Киев: таможенные пломбы и «экономическая агрессия» России

Москва расширила временные ограничения на транзит украинского экспорта. С 3 июля они распространяются не только на товары для Казахстана, но и для Киргизии. Теперь движение грузов с Украины по территории России осуществляется только через установленные пункты пропуска, по определенному маршруту следования, под таможенным сопровождением и с установлением пломб на основе системы ГЛОНАСС. В ответ Киев поднял тревогу, пожаловался международному сообществу на «экономическую агрессию» и пригрозил Москве ответными мерами.

Таможня


«Для прикрытия нелегальной торговли…»

3 июля президент России Владимир Путин внес изменения в указ об обеспечении экономической безопасности и национальных интересов России при транзитных перевозках из Украины в Казахстан. В новой редакции аналогичные требования распространяются на украинский экспорт в Киргизию, а действие документа продлено до конца 2017 года. На следующий день замминистра экономики Наталья Микольская заявила, что ограничения касаются 98% украинского экспорта в Казахстан и 93,9% в Киргизию. Хотя Украина безотносительно транзитных трудностей стремительно теряет рынки в Средней Азии, только за первый квартал отечественный экспорт в Казахстан по сравнению с прошлым годом уменьшился на 49%, а в Киргизию, Туркменистан, Таджикистан и Узбекистан, где никакие ограничения не действовали, – на 48%.

5 июля пресс-служба министерства сообщила: «43 фуры и 22 вагона с украинскими товарами задержаны на российской границе». Со временем ситуация не улучшилась. Так, по состоянию на 13 июля 59 ж\д вагонов, следовавших в Казахстан и Киргизию, стояли на границе Украины с РФ и еще около 55 вагонов на станции Орша-Западная (Беларусь).

Нынешнее ограничение транзита со стороны РФ напрямую вытекает из внешнеэкономического и геополитического выбора Киева, а именно двух его аспектов. Во-первых, это открытие Украиной своих границ для беспошлинного потока европейских товаров и, соответственно, приостановка ЗСТ СНГ. Во-вторых, это многочисленные санкции Киева, кульминацией которых стал антироссийский указ Петра Порошенко и, как следствие, запоздалые контрсанкции Москвы. Провал трехсторонних переговоров в Брюсселе зацементировал сложившуюся ситуацию, а хитрые попытки выкрутится из нее неправовыми методами обречены на провал.

Не секрет, что транзитная схема – один из стандартных способов обхода как продовольственного эмбарго, так и таможенных пошлин. «Для прикрытия нелегальной торговли широко использовался транзит грузов в Киргизию и Казахстан. Продовольствие не доходило до адресата и продавалось в России без уплаты пошлин. Против этой контрабанды были введены дополнительные ограничения, в частности, запрещен транзит товаров, подпадающих под продовольственные санкции», – поясняет смысл президентского указа заведующий кафедрой политэкономии РЭУ им. Г.В. Плеханова Руслан Дзарасов.

Поскольку и Казахстан, и Киргизия имеют с Россией общее таможенное пространство, но не присоединились к российским контрсанкциям и не приостановили действие ЗСТ СНГ в отношении Украины, возникла удобная возможность для провоза и сбыта контрафакта в РФ. Именно она и была ликвидирована. «Режим транзита через территорию России — одна из форм, которой бизнес преодолевает трудности, которые возникли в связи с внедрением контрсанкций. С другой стороны, понятно, что государство не может к этому оставаться равнодушным. Это такая борьба брони и снаряда», – считает профессор кафедры экономики и финансов НИУ ВШЭ Иван Родионов.

export-ua

Мнение экспертов косвенно подтверждают объективные данные статистики. Если с января по май экспорт в Киргизию рос постепенно, то в июне количество украинских грузов для среднеазиатской республики увеличилось скачкообразно. Хотя в прошлом году сезонная динамика экспорта была иная и скорее напоминала волны. Видимо, как только украинский бизнес «распробовал» серую контрабандную схему, а статистика украинской таможни это официально подтвердила, Москва решила «прикрыть лавочку».

 Жалуйся…

Вместо того чтобы спокойно отправить грузы по громко разрекламированному «Шелковому пути в обход России», либо подчиниться транзитным требованиям Москвы, Киев впал в натуральную истерику. «Изменения могут временно вызвать полную остановку транзита товаров из Украины через территорию РФ не только в Республику Казахстан, Кыргызскую республику, но и в третьи страны», – говорилось в специальном обращении Минэкономразвития. Новые маршруты доставки, которые принялись активно рассматривать, по словам министра инфраструктуры Владимира Омеляна, безусловно, ведут к удорожанию товаров. Такое публичное признание тщетности попыток выстроить логистику украинского экспорта в Азию в обход России на самом деле дорогого стоит.

Хотя бесперспективность этой затеи с самого начала была секретом Полишинеля. «Естественно, с учетом того, что есть перевалка в порту Актау, Баку – это двойная перевалка. Она влияет на удорожание. Мы считали, что на тонну груза на машину удорожание в среднем составит от $2 до $3 тыс.», – отметил министр по инвестициям и развитию Казахстана Женис Касымбек. Кроме того, он добавил, что при использовании альтернативных маршрутов сроки доставки украинских товаров сдвигаются в сторону увеличения.

В ответ на действия Москвы киевские чиновники привычно принялись угрожать и жаловаться. Н. Микольская назвала решение РФ – «торговой агрессией» и пообещала ответные меры. 4 июля она сообщила, что Украина в ближайшее время инициирует спор в ВТО, «чтобы заставить РФ эти меры отменить», и пообещала поднимать этот вопрос и в других международных организациях. Через два дня Киев попросил ЕС «усилить давление на РФ для немедленной отмены ограничительных мер в отношении транзита». Правда, Брюссель отреагировал не совсем так, как ожидалось. 12 июля еврокомиссар по расширению и политике соседства Йоханнес Хан призвал Москву «принять другое решение», а Киев не спешить с ответными мерами, которые тот широко анонсировал с момента введения российских ограничений.

…и угрожай

Сначала В. Омелян обещал ввести санкции против России «на следующие сутки» после того, как указ президента России будет применен на практике, а первый вице-премьер Степан Кубив пригрозил зеркальным ответом на действия Москвы. После того как украинские поезда и фуры встали на российской и белорусской границе, ничего похожего, естественно, не произошло. 9 июля глава Мининфраструктуры изменил официальную формулировку. На этот раз В. Омелян пригрозил ответить не зеркально, а асимметрично, после чего одергивать Киев пришлось уже официальному Брюсселю.

Евросоюз можно понять. В силу географического расположения Украины под угрозой могут оказаться товарные потоки, предназначенные для европейских потребителей. Пока не совсем понятно, что именно включает в себя «план мероприятий», разрекламированный В. Омеляном и находящийся на рассмотрении у премьер-министра Владимира Гройсмана. Но слова министра «мы не хотим нарушать наше международное законодательство» звучат зловеще. Например, в светлые головы украинских чиновников может прийти идея ограничить прокачку российского газа через свою территорию, а возможно, даже устроить «транзитную блокаду» на своих магистральных газопроводах. Наподобие того, как это было в Крыму.

По крайней мере, иных способов причинить России неудобства у Киева не осталось. После того как в начале года «активисты» блокировали движение российского автотранспорта по украинским дорогам, перевозчики предпочитают объезжать Украину десятой дорогой. По словам генерального директора исследовательского агентства InfraNews Алексея Безбородова, транзит через Украину «почти не идет», за исключением пункта пропуска Сирет на границе с Румынией, через который поставляют комплектующие для российского завода Renault.

Надеяться на ВТО бессмысленно, у организации нет реальных рычагов влияния на Москву, кроме исключения из своих рядов. Тем более что Россия всегда может сослаться на временный характер ограничений и соображения безопасности собственного рынка.

Остается уповать на добрую волю Казахстана и Киргизии, по запросу которых правительство РФ может упростить режим для отдельных украинских товаров либо принять существующие правила транзита. В конце концов, честным экспортерам пломбы и таможенное сопровождение не такая уж большая проблема.

Николай Коринь

Комментариев нет: