Выдуманное преступление
Литва стряхнула пыль с 700 томов уголовного дела четвертьвековой давности
Вчера в Вильнюсе началось рассмотрение дела о событиях 13 января 1991 года, когда в столкновениях между советскими военными подразделениями и сторонниками литовской независимости погибло полтора десятка человек (14 с литовской стороны и 1 с советской) и ранено было еще почти полторы сотни.
Под судом 65 подозреваемых, но только двое будут лично присутствовать на процессе. Всех остальных будут судить заочно. Потерпевших — около 500 человек, свидетелей — около тысячи.
«Я считаю, что мы очень запоздали, именно по этой причине оно обросло таким количеством и историй, и недовольства, и обвинений. Мы действительно должны были это сделать раньше, но очень хорошо, что в принципе это происходит, в итоге правосудие будет совершено», — заявила президент Литвы Даля Грибаускайте.
Чем дальше, тем очевиднее, что к правосудию и его неотвратимости происходящее отношения не имеет. Четверть века вполне достаточный срок, чтобы взглянуть на произошедшее с холодной головой и трезвыми глазами.
В 1991 году в Литве имела место ситуация двоевластия, в которой шла борьба между сторонниками советской целостности и литовской независимости. При этом первой признала независимость Литвы — в феврале 1991 года — Исландия. Большинство стран мира подтянулись и вовсе только после августовских событий. То есть в январе 1991 года с точки зрения мирового сообщества советская власть в Литве была безоговорочно легитимной, а значит, имела полное право на действия, которые обычно принято называть «восстановлением конституционного порядка».
А уж с высоты мирового (и в том числе западного) опыта последних двух с половиной десятилетий решения и действия советских властей в этом направлении выглядят весьма сдержанными. Это даже если оставить за кадром ставшие уже привычными «странности», когда люди в Вильнюсе погибли от снайперских винтовок и охотничьих ружей, которых не было у советских военнослужащих, выполнявших поступивший приказ и свой долг.
Народный депутат СССР Виктор Алкснис прекрасно помнит тогдашние события. По его словам, «Союзный центр был крайне не заинтересован в том, чтобы пролилась кровь, потому что прекрасно отдавал себе отчет, что это будет использовано против него. Что и произошло. При этом уже тогда, в 1991 году, вскрылась масса крайне интересных фактов. Например, Генеральная прокуратура СССР проводила расследование, хотя ей в этом препятствовали в Литве, и выяснила, что в вильнюсских моргах находились трупы людей, которые выдавали за жертвы произошедших событий. Однако выяснилось, что, во-первых, многие люди умерли по естественным причинам, а во-вторых, их привезли в Вильнюс из других населенных пунктов Литвы — специально, чтобы выдать за жертв столкновений. «Саюдис» был крайне заинтересован в провокации — она случилась».
Журналист Галина Сапожникова, участвовавшая в вильнюсских событиях, подтверждает версию народного депутата СССР. А он говорит о том, что в январе 1991 года в литовской столице была осуществлена кровавая провокация, которая в последнее время активно тиражируется в арабском мире и на Украине. Смысл провокации прост: специально расположенные стрелки — снайперы, не имеющие к властям и правоохранительным органам никакого отношения, убивают протестующих демонстрантов, а ответственность возлагается на власть.
Но даже если оставить за кадром «странности» и нестыковки, тогда, в начале 1990-х, разворачивалась геополитическая катастрофа, поскольку вне зависимости от убеждений распад крупнейшего государства планеты это всегда катастрофа, сопровождающаяся многочисленными трагедиями и жертвами. И правых в той катастрофе не было, вернее, правыми себя считали (и по сей день считают) все.
Главное, что стало результатом тех событий — это разделение сторон на победителей и побежденных. Литва в тот исторический момент победила, восстановив свою независимость, а СССР проиграл, уйдя в небытие. Проблема в том, что чем дальше, тем явственнее Литва ведет себя как проигравшая сторона и жертва, что из России выглядит просто абсурдно.
Если первые годы после произошедшего действия литовского правосудия можно было объяснить неостывшими чувствами и желанием отплатить бывшей метрополии, то теперь все выглядит куда проще и печальнее — навязанной извне политической повесткой и комплексом неполноценности литовских элит.
Россия в формате СССР, потерпев поражение в тех событиях, давно перевернула ту страницу, а Литва продолжает расчесывать «болячку» четвертьвековой давности, хотя, казалось бы, добилась всего, к чему стремилась — независимости, членства в ЕС и НАТО. Ну, во всяком случае, насколько возможна независимость при членстве в Евросоюзе и Североатлантическом альянсе.
Жесткая антироссийская позиция стран Балтии давно стала общим местом, так же как не является секретом, что именно литовское руководство проявляет наибольшее рвение в данном вопросе.
Однако, похоже, самым неприятным для них является то, что Россия давно перевела их в режим игнорирования и минимально необходимых контактов. Последовательно прерываются экономические связи, Россия избавляется от транзитной зависимости, контрсанкции перекрыли литовский импорт продуктов, а девальвированный рубль еще больше осложнил ситуацию для литовских экспортеров.
Любые антироссийские телодвижения и заявления балтийских руководителей вызывают в лучшем случае короткие протокольные комментарии от российских официальных лиц второго-третьего эшелона. А то и вовсе остаются без ответа.
Иногда создается впечатление, что главной целью всех этих демаршей литовских властей является стремление вызвать резкую эмоциональную реакцию Москвы. Но, разумеется, события продолжат развиваться в логике «собака лает, караван идет».
Хотя за кое-что Россия, безусловно, должна быть благодарна литовским властям, в том числе нынешнему процессу по делу 13 января 1991 года. Своим неустанным и не очень умным антироссийским педалированием литовские элиты внесли существенный вклад в освобождение российского общества и российских элит от всякого чувства вины, что нам старательно навязывалось все 1990-е годы. Теперь обвинения от латышей только укрепляют основы Русского мира, который стал неизбежностью для всех, кто похоронил империю вместе с СССР.
Ирина Алкснис
Комментариев нет: