Как будут жить на Украине при объявленном дефолте

Как отразится наступающий дефолт на повседневной жизни граждан Украины анализирует Алексей Анпилогов

Начинать рассуждения о дефолте я люблю с показательной зарисовки. Года четыре назад (то есть — в аккурат в начале спокойной «пятилетки Януковича» — авт.) я беседовал на работе с молодыми сотрудниками. Этим половозрелым лбам уже было по 23-24 года и они уже вовсю пыжились доказать старшему поколению (куда уже входил и я — авт.), что они уже всё понимают в мировых процессах.


И что никакой дефолт Украине не грозит, украинская экономика сильна, как никогда, удои растут, укосы колосятся и тэ дэ и тэ пэ.

На что я им тогда сказал: «А вы сами-то помните дефолт 1991 года? Или — хотя бы жестокий кризис 1998, когда случился дефолт в России?» И, ожидаемо услышал: нет, дефолта 1991 года мы не помним. Проблема была в другом. Они не помнили и дефолта 1998 года. Который они уже вроде как встречали если не подростками, то уже и не грудными детьми.

И это понимание процесса восприятия дефолта и приведёт нас к рассказу о текущей ситуации на Украине.

Во-первых конечно же — дефолт Украины произойдёт.

Финансы и налоговые поступления государства — это чистая математика, и никакие пассы или заклинания в СМИ не отсрочат наступление даты, когда страна не сможет рассчитываться со своим внешним или даже внутренним долгом.

Дефолт можно приблизить, но очень трудно отдалить на сколь-либо значительный срок в будущее.

Во-вторых, сегодня Украина уже не просто «приближается к дефолту» — она уже имеет невыполненные обязательства по расчётам с российским «Газпромом» и финансирует платежи Западу исключительно за счёт новых заимствований, по факту уже вступив в увлекательную игру «а давайте насчитаем проценты на проценты».

То есть — дефолт уже произошёл, просто пока он замаскирован в неявной форме и является предметом торга: каждый из кредиторов Украины хотел бы получить свои долги в первоочередном порядке, в силу чего осуществляет сложные подковёрные игры с целью защитить свои вложения в гибнущую страну.

Так действует МВФ, но ровно также действуют и другие экономические агенты. Не является исключением и «Газпром». Просто у него долг выражен не в денежной, а в первую очередь — в натуральной форме, что одновременно и упрощает, но и осложняет процесс его получения.

Однако, нам стоит понять, что же будет чувствовать Украина, как страна, в случае возможного дефолта и, что ещё более важно — что произойдёт с гражданами Украины, если дефолт всё-таки произойдёт?

Рассмотрим эти последствия одно за одним:

1. Обрушение курса национальной валюты.

В момент дефолта так или иначе происходит балансировка экспорта и импорта страны (напомню, что дефолт — это невозможность рассчитаться с долгами и, как следствие — отказ мировых игроков продавать что-либо стране в долг — авт.).

В этом случае страна вынужденно балансирует исходящие и входящие потоки, что обычно приводит к росту экспорта, который как раз и достигается снижением обменного курса национальной валюты и, одновременно, резким сжатием всего избыточного импорта.

Природный газ, чтобы не замёрзнуть и избежать холодных смертей, покупать будут, а вот различные импортные «ништячки» — уже нет.

Альтернативой обрушению курса национальной валюты (которую в этом случае оставляют номинально конвертируемой — авт.) является фактическая остановка свободной конвертации.

Например, в такой ситуации уже десятилетиями существует Узбекистан: валюта поступает в страну строго дозировано, под ручным контролем государства, а реальный и официальный курс сома отличаются чуть ли не вдвое.

Влияние на простых граждан Украины: Невозможно поехать в Европу или в Москву. Дорого. Невозможно купить импортный автомобиль. Надо долго и нудно копить на «Таврию». Очень дорогими становятся незаменимые импортные лекарства.

Коммунальные услуги, еда, одежда — дорожают тоже, но, в общем-то, терпимо и не так быстро.

2. Исчезновение некритического импорта.

Как я уже сказал выше — дефолт в первую очередь приводит к балансировке общего платёжного сальдо страны.

Приходится учиться «жить на свои». В силу чего суши и фуагра, Луи Виттон и Диор, хамон и пармезан, Бордо и Токай — становятся одномоментно недоступными. Эдак для 95% населения страны. Или — вообще для 99,5% населения. Тут уж как повезёт.

Одновременно безумно дорожает всё то, где импортное сырьё так или иначе составляет значительную долю: коньяки и сигареты, нержавеющая сталь и маргарин, шины для грузовых автомобилей и, например, тривиальные памперсы.
Импортное сырьё раскручивает маховик инфляции в стране.

Влияние на простых граждан Украины: Пьём водку (пить коньяк и вино дорого — авт.), курим вздорожавшую «Приму» вместо недоступного теперь «Парламента», ходим мимо закрытых бутиков, турагенств и суши-баров с надписью «Аренда». Едим гречку вместо импортного риса, покупаем аспирин «Дарница» вместо импортного UPSA, учимся шить на дому вместо покупки готовой одежды из Китая.

3. Инфляция.

Как я уже сказал — не весь импорт можно пустить «под нож». Что-то просто нельзя заменить местными аналогами. В силу чего часть товаров в производственных цепочках начинает безумно дорожать. Особенно плохо, если в производстве какого-либо товара такой, так называемый «критический» импорт сырья составляет весомую долю и, одновременно, такой товар не имеет экспортного потенциала. Например, при дефолте Украины непонятно, что делать с нефтепродуктами: они будут дорожать вслед за падением обменного курса гривны, а нефть Украина уже давным-давно закупает по импорту, как и сами нефтепродукты.

Влияние на простых граждан Украины: Ездим на троллейбусе или на трамвае, а не на своём авто, которое стоит теперь в старом гараже, покупаем не говяжью вырезку, а суповые наборы и хвосты, в особо тяжёлых случаях — не платим за ЖКХ и пьём водку. Закусываем пока салом — свиней можно кормить и без импортных пищевых добавок.

4. Безработица и падение реальных зарплат.

Как я уже сказал, все отрасли, завязанные на импорт, так или иначе попадают в кризис. Кроме того — «схлопывается» за счёт инфляции потребительский спрос. В силу этого предприниматели начинают массовые увольнения сотрудников, в попытке оптимизировать издержки производства и хоть как-то остаться на рынке. Увольняют всех тех, кто не является «костяком» компании — секретарш и курьеров, молодых специалистов и почётных пенсионеров, вспомогательных рабочих и вторых бухгалтеров.

Многие специалисты вынуждены искать случайные заработки и работу с более низкой квалификацией.Ну а дальше — падение платёжеспособного спроса уже становится самоподдерживающимся процессом.

Влияние на простых граждан Украины: ищем работу, живём на мамину пенсию и на пособие по уходу за ребёнком. Пьём водку, едим сало. Принимаем решение — или пойти в украинскую армию (там кормят и поят, дают деньги на сигареты — авт.) — либо же уехать в Москву на заработки. Жена устраивается подрабатывать уборщицей в офисе иностранного представительства крупной мультинациональной компании.

5. Кризис банковской сферы.

Любой украинский банк так или иначе зависит от внешних заимствований. В силу чего дефолт страны неизбежно приведёт к замораживанию и, возможно, даже сгоранию части валютных вкладов в украинских банках.

Государство может принять, в принципе, и решение о принудительной конвертации вкладов из валюты в гривну — либо же «подморозить» вклады до стабилизации ситуации в стране.
Как я писал, исходя из опыта Узбекистана — такое ручное управление валютным рынком может потом длиться годами. И ничего с этим поделать нельзя.

Влияние на простых граждан Украины: долго и нудно получаем свой вклад в «Укробанке», а потом решаем хранить деньги под матрасом. Сосед Ваня вкладывает деньги в разные банки, один из них банкротится, один честно платит высокие проценты, два оставшихся снова начинают юлить и не отдавать вклад. В итоге сосед Ваня заканчивает год после дефолта в более-менее том же состоянии, что и мы, решившие хранить валюту под матрасом.

6. Удар по рентным доходам.

Понятное дело, оптимизация издержек на фоне падения платёжеспособного спроса в стране приводит к падению всего и вся. Все эти «аренды квартир и офисов» становятся многим не по карману, в силу чего цены на аренду имущества радикально падают и стабилизируются уже на более низком равновесном уровне.

Влияние на простых граждан Украины: «трешка» в Киеве теперь стоит как «двушка» год назад. Но вы переезжаете в «однушку», потому что потеряли работу начальника отдела и теперь работаете грузчиком в продуктовом магазине. Там, кстати, сотрудников кормят бесплатным обедом. В вашем родном Мухосранске квартиру вообще сдать нереально, там живёт ваша двоюродная сестра, которая хотя бы платит за коммуналку.

Остальные вопросы, которые возникают после дефолта страны, как-то: остановка инвестиционных программ, конфискация собственности государства за рубежом, рестуктуризация долгов, советы кредиторов и прочая, прочая, прочая — на жизнь простых граждан в стране после дефолта не влияют ровно никак.

Важны лишь вот эти пять левиафанов дефолта: обменный курс, исчезновение некритического импорта и подорожание критического, инфляция, безработица, кризис банковской сферы. Ну и для бывшего «среднего класса», конечно, ещё и случится удар по его рентным доходам.


И да. Что самое важное в моей статье.

Точно так же, как в случае с моими «молодыми менеджерами», которые не помнили дефолт-1998, то же самое произойдёт и с украинским дефолтом-2015. Большей части страны будет плохо, но смерть государства Украина и его дефолт — это отнюдь не одно и то же.

Кроме того, дефолт на фоне гражданской войны в стране может даже консолидировать остаток Украины в противостоянии с ЛДНР и, понятное дело, назначенной виноватой Россией.

Ну а уж в поставках «пушечного мяса» для ВСУ дефолт Украины выступит исключительно как помощник. Смотри п.4 «Безработица».

Точно также, как дефолт не остановит предоставление Украине военной помощи со стороны Запада. На это деньги найдутся при любом обменном курсе и при любой ситуации с кредитами — поскольку и сегодня вся она уже идёт Украине на безвозмездных началах или по льготным кредитам.

В общем, смотрите на ЛНР и ДНР и представляйте себе пост-дефолтную Украину послезавтра. В ЛНР и ДНР дефолт уже произошёл, а у Украины он ещё впереди.

2 комментария:

  1. Анонимныймая 20, 2015

    Это один из вариантов развития событий. Само-собой - это субъективный взгляд! Могут быть другие варианты развития событий. Но главное, что я хотел попросить: при имеющийся возможности напишите Ваш прогноз по изменению курса иностранных валют. Это по моему главное. Если в этом вопросе есть различные варианты, напишите! Это важно!!! Тем более, что ВС укрии уже принял какое-то решение по этому поводу. Сказали "А", скажите, пожалуйта, "Б". Заранее благодарю !!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. все это конечно логично и красиво ... но не учитывает политреалий ... то бишь укровского менталитета) В Узбекистане да, такая хрень может длиться бесконечно долго, но гордые потомки сине-зеленых водорослей, предки которых еще в каменноугольном периоде покорили Гандвану верхом на птеродактилях не будут все это терпеть )) Начнется всеобщий стон и крик ... БАНДУ ГЕТЬ!!!!! Рухнет центровласть ... региональные царьки начнут сепаратные пляски ... заскачут майданы ... рухнет все что можно ... а что нельзя тоже упадет... Так что все вышеописанное начнет ускорение аж по экспоненте ... в финале - распад незаможной и поедание ее ошметков небрезгливыми соседями. Имхо

      Удалить