Периметр ограниченной взрывоопасности. Юрий Селиванов

Попытки Запада окружить Россию огненным кольцом фронтов вряд ли будут иметь существенный успех


Периметр ограниченной взрывоопасности

Вновь вспыхнувшее противостояние в Нагорном Карабахе – законный повод оценить ситуацию на всем постсоветском пространстве в контексте угроз для России.

Прежде всего — о самом нынешнем обострении. Ход боевых действий пока не указывает на наличие у Азербайджана слишком далеко идущих наступательных планов. Во всяком случае, идущих дальше Нагорного Карабаха. Про Армению в этом смысле и говорить не приходится. Ей наступать просто некуда и незачем.

Таким образом, всё, по-прежнему, упирается в Нагорный Карабах, который, как непризнанная республика, не входит в компетенцию договора Организации договора коллективной безопасности (ОДКБ). Соответственно, у России и других стран-членов ОДКБ не возникает юридической обязанности непосредственно вступать в конфликт на стороне Армении, что, в свою очередь, будет оказывать сдерживающее влияние и на других потенциальных участников, прежде всего – на Турцию. Таким образом, у данного конфликта имеется высокий потенциал локализации и, в то же время, сомнительная перспектива расширения до полного масштаба большой региональной войны.

В этом же контексте стоит рассмотреть и ситуацию в других зонах напряженности вдоль российских границ. Необходимость в чем вытекает из того обстоятельства, что сейчас, в свете новой карабахской вспышки, активно обсуждается возможность управляемой цепной реакции этих конфликтов с целью создания вокруг России сплошного пояса нестабильности и её максимального ослабления за счет непосредственного втягивания в них.

Рядом с армяно-азербайджанским очагом конфронтации, находится, как известно, грузино-российский. Перспектива его новой активизации представляется крайне невысокой. Грузинская власть получила весьма предметный урок в 2008 году и, даже при всем своем низкопоклонстве перед США, вторую такую оплеуху с возможным летальным исходом она уже вряд ли рискнет получить.

  Приднестровье. Здесь ситуация уже 25 лет находится, хотя и в подвешенном, но в достаточно равновесном состоянии. В регионе находятся российские войска и любое нападение на ПМР будет чревато большим риском прямого столкновения с Россией. Возможные «активизаторы» ситуации – Румыния, Молдова, Украина. Что касается Бухареста, то он уже давно отказался от претензий на заднестровские территории и вряд ли увидит смысл воевать за то, что ему и даром не надо. Молдова в своем вечно коматозном состоянии – еще тот боец! Остается хунтообразная Украина, которая сама себе не хозяйка. Но опять же, в одиночку, фактически против России — в Киеве дураков нет. Вот если бы всем миром навалиться, чтобы Россия сначала в Армении, как следует, застряла, потом с Грузией опять схлестнулась, а молдорумыны гурьбой побежали бы брать Тирасполь, тогда, конечно, другое дело – и Киев бы наверняка подсуетился. Но поскольку ничего этого, похоже, не будет, то и приднестровский конфликт, как зависал, так и будет зависать дальше, возможно — до второго пришествия.

Что еще остается? Средняя Азия? Да, там всегда хватало проблем. Но их, тем не менее, стало заметно меньше, чем лет 10 назад. Путинская геополитика медленно, но верно делает свое дело. Таджикистан с помощью России стабилизирован в военно-политическом отношении достаточно основательно. В том числе и учениями российской стратегической авиации с учебными бомбардировками горных баз условных боевиков. А может быть — не совсем учебными и не вполне условных. Возможные попытки американцев заслать сюда какой-нибудь ИГИЛ (запрещено в РФ – ред.), вряд ли помешают точности бомбометания экипажей Ту-22 М3.

  Киргизия не так давно преодолела, наконец, свои сомнения и колебания, прекратила шашни с американскими базами и сделала определенную ставку на Россию. Казахстан со своим бессменным лидером тоже отнюдь не дрейфит перед лицом всякоразных попыток чего-нибудь там дестабилизнуть. Турмения? 25 лет вполне невозмутимой туркменской жизни на дарованном Аллахом газовом месторождении отнюдь не располагают к поиску приключений. Более того местное руководство весьма активно напрягается, чтобы как можно лучше подготовиться к возможному столкновению с ИГИЛ и прочими «злыми птичками» Запада. А поскольку в одиночку с ними Ашхабаду справиться будет сложновато, то не исключено, что еще одним членом ОДКБ станет больше. Узбекистан – серая зона, но и она никак не может игнорировать общих тенденций к стабилизации и тяготению к России, свойственных всему центрально-азиатскому региону. Таким образом — и здесь ожидать чего-то сверхъестественного не следует.

Ну и, наконец, центральный фронт этого постсоветского «периметра хаоса» — Украина. Про Приднестровье более-менее понятно. Остаются еще Донбасс и Крым. В любом случае, война на этих направлениях не будет частью большого военного пожара по всему периметру российских границ. Разжечь который, в силу указанных выше причин, Западу вряд ли удастся. Таким образом, хунтообразной Украине придется отдуваться за всех. А это согласитесь – не внушает и не вдохновляет.

Конечно же, сие вовсе не значит, что в Киеве этим смутятся. Идиотов, психов, мизантропов и прочей сволочи у тамошнего кормила хоть отбавляй. Но главный геополитический замысел их хозяев – устроить антироссийскую заваруху повсеместно и одномоментно, на всем протяжении – от Приднестровья до Закавказья и дальше – до горных хребтов Тянь-Шаня, скорее всего, так и останется в разряде несбыточных надежд.

  А вы думаете – отчего он еще не воплощен в жизнь? Американские гуманисты дорожат людскими жизнями? Не смешите мои тапки! Был бы малейший шанс реализовать идею погружения России в тотальную войну на своих окраинах, там бы уже давно все одновременно полыхало и взрывалось. Но, увы пресловутой мировой закулисе, похоже на то, что такого шанса у нее нет. Путин об этом заранее позаботился.

Комментариев нет: