Второй смертельный август Донбасса. Сводка с фронта

Общее количество артиллерийских обстрелов  населенных пунктов ДНР и ЛНР только за 9-11 августа возросло втрое. Однако украинское командование не удовольствовалось одной лишь активизацией своей артиллерии.

С утра 11 августа подразделения ВСУ предприняли попытку наступления на тельмановском направлении. Атака на позиции армии ДНР у сел Старогнатовка и Белая Каменка походила на типичную разведку боем. Но замысел противника к одному только сбору разведывательных данных не сводился. Если бы оборона армии ДНР дрогнула, украинские войска предприняли бы в районе Тельманово более масштабную наступательную акцию.



Повышенное внимание командования ВСУ к тельмановскому направлению легко объяснимо. Позиции армии ДНР вблизи Тельманово и некоторых других близлежащих населенных пунктов расположены всего в 4-5 километрах к западу от автомобильной дороги Донецк – Новоазовск, остающейся единственной магистралью, связывающей столицу ДНР с южной частью республики и побережьем Азовского моря. В пределах территории войны на Донбассе этот район, без преувеличения, стратегический.

Неудивительно, что на тельмановском направлении украинское военное командование продолжает держать одну из самых крупных своих группировок. В случае надобности под Тельманово можно перебросить и войска из-под Мариуполя. А для развития возможного успеха на тельмановском направлении командование ВСУ планирует провести операции по сковыванию сил армии ДНР. Местами проведения таких операций могут стать подступы к Горловке и Донецку.

Таковы планы украинской стороны. Иное дело – насколько они реальны в исполнении. Разведка боем под Старогнатовкой и Белой Каменкой потерпела неудачу, ВСУ потеряло несколько десятков человек в этой операции, поэтому планы на крупные атакующие мероприятия на этом направлении командование ВСУ пока отложило.

На всем Южном фронте ставка опять делается на интенсификацию артиллерийского огня. Уже в 17 часов 30 минут 11 августа начался орудийный и минометный обстрел Докучаевска. Украинские батареи вели огнь с поселков Березовое и Ново-Троицкое. В Докучаевске больше всего пострадал поселок Ясный, находящийся на северо-западной окраине города. Было замечено, что украинские артиллеристы снова применяли зажигательные снаряды. В разных местах Докучаевска загорелись жилые дома.

Также вечером 11 августа снова послышались орудийные раскаты с юга: украинская артиллерия возобновила огнь на всем тельмановском направлении.

Небо над Донецком последние несколько ночей подряд остается местом охоты за украинскими беспилотниками. На фоне ясного ночного неба это зрелище выглядит даже живописным. Беспилотные летательные аппараты начинают появляться в воздушном пространстве Донецка еще в сумерках. Сначала вдали можно увидеть светящуюся точку, которая приближается с возрастающей скоростью. Дальше можно различить и характерный шум двигателей «дрона». Бывает и так, что движение беспилотника в ночном небе с виду напоминает полет светлячка. К реальности зрителей возвращают залпы зенитных установок. Они напоминают, что по небу движутся не романтические «спутники» и не игривые «светлячки», а вражеские разведчики.

Воздушная разведка нужна для того, чтобы война успешней собирала свою «жатву» на земле. Беспилотники ВСУ изучают разные районы Донецка, часто кружась над северо-западной частью города. Результаты съемок, выполненных «дронами», впоследствии используются украинским артиллеристам. Так было и при обстреле поселка Старомихайловка, когда снаряды разрывались на улицах, прямо посреди жилой застройки. Один снаряд угодил в частный дом. От дома остались одни развалины, только по счастливой случайности в момент попадания снаряда в доме не было его жильцов.

На утро 12 августа главным вопросом всей обстановки на фронте оставалось выяснение направлений дальнейших вылазок украинских войск. Сейчас тактика действий ВСУ комбинированная. Направление главного удара скрыто отвлекающими и сопутствующими операциями и обстрелами.

В такой обстановке уже каким-то абсурдом звучат сообщения, что участники трехсторонней Контактной группы договорились провести еще четыре встречи в Минске. Об этом стало известно 12 августа, после завершения трехсторонних переговоров в режиме видеоконференции. Переговоры назначены теперь уже на сентябрь и октябрь и должны состояться 6 и 22 сентября, а потом – 8 и 20 октября. Дело в том, что продолжение Минских переговоров для Донбасса означает только продление позиционной войны с ее обстрелами городов и сел, разрушениями инфраструктуры, гибелью людей.

Что такое Минские соглашения в киевском толковании, вновь популярно разъяснил секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Александр Турчинов. Он опять наведался на часть территории бывшей Донецкой области, пока еще контролируемую украинской армией. Приезд высокопоставленного представителя киевской власти состоялся 12 августа, как раз в день, когда исполнилось ровно полгода после встречи в Минске Владимира Путина, Ангелы Меркель и Петра Порошенко. И вот как Киев выполняет пакет договоренностей, известный под названием «Минск-2»: «Мы формируем в зоне проведения АТО активную оборону, усиливая наши вооруженные силы новым оружием и военной техникой, - предает слова своего шефа пресс-служба секретаря СНБО, - мы четко придерживаемся Минских соглашений. Одновременно активная оборона предусматривает быструю и эффективную реакцию на любые провокации со стороны врага».

В украинских войсках рассуждения секретаря СНБО восприняли как руководство к действию. Уже со второй половины дня 12 августа по всей линии фронта началась стрельба.

«Активную оборону» по-киевски пришлось испытать на себе жительнице Докучаевска. К 17 часам вечера она успела вернуться в свой город из Донецка, где работает. А потом случилось вот что. «Иду я к себе домой, - рассказывает женщина, - и уже по привычке прислушиваюсь, не свистит ли что-нибудь в воздухе. Живу я в частном секторе, при обстрелах мы или в подвале прячемся, а бывает, что в подвал не успеваем спуститься, тогда просто ложимся в доме на пол. Но все время получалось так, что обстрелы заставали меня дома. А тут – только свернула на свою улицу, как слышу - стреляют и что-то летит к нам. Я где была, там и упала на землю. Дальше – два взрыва подряд. Я потом еще на земле пролежала, боялась поднять голову. Сколько времени прошло – сказать не могу. Поднялась и вижу: у одного моего соседа на огороде воронка от взрыва, а у другого – сарай в щепки разнесло. Кошмар! Уж не помню, как домой зашла».

В полную силу свои «оборонительные мероприятия» украинская артиллерия развернула снова после 22 часов вечера 12 августа. Грохот пушек стоял по всему фронту – от Луганска до Мариуполя. «Пик» ведения огня пришелся на полночь 13 августа. Стрельба стихла только после двух часов ночи.

На докучаевском направлении украинские артиллеристы пристрелялись, видимо, неплохо. Во время ночного обстрела городка с населением 20 тысяч человек и окрестных населенных пунктов, в поселке Шабриновка, находящемся к юго-западу от Докучаевска, снаряд прямым попадание разнес жилой дом. На счастье хозяев дома, они сидели в укрытии.

Кроме Докучаевска и Шабриновки, украинские снаряды ночью и утром 13 августа накрыли также поселок Еленовку. Село Александровка Марьинского района обстреляно из минометов и автоматических гранатометов.

В Донецке массированному обстрелу подверглась территория бывшего аэропорта и поселок шахты «Октябрьская». Снаряды также попали в гаражный кооператив «Полет», расположенный рядом с развалинами аэропорта. В Горловке артиллерия ВСУ обстреляла все поселки, находящиеся на северной и северо-западной окраинах города. Под огонь вновь попал и Центрально-Городской район. Один из снарядов, выпущенных по центру Горловки, разорвался неподалеку от городского автовокзала.

Август – месяц, запечатлевшийся в истории многих войн. В «Артиллерийской войне», грохочущей на Донбассе уже второй год, судя по всему, снова вступило в свои права августовское обострение. Но если украинская сторона, развязавшая войну, даже мирные переговоры трактует в виде «активной обороны», это не мудрено.

Военкор Самур

Комментариев нет: