По канонам провинциального агитпропа. Юрий Селиванов
Технологическая изощренность современной западной пропаганды отнюдь не отменяет ее идейной убогости
Для того, что в таких вопросах быть убедительным, надо быть максимально предметным. Поэтому рассмотрим один типичный образчик такой пропаганды, который снабжен всеми необходимыми атрибутами внешней респектабельности. Итак, перед нами серия карикатур на самых видных государственных деятелей современного мира, выполненная азербайджанским художником Гюндузом Агаевым. Первая «фишка» именно в его азербайджанском, а точнее – в незападном происхождении. Это дает возможность англосаксонским «спецам» придать данному пропагандистскому вбросу некую всемирную значимость и, тем самым, завуалировать его западную природу. Сделать такую манипуляцию несложно, тем более, что, при этом, совершенно не обязательно публиковать реквизиты заказчиков и размер гонорара этого Гундуза в долларах США.
Видимость объективности (что является обязательным условием успеха такого рода акций) автору данного «арт-проекта» придает включение в него самых разных мировых фигур. Подразумевается, что все они, оказавшись объектом внимания карикатуриста, рассматриваются им под одинаково критическим углом зрения и, следовательно, зритель вполне может полагаться на его непредвзятость.
Чего на самом деле стоят эти завидные в принципе качества в случае с «честным бакинским художником» и, наверняка – «бессребреником», мы увидим чуть ниже. А пока отметим, что этот набор политически и идеологически отшлифованных карикатур выброшен на западный медийный рынок залповым способом, что не оставляет сомнений в том, что это отнюдь не игра случая, а вполне целенаправленная акция. Из которых, собственно, и состоит западная пропаганда глобального уровня. Кстати – на Украине одним из первых этот «сериал» опубликовал 5-й канал, про который все знают, что это личная собственность «президента» Порошенко, в то время как сам этот «президент» является собственностью правительства США. Так что координация самая непосредственная.
А теперь давайте взглянем на сами картинки.
На первом месте, естественно, духовный лидер Ирана. Повод для его вышучивания вполне ожидаемый. В этой стране особо опасных преступников иногда казнят, используя вместо виселицы автокран. Понятно, однако, что заказчикам этой карикатуры совершенно плевать на то, кого и каким способом там казнят. Потому что если бы было не наплевать, то они бы заставили бакинского рисовальщика изобразить в роли кровавого монстра саудовского монарха, в державе которого людей вешают десятками, причем просто за то, что они думают иначе, чем сам монарх. Конечно же, Иран волнует Запад сам по себе, эта страна остается под прицелом западных агрессоров и поэтому держать её лидера на первом месте в расстрельном карикатурном списке им сам Бог велел. Правда Богом у них теперь работает Сатана.
На втором месте в этой галерее «трансформеров» — президент Турции Эрдоган. Почему он там оказался – вопрос сам по себе интересный и не лишенный некоторой тонкости. Возможно даже подсказанной заказчиками. Уж очень точно эта «тонкость» укладывается в матрицу турецкой геополитики Запада во всей её почти непостижимой двусмысленности. Сразу бросается в глаза, что в картинке с Эрдоганом нет даже намека на недавний инцидент с российским самолетом, сделавшим этого деятеля печально знаменитым на весь мир. То есть это событие ему в вину, в данном случае, явно не ставится.
Но картинка в то же время четко говорит, что у Запада к Эрдогану все равно есть вопросы.Формально они закавычены на его деспотических методах правления и применение полицейского насилия против народа. Конечно же, на самом деле, Западу начхать на полицейские расправы в Турции, точно также, как на массовые казни в Саудовской Аравии. Но не в меру строптивый в геополитическом отношении Эрдоган, который, время от времени, начинает, не спросясь Вашингтона, шпорить клячу Османской империи, Западу нравится все меньше и вполне заслуживает недвусмысленного предостережения. Так что в видах на будущее, закрепить за ним, на всякий случай, карикатурную репутацию этакого антинародного деспота-беспредельщика – дело весьма нужное.
Однако первое же обращение к персоне западного лидера в этой «критической» галерее дает вполне ожидаемый отрицательный результат. Ангела Меркель в обнимку с «Фольксвагеном» не тянет не то, что на серьёзную критику, но даже на сколько-нибудь приличный юмор. Бакинский рисовальщик и его идейные вдохновители явно не решились хоть в чем-нибудь упрекнуть одну из ключевых фигур западного мира, в лояльности которой США заинтересованы едва ли не больше всего.
Зато на следующем герое этого хит-парада критические стрелы отметились целыми колчанами. Речь разумеется об излюбленном «мальчике для битья» западной пропаганды – Президенте России Владимире Путине. Вот уж где команда «Патронов не жалеть!» прозвучала предельно доходчиво. И результат вполне соответствует поставленной задаче — в чем нетрудно убедиться, глядя на этого вооруженного до зубов монстра. Именно такой Россию изображают сегодня западные лидеры и обслуживающая их пропаганда, продукцию которой мы в данном случае и рассматриваем.
В том, что данная галерея никак не могла обойтись без самого влиятельного азербайджанца и земляка карикатуриста — Ильхама Алиева, это, надеюсь, все понимают. Равно как и то, что ни о каком злопыхатальстве, или даже легкой критике в отношении столь уважаемого лица и речи быть не могло. Это Путина можно с дерьмом мешать, или иранского аятоллу, а тут, уж извините – своя рубашка ближе к телу. Поэтому Алиев здесь «велик и незыблем», каким и положено быть династическому правителю восточного типа.
Британская королева – это вам даже не Ильхам Алиев. Здесь поднимай выше – это символ благодатности и непогрешимости западного мира в целом. Поэтому в её образе не может быть даже тени каких-то шероховатостей и, тем более, проблем. Безмятежное спокойствие надмирной владычицы – вот то ощущение, которой только и должна порождать любая ассоциация с предстоятельницей незыблемой англосаксонской империи, имя которой – планета Земля.
Для пущего контраста рядом с надмирной Елизаветой помещен официальный антизападный Сатана – лидер КНДР Ким Чен Ын. Причина такого крайнего неприятия Северной Кореи, трансляцией чего и занята западная пропаганда являются, естественно, не древние пушки корейских вождей и даже не свежая водородная бомба (у кого сейчас её нет?!) , сколько то, что народ этой страны, назло врагам, продолжает обходиться без «добрых советов» дядюшки Сэма и категорически отказывается отдавать свою страну на поток и разграбление западным конкистадорам. Вот они её и трут в порошок в своих пропагандистских жерновах. Только корейцам от этого, похоже, ни холодно ни жарко.
Ну и последним в списке предпочтений бакинского «художника от геополитики» оказался президент США Обама. Что, впрочем, совершенно не удивительно, учитывая его статус «хромой утки» и почти нескрываемое недовольство этим персонажем среди закулисных кукловодов западного мира. Тем не менее, президент США, неважно кто он по фамилии, по законам данного жанра – личность вне подозрений. Поэтому никаких намеков на сколько-нибудь острую и принципиальную критику (хотя бы насчет того, как этот лауреат Нобелевской премии мира затевает все новые войны) здесь даже ожидать не приходится. Обама предстает этаким рыцарем печального образа, который «хотел как лучше, а получилось как всегда».
Это именно тот «критический максимум», который может себе позволить якобы объективная западная медиа-машина и ее проплаченные исполнители, в отношении «священных коров самого Запада». Таким образом, убогая провинциальность западного агитпропа, способного сагитировать лишь тех, кто и так со всем согласен, видна, что называется, невооруженным глазом. В свое время на удочку этой «пропаганды для своих» попался Советский Союз. Лидеры которого не стеснялись многие важные вещи упрощать до полного абсурда в расчете на то, что «советский народ, как один человек» всегда их поддержит. И сильно просчитались. Похоже, что сегодня ровно на то же самое рассчитывают и лидеры Запада. Что нисколько не удивительно. Ведь на чужих ошибках учатся только умные!
Комментариев нет: