Путь нелегала в Польшу. Херой АТО не смог найти работу на Украине и теперь убирает мусор в Польше

Корреспондент телеканала "Украина" Сергей Иванов решил попробовать нелегально устроится на работу в Польше. Журналисты сняли об этом два сюжета. Про хероя АТО смотрите во втором сюжете на 8.55 :

- Я боевой сержант, пришел из АТО. И что? Здравствуй Родина! Тебе надо было - я за тебя пошел. Я год отслужил - будь здоров, слава Богу! Ну не совсем здоровый вернулся. И дальше что? На хер не нужен! А если не нужен, оформил визу в паспорте - и до свидания.

Сообщает сайт segodnya.ua:

Трудовые мигранты приносят в Украину наибольшее количество инвестиций. Только вдумайтесь в эту цифру – 2 миллиарда 800 миллионов долларов. Столько отправили денег домой заробитчане за один только 2014 год. Это больше, чем все иностранные инвестиции и помощь международных доноров. Но жизнь мигранта вовсе не так легка, как ее расхваливают агентства по трудоустройству за рубежом. Сергей Иванов прошел путь гастарбайтера от начала до конца. И готов рассказать всю правду.

Март 2016-го. Украина. Работы нет. Только официально зарегистрированных безработных – больше полутора миллионов человек. Но эта многотысячная очередь во Львове тянется отнюдь не в центр занятости.

Это визовый центр – своего рода окно для трудоустройства в Европе. Но украинцам все чаще отказывают. Даже если на руках приглашение от работодателя. Что в принципе должно гарантировать рабочую визу. Поэтому приходится нашему брату искать надежны, на первый взгляд варианты. У посредников.

"Была оговорена сумма в пределах 450 евро, первоначально я заплатила часть взноса 5 тысяч восемьсот пятьдесят гривен", – рассказывает соискательница.

За эту сумму Надежда рассчитывала, на протяжении двух месяцев, получить пакет документов по выезду на работу в Польшу. Компания Украпол сначала тянула время, а после и вовсе закрыла представительство в Хмельницком. Основной офис в Тернополе, по словам местных пострадавших, тоже, видимо, скоро канет в лету.

А ведь когда еще стоял выбор, где лучше оформлять документы для работы за рубежом, Украпол по рекомендациям и отзывам казался самым надежным.

Но рекомендации, официальные договора, "белая" оплата услуг оказались лишь приманкой. Как нам удалось узнать у бывшей работницы Украпола, основной задачей было получить аванс, а через пару месяцев работы представительство как правило закрывалось.

Обман на каждом шагу тем не менее не умаляет рвение украинцев уехать на заработки. Даже если устроиться легально не получилось. Помощники в поиске черной работы найдутся.

Это пункт пропуска Шегини, что на западном рубеже страны. Здесь тоже можно устроиться на работу за рубеж.

Зарабатывать семьсот гривен в день, пусть и нелегально – большое искушение. Однако ставим условие: пятьдесят евро за вакансию мы отдадим, когда приступим к работе и до места назначения доберемся сами.

Изнурительный переезд в город Ныса, что на юго-западе Польши, занял четыре дня и более тысячи километров пути. Только на ночлег и еду мне пришлось выложить почти три тысячи гривен, а еще влезть в долги перед мобильным оператором, пытаясь выяснить у украинской стороны, кто и где нас будет ждать в Нысе.

Как оказалось, чтобы окончательно добраться до работодателя в Польше следует обязательно обзавестись местной сим-картой. Стоит она относительно не дорого 5 злотых – это примерно 35 гривен. И все это необходимо лишь потому что тот кто обещал вам работу вряд ли позвонит на украинский номер – ведь для поляков это дорого.

Как только я перешел на польский номер – встреча была назначена. Но посредник Андрей сразу дал понять, что не все складывается как было обещано. В поисках возможности легализовать наше трудоустройство в Польше, Андрей даже стал нам сочуствовать. Узнав, сколько денег мы уже потратили на дорогу и что на дальнейшее существование остаются копейки, он решил подбодрить историей из разряда "бывает и хуже".Это, пожалуй, самый красноречивый аргумент в пользу того, что стоит оформить документы до приезда. Но у нас их нет и я был согласен на любые варианты работы. Беда в том, что польские работодатели уже боятся рисковать", – рассказывает Сергей Иванов.

Чтобы все было по закону польскому работодателю придется встрять в долгую бумажную волокиту. Ему нужно доказать властям, что вы – незаменимый сотрудник. Хлопоты эти стоят примерно семь тысяч гривен. Этим и пользуются предприимчивые украинцы продавая такие приглашения на родине.

Но приглашение – это все на что Андрей готов. В свою фирму он украинцев не берет.

"Я же в итоге оказался в патовой ситуации: потрачены 5 тысяч гривен, работы и жилья нет, еды тоже, но можно попробовать получить трудовую визу в областном управлении труда. И для этого нужно еще пять тысяч гривен. И подождать неделю. Избежать голодных обмороков помогла редакция, – командировку продлили и дали еще немножко денег. А потом подфартило: познакомились с соотечественником-водителем, который предложил заночевать у него", – продолжает Сергей.

Сейчас есть возможность показать вам условия проживания украинцев, которые работают в Польше легально. В комнате проживают четверо наших соотечественников. Кстати эти условия сами они называют достойными.

Общее все: кухня, туалет, душевые и батареи с сохнущим бельем. Пожалуй, лишь еда у каждого своя.

Степан согласился открыто рассказать о своих заработках, в обмен на скрытое лицо. Боится, чтобы семья в Украине не пострадала от доброжелателей. Он не первый год работает за границей. Сразу становится понятно: наш новый знакомый ярый сторонник официального трудоустройства.

Но ждать разрешения было некогда и мы берем курс на столицу – там то нелегальная работа для меня найдется. Хотя сказанное Степаном крутится в голове всю дорогу.

Первую доску с вакансиями отыскали в центре Варшавы, в здании, где располагается Украинская Греко-католическая церковь. Больше объявлений о поиске работы. И только треть предложения.

Автовокзал Варшава – "Заходня", то есть западная. Негласная черная биржа труда. С вакансиями сразу обещают помочь.

Но нам нужна работа здесь и сейчас. Тогда – добро пожаловать на восточный берег Вислы

Здесь, возле государственного органа, который выдает разрешения на работу в Польше располагается еще одна биржа черного труда, причем распределенная: справа своей работы ждут поляки, а слева украинцы.

И что интересно наши соотечественники дуэль за рабочее место уверенно выигрывают. Пока мы разбирались, что к чему, нетрудоустроенными остались поляки, но оптимизма не теряли.

Как ни странно, самым эффективным казалось объединение украинцев в Варшаве "Украинский свит". Оно трудоустройством в принципе не занимается. Но доска с вакансиями здесь присутствует. И таким как я отчаявшимся – помогают.

Тут же встречаем собрата по несчастью. Он нас потчует ужасной историей.

Человек не врет, заверили в Украинском свите.

Человек может здесь пробыть 3 месяца полгода и уехать домой без денег. Практически невозможно без трудовой визы устроить человека на работу, в основном всем нужна трудовая виза.

На нелегалов устраивают облавы, но меньше их не становится.

"После сегодняшней явно неудачной попытки трудоустройства мои дальнейшие перспективы работать нелегально в Польше, выглядят примерно так же как и сегодняшняя туманная погода. Но вдруг повезло: удалось выйти на агентство по трудоустройству. Нелегальному", – резюмирует Сергей Иванов.



Сообщает сайт segodnya.ua:

Больше недели Сергей Иванов провел в Польше, пытаясь отыскать любой заработок. Обман, выброшенные впустую десятки тысяч гривен и трудовое рабство. Всё это ждет украинца, решившего устроится на работу за границей нелегально.

Пришельцы с Востока: что с разрешением на пребывание? Что даёт карта поляка? Украинец стал уборщиком на паркинге!!! На что ему хватит?! – Этими вопросами задался наш Сергей Иванов, оказавшись в процессе поиска нелегальной работы в Польше – без денег, без жилья и, как помним, без необходимых документов.

Так удалось ли ему устроится? Кем? И сколько заплатили – в продолжении сенсационного расследования.

Больше недели я провел в Польше, пытаясь отыскать любой заработок. Хотя трудоустройство мне гарантировали еще при выезде из Украины.

Но обманули. Я перешерстил все места в столице – в поисках нелегальной работы…

Затраты на передвижение, еду и ночлег приближались к отметке в 10 тысяч гривен – такого не может себе позволить украинский заробитчанин. А когда задумался о возвращении на родину, удача улыбнулась…

Почетную должность уборщика мне предложили в агентстве по трудоустройству, организованном нашими же соотечественниками. Подъехать попросили как можно скорее.

Этот самый крайний случай – из-за отсутствия разрешения на работу в Польше – достался мне. После беглого ознакомления с обязанностями, сотрудники фирмы намекнули, что возьмутся сделать для меня официальные документы – не бесплатно, конечно же.

Нужным человеком оказался наш соотечественник из центрального региона Украины, который без малого год нелегально работает в Польше. Владимир, назовем его так, стал проводником в моей карьере уборщика паркингов. Первым делом познакомил с бригадирами.

Каша тут же распорядилась – сходить в прачечную за рабочей амуницией. В комплекте есть все, кроме нижнего белья. Вещи, естественно, не новые: выглядят лучше, чем пахнут.

Да, Владимира еще просили познакомить меня с коллективом и территорией. Мой наставник сделал это заочно.

То есть на теплый прием коллег вряд ли стоит рассчитывать – для них я – конкурент: могу работать больше и дольше. А значит, все надбавки будут предлагать мне. Поэтому в каптерке – получаю первый совет: не строить из себя передовика.

Работу начальство должно видеть, поэтому, вне очереди, чистится дорога, по которой с минуты на минуту съедутся боссы. А дальше двигайся, как захочешь, главное иметь чистое место, дабы отчитаться перед контролерами.

Пятнадцать часов – это стандартный рабочий день уборщика. Мне выпала смена с шести утра до девяти вечера – самая мусорная. На фирме, которая меня трудоустраивала, сказали, что есть еще возможность брать дополнительные часы, я же зарабатывать приехал. Кстати, как позже выяснилось, документально украинцы не числятся в штате супермаркета. Мы предоставляем услугу от кадрового агентства. И начальника нашего зовут Наталья. О ней мой учитель отзывается тепло.

Мне тоже стало интересно, что же в таком случае держит Володю на ненавистной работе? Все оказалось печально: срок его туристической визы истек, и теперь, чтобы избежать депортации, он вынужден оставаться мусорщиком, поскольку оформлением легальных документов уже полгода занимается кадровое агентство, которое дает ему работу.

Да, пока нашу с Владимиром позицию на польском рынке труда высокой не назовешь. Но за счет такого количества трудочасов, в месяц можно заработать до 14 тысяч гривен. На это выжить в Варшаве можно. Плюс иногда везет с находками в мусоре – попадаются мелкие деньги или еще пригодные вещи.

Распродажа планировалась в прачечной – тамошние сотрудницы берут охотно – стоит ведь – копейки. И насколько бы подобная работа не раздражала, в ней, по словам Владимира, есть свои плюсы. Усилий прилагаешь немного, а деньги при этом платят исправно. Ведь при высоких зарплатах, бывает только хуже.

Прямолинейность поляков довелось выслушать буквально через пятнадцать минут, когда весь коллектив уборщиков был вызван на ковер к руководителю.

Всех, в том числе и Владимира, отчитали за плохую работу. Настроение было испорчено. Я тоже настроился на выговор, когда меня снова попросили зайти в бюро ...

Начальница предложила мне некое подобие повышения – работа вот на такой моечной машине. Я обещал подумать.

Позже мне объяснили – повышением тут не пахнет. Это и есть возможность дополнительно работать в выходные. С этого момента меня и отправили в самостоятельное плавание. Лавируя между урнами и припаркованными автомобилями, я думал: почему Владимир выбирает выживание в Польше, вместо обустроенной жизни в Украине. Ответ я получил незадолго до ухода.

Решение Владимира, мой выезд в Польшу, потому, что предложили хорошую работу, похож на поступки большинства наших сограждан. Украинцы, грезя о заоблачных заработках, предпочитают не тратить время на официальные документы. А зря! Это могут подтвердить как минимум два мусорщика. Те же, кто изначально позаботился о своем легальном статусе в Польше, встречали нас с улыбкой на лице.

Полтора года назад Сергей, переехав из Украины в Польшу, основал собственную компанию, которая предоставляет услуги по ведению бухгалтерии.

И результат: в апреле парни собираются открывать представительства в Кракове и Варшаве. А мне, нелегалу, несолоно хлебавши, пора домой. Делать карьеру мусорщика я передумал.

Свои 700 гривен за пятнадцатичасовой рабочий день сегодня я бы точно не получил. потому что выплаты ведутся раз в месяц и то с двухнедельной задержкой. Это стало последней каплей вдобавок к моим ноющим ногам, и спустя десять часов уборки на этом я решил поставить точку.

Комментариев нет: