Пепел или Кладбище прошлой жизни

Киевский проспект, что находится в Киевском районе города Донецка. На остановке стоят местные в ожидании своего автобуса, чтоб уехать в центр города, где жизнь бьет ключом. Проезжаем «Ветку». За ней начинается зона отчуждения. С каждым метром количество людей за окном значительно уменьшается. Сюда с завидной регулярностью украинские солдаты посылали свои «подарки». Останавливаемся на стеле шахты им. Засядько. Рядом видим жилые дома. Здания прошиты прямыми попаданиями тяжелой артиллерии. Они как будто ранены. Дыры от попаданий запеклись. Подобно шрамам и рубцам на коже, посеченные осколками стены напоминают о том, что война ещё не ушла, она вокруг и ещё не отступила на безопасное расстояние от города.

Пепел или кладбище прошлой жизни


Олег Константинович Журавлев любезно согласился нам показать свою бывшую квартиру. Пепелище, на котором мы стоим, когда-то было родным домом для пенсионера и его пожилой мамы, участника боевых действий Второй Мировой Войны. Более пятидесяти лет они прожили здесь. Вся жизнь была тут и в один миг её не стало.

Олег Константинович Журавлев

28 августа 2014 года. Донецк под массированным обстрелом ВСУ. Активная фаза боевых действий в самом разгаре. Украинское войско не щадя сил и снарядов уничтожает инфраструктуру столицы Донецкой Народной Республики. Город в огне. До последнего Олег Константинович надеялся, что война не коснется его дома, но в 7:30 утра первый снаряд попал в их дом. Угодил прямо в квартиру соседа из первого подъезда. Мужчина погиб на месте. Недолго думая, пенсионер был вынужден просить о помощи своих родственников, чтоб те приехали и забрали его и маму из зоны поражения украинской артиллерии. За считанные часы им удалось вывезти лежачую мать и Олега Константиновича. Как оказалось, такие меры были предприняты не зря.

  «Через пять часов нам позвонили соседи и сообщили, что в нашу квартиру попал снаряд. Случился пожар. Приехали пожарные и несколько часов тушили его»,- вспоминает мужчина. Им пришлось в спешке спасаться, поэтому документы и ценные вещи остались в квартире. Они надеялись, что ещё вернуться сюда, но после случившегося возвращаться уже было некуда. Всё сгорело дотла.

Зашли в квартиру. Под ногами пепел. Ничего не уцелело. Среди останков жизни людей я увидел, то что лишило стариков нажитого честным трудом добра. Трудно было сразу разобрать, но среди обгоревших труб, опаленных кирпичей и старого чайного сервиза лежал снаряд. Его не стали выбрасывать. Он безмолвно лежит на месте совершенного им военного преступления.

Пепел или кладбище прошлой жизни

«Было очень страшно. Это была наша жизнь. Здесь было всё: документы, вещи. Всё сгорело. Я делал ремонт. Квартира была в хорошем состоянии. А сейчас мы остались ни с чем.»,- делится впечатлениями после известий о страшном пожаре, уничтожившим всю из жизнь, Олег Константинович. «Помогает нам Россия. Нам дают гуманитарную помощь. Благодаря руководству Республики, нас обеспечили одеждой. Выдали зимнюю одежду абсолютно бесплатно, потому что у нас ничего не было». Единственная надежда, которая не оставляет бедного мужчину, это программа восстановления разрушенного жилья. Он собрал все необходимые документы и ждет решения руководства по его вопросу. Если комиссия установит, что его квартира не подлежит восстановлению, то на время его жильем станет «маневренное жилье», недостроенные дома с готовностью 70-80%, которые в собственности территориальной громады или государства. Завершить их строительство планируется в течение 2015-2016 гг. Пострадавший сможет переселиться в новое жилье взамен на его сгоревшую квартиру, когда оно будет построено.

  На улице туман. Погода напоминает февраль 2015-го, когда здесь находиться было предельно опасно. Выходим на улицу и слышим громкий хлопок. «Спартак под обстрелом»,- первые мысли, которые меня посетили. Это лишь добавило уверенности в том, что перемирие нарушено и сообщения в интернете правдивы.

По дороге назад, обратил внимание, что люди всё так же как и раньше не реагируют на взрывы. Они так же невозмутимо идут по Киевскому проспекту, спешат на остановки, чтоб добраться на работу. Остановились на светофоре, и в окно слышу разговор двух мужчин: «Слышишь? Прям, как зимой»,- затягиваясь сигаретой, парень обратился к своему собеседнику. «Да, видимо снова начинается»,- резюмирует второй.

И видимо правда, всё снова начинается…

Денис Григорюк

Комментариев нет: