафе, кондитерских, маленьких ресторанчиков, где можно было приятно провести время. Для детей не было проблем записаться в какой-нибудь кружок или спортивную секцию. У меня в классе были ребята, которые одновременно ходили в 2-3 спортивные секции, в разные кружки. Бывая в школьные годы в Киеве, Одессе, Москве, я рассказывал об этом своим сверстникам. Они мне не верили, так как в других городах надо было проходить отбор и демонстрировать свои способности для того, чтобы записаться в секцию. Во Львове же брали всех. Только приходи. Я лично занимался легкой атлетикой, настольным теннисом, плаванием, стрельбой из лука. По обеспеченности бассейнами на душу населения Львов занимал первое место в СССР, хотя с водой в городе всегда была проблема. Речки рядом нет.

Уже значительно позже я узнал, почему Львов так сильно отличался по чистоте, порядку, обеспеченности бытовыми удобствами и инфраструктуре от других городов СССР. Дело в том, что после присоединения Западной Украины, Западной Белоруссии и Прибалтики в 1939 году эти территории были освобождены от 10-процентного всесоюзного налога, в Белоруссии и Украине еще и от 10-процентного республиканского налога. Плюс к этому из центрального бюджета ежегодно перечислялись дотации, размеры которых доходили до 20% ВВП этих территорий. То есть по сравнению с другими областями Союза жители этих районов на обустройство своей жизни получали почти на 40% больше, чем в среднем по стране. При плановом хозяйстве все было четко рассчитано. Города снабжались по категориям. Москва, потом столицы республик, потом Питер и далее по списку. Рассчитывалось на 1000 человек количество школ, спортивных заведений, врачей, дворников и т. д. и т. п. Так вот во Львове и других перечисленных западных районах эти показатели были самыми высокими. А все, кто приезжал сюда, только качали головой и приговаривали: «Да, Запад, цивилизация». Система льгот и дотаций осталась и сейчас. До последнего времени основным донором был Донбасс. Только об этом, как и раньше, молчат.

Главное, что изменилось во Львове, – это люди. Евреи «попроще» выехали в 70-е годы в Израиль, Германию, США. Помню, из моего класса уехали три ученика. («Крутые» остались и участвуют в экономической жизни города на лидирующий позициях.) Русские (русскоязычные) в основной своей массе уехали в конце 80-х – начале 90-х, когда украинские националисты подняли голову и по всему городу были плакаты «Чемодан, вокзал, Россия». На освободившиеся места очень быстро приехали выходцы из сел Ивано-Франковской, Закарпатской, Тернопольской областей и в меньшей степени Львовской области. Это были не самые лучшие представители сельского населения. Те, кто работают на земле, имеют дом, налаженный быт, никогда в чужой город не поедут.

Если в 70-е годы увидеть пьяного на улицы было практически невозможно (народ пил, но показаться в таком виде на улице было стыдно), то в 90-е тела «лучших представителей титульной нации» лежали на многих транспортных остановках. Сегодня такого безобразия нет. Во всяком случае, в глаза не бросается. Основная часть нынешней молодежи – это тоже выходцы из сел, которые закончили многочисленные высшие учебные заведения и остались в городе. Работы для них по специальности почти нет, поэтому основная масса работает в сфере обслуживания и торговли. Официанты, бармены, продавцы, таксисты, менеджеры и менеджерята.

Население города полностью поддерживает все то, что происходит на Украине. И «местные», и оставшиеся бывшие «наши». Во всем виноват Путин и Россия, в Киев пришли к власти дураки, но мы их сменим, если они не исправят ситуацию. Многие искренно удивляются, почему донецкие не воюют с русскими, а приходится хлопцам с Запада ехать воевать вместо них и погибать. Все мыслят штампами из украинских СМИ. Даже попыток критического анализа событий никто не делает. Так проще. Да и чувство самосохранения не дремлет. С волками жить – по-волчьи выть. Оправдание бандеровщины идет уже автоматически. Недалеко от вокзала относительно недавно был возведен помпезный монумент Бандере. Практически все улицы переименованы. Основная масса улиц названа именами деятелей националистических движений, малоизвестных местных ученых, писателей, художников, музыкантов. Оставили только несколько десятков улиц, которые имеют исторические названия, типа тех, которые я привел в начале статьи.

У меня неоднократно возникает в голове вопрос: «А если история повернется так, что Львов и вся Западная Украина опять вольются в Русский Мир, то что будет с украинцами? Смогут ли они сосуществовать с русскими, белорусами и другими этносами, которые имеют отличные взгляды на жизнь и систему ценностей?». Несколько лет назад мой ответ был «нет». То есть я был сторонником того, чтобы Западная Украина отошла на «перевоспитание» полякам. Уверен, что результат был бы отличным. Сейчас моя точка зрения изменилась. Для меня стало очевидно, что «переформатирование» основной массы населения Украины (60–70 %) завершено. Заменены основные, базовые понятия: что такое хорошо, что такое плохо; определение «свой – чужой»; историческая память извращена; головы забиты противоречивыми мифами; произошло катастрофическое падение интеллектуального уровня населения. То есть за последние 30 лет, начиная с перестройки, у людей промыли мозги и вставили им другую программу. Но если стало возможным изменить человека со знаком минус, то можно это сделать и со знаком плюс. И наша история знает подобный пример. В 30-е годы прошлого века в СССР чуть более чем за 10 лет воспитали Нового человека, который стал Победителем морового зла. Значит, это в принципе возможно. Что для этого надо сделать?

Во-первых, после возможного возращения всей Украины в Русский Мир надо полностью изменить информационный фон. Сегодня мы живем в информационном потоке, который формируется нашими, прямо скажем, врагами. Нет ни одного крупного издания или телеканала на территории постсоветского пространства, который контролировался бы патриотическими, государственными силами. Все нити в конечном итоге тянутся далеко на Запад. Общество должно вернуть контроль над этим самым важным участком своей деятельности, который в конечном итоге определяет его безопасность. Все остальное – производное. Никакое оружие или материальные блага не помогут, если в головах у людей бардак.

Во-вторых, необходимо на Украине провести денацификацию по образцу и подобию того, что было сделано в Германии после 1945 года: выложить всю правду, кто есть кто, кто давал деньги, кто убивал, кто наваривал на этом, организовать массовые поездки в Донбасс жителей всей Украины, чтобы люди воочию увидели плоды их умопомрачения. Это будет жестоко, будет ломка, как при отмене наркотика, но только так сможет произойти прояснение сознания. В школе в 70–80-е годы мы ездили из Львова в Брест, Минск, Хатынь и даже Ленинград и Москву. Вот такие же поездки надо будет организовывать в Славянск, Луганск, Донецк, Мариуполь. Говорить надо только правду, какая бы горькая она ни была. Иначе мы опять оставим пространство для маневра манипуляторам и негодяям, которые через десятки лет попытаются все повторить снова.

В-третьих, извлечь уроки из истории и поступить не так, как это было сделано в 50–60 годы. Тогда отрапортовали про ликвидацию бандеровцев и «лесных братьев» в Прибалтике, а пришел час, и оказалось, что все эти структуры существовали все послевоенное время. Год назад я ездил кататься на лыжах в Буковель, что в Карпатах. Остановился в одном из близлежащих сел, откуда ездил на подъемник. С хозяевами сложились хорошие отношения, и они меня повели в домашнюю церковь. В ней был уголок, где хранились напечатанные националистические листовки, которые издавались и в 60-е, и в 70-е годы для распространения в округе. В церкви все годы проходили службы греко-католиков, официально запрещенной в СССР церкви. Это было также и местом сбора участников кружка, в котором изучали историю ОУН-УПА, биографии Бандеры, Шухевича и др. политических деятелей. Подозреваю, что подобные «центры» были и в других селах Западной Украины. Могли ли не знать компетентные органы про все это? Нет, не могли. Значит, охраняли, лелеяли, берегли «на развод» для будущих операций смертоносный вирус национализма. Пришел хозяин и в нужное для него время выпустил эту отраву на волю.

Все вышеперечисленное возможно, но только при одном условии – Украина должна стать в том или ином виде составной частью Русского Мира, который объявит о своих целях и озвучит четкую программу по их достижению.

Сергей Тимошенко

1 комментарий:

  1. Анонимныймая 10, 2015

    Хорошая и в целом объективная статья. Мешают мелкие, но оттого не менее вредные фактические ошибки. «3-4 украинских школы в 70-е годы» - глупость и неправда, их было во много раз больше. «Русские (русскоязычные) в основной своей массе уехали в конце 80-х – начале 90-х» - личное и ничем не подтвержденное мнение автора. Неправда. Они есть и сегодня, хотя действительно часть мигрировала. «Основная масса» русских как раз осталась, им и ехать-то было некуда. Эмигрировала на Запад бОльшая часть русскоязычных евреев, но это началось еще в 70-е прошлого века, привязывать к периоду независимости оснований нет. «На освободившиеся места очень быстро приехали выходцы из сел…». Полуправда. В реальности несколько сот тысяч крестьян вселились во Львов в 1970-1980-е годы в период массового жилищного строительства, когда промышленности нужны были рабочие руки, миграция последних десятилетий в целом несущественна.
    «Отрапортовали про ликвидацию бандеровцев и «лесных братьев» в Прибалтике, а пришел час, и оказалось, что все эти структуры существовали все послевоенное время». Неправда. Националистическое движение было реально ликвидировано уже к середине 1950-х годов, наличие в более поздние времена ничтожных группок националистов общей картины не меняет. Почему они массово возродились после 1991 года, за чьи деньги и по чьей инициативе – отдельный вопрос, не здесь его рассматривать.
    Нет места аргументировать эти мелкие замечания, кто интересуется вопросом, без труда найдет подтверждения в Сети – они есть. Повторюсь – материал в целом хороший, отдельные неточности мешают, но не сильно.

    ОтветитьУдалить