Ногою твёрдой стать при море. Юрий Селиванов

Геополитическая ситуация настоятельно требует мощного усиления российского военно-морского флота


Ногою твёрдой стать при море

Итак, взять русских моряков «на слабо» у американцев не получилось. Подтверждением тому – новые жалобы ВМС США на действия российского сторожевика «Ярослав Мудрый», который, как они утверждают, совершал 30 июня «опасные и непрофессиональные маневры» вблизи американского ракетного крейсера «Сан Джасинто». Из чего следует неопровержимый вывод о том, что командование ВМФ РФ не стало «праздновать труса» после первого инцидента с участием эсминца США «Gravely» и поставило задачу командиру «Мудрого» продолжать выполнение задач в непосредственной близости от авианосного соединения США.

Таким образом, Россия на попятную перед Америкой не пошла. И фактически заявила о своем непризнании её самопального «права» на монопольное владение Средиземным морем. И это чрезвычайно важная констатация. Более того – это та точка отсчета, от которой теперь придется строить все дальнейшие действия на данном рубеже.

Ногою твёрдой стать при море

Особенно с учетом того, что данная политическая демонстрация не может быть не подкреплена соответствующим военно-стратегическим обеспечением. Речь о том, что военно-морские возможности России в данной акватории должны быть, хотя бы, минимально сопоставимы с американскими. Просто потому, что США уважают только силу и считаются только с ней. И если такого усиления не будет, ВМС США будут только продолжать повышать ставки и играть на обострение.

Очевидно, что в российском Генштабе это хорошо понимают и принимаю все меры в рамках имеющихся ресурсов для хотя бы частичной компенсации дефицита сил и средств на данном стратегически важном морском театре. О чем свидетельствуют, в частности, полеты российских дальних морских разведчиков и ракетоносцев ПЛО Ту-142 над Сирией в направлении Средиземноморья. Ставшие, кстати, настолько регулярными, что боевики ИГИЛ (запрещено в РФ – ред.) даже начинают к ним потихоньку пристреливаться.

Морская авиация

В ближайшее время, судя по сообщениям СМИ, в Средиземное море отправится и прошедший восстановительный ремонт единственный российский авианосец «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов». Причем, есть надежда на то, что этот поход станет первым в истории данного корабля полноценным выходом на боевую службу. Как ожидается, на его борту будет наконец размещен штатный авиаполк морской палубной авиации, пилоты которого в настоящее время проходят боевое слаживание в реальных условиях службы на авианесущем крейсере.

Таким образом, с учетом кораблей сопровождения, американцам придется иметь дело в Средиземном море не с одиночными сторожевиками, а с полноценным (ну, или около того) ударным соединением российского флота, полные боевые возможности которого остаются для ВМС США практически неизвестными.

Такое усиление флота обеспечит внешней политике России в этом краеугольном регионе планеты совершенно новое качество. И Москве будет значительно проще решать многие из тех узловых задач, которые ставит развитие тамошней ситуации и которые без мощного военного обеспечения в современных реалиях решать в принципе невозможно.

Однако было бы неправильно на данном этапе хлопать в ладоши и считать, что дело в шляпе. Такая концентрация сил и средств в Средиземном море для российского ВМФ, в его нынешнем состоянии, явно связана с большим перенапряжением. Что само по себе не вселяет особой уверенности в долговременной надежности этого военно-морского «редута».

Уже сегодня раздаются голоса в пользу того, чтобы «Кузнецов» постоянно находился в данной акватории, обеспечивая, таким образом, боевую устойчивость российского флота. Но такие инициативы выглядят не вполне обоснованными. Крупный боевой корабль, нуждающийся в постоянном квалифицированном техническом обслуживании и в периодическом ремонте в заводских условиях, просто не сможет годами находится в непрерывном дальнем походе. А другого авианосца, ему на смену, сегодня у России нет.

Вот почему стране следует определиться со своими целями и задачами. Если РФ не готова противостоять США своей адекватной военной мощью даже на одном военно-морском ТВД, то тогда не стоит и пробовать это делать. Но тогда лишается смысла вся нынешняя российская активность в данной акватории и, соответственно, серьезно падают шансы на позитивное для Москвы решение геополитических проблем, в частности, сирийской.

Однако, судя по тому, что российское руководство не намерено отступать, о чем свидетельствует, в частности, приказ «Ярославу Мудрому» продолжать плотную «опеку» американского флота, государственные решения в отношении ВМФ РФ должны быть качественно иными. И прежде всего, разумеется, речь идет о новом авианесущем корабле, необходимость в котором из разряда желательных переходит в ранг императива успешной внешней политики РФ.

Сегодня эту тему уже не приходится обсуждать в привычном абстрактно-сослагательном наклонении. Ситуация предельно упростилась – у американцев в «Средиземке» два авианосца, а у России ни одного. В результате они там могут творить всё, что угодно, а Россия только наблюдать. Вот и весь сказ. Поэтому все досужие домыслы на вечные российские темы о дороговизне и ненужности таких кораблей одномоментно становятся неактуальными. Впрочем, они и раньше были достаточно спекулятивными, если учесть, что строительство авианосца это всегда амбициозная промышленная программа, предполагающая создание массы новых рабочих мест и внедрения новейших отечественных технологий, что нынешней России только на пользу. Во всяком случае, куда больше на пользу, чем вкладывать десятки миллиардов долларов в американские «ценные» бумаги.

Как раз вчера было в очередной раз объявлено, что конкретное проектирование нового российского авианосца начнется в 2020 году с выходом на сдачу такого корабля флоту где-то к 2030 г. Вполне очевидно, что к текущим задача российской внешней политики эти сроки никакого отношения не имеют. Поэтому в оставшееся до тридцатого года время России придется серьезно подумать о том, как выйти из этого затруднительного положения. Авианосец, это не грузовая посудина вроде тех, что Россия недавно оптом купила у Турции для переброски военных материалов в Сирию. На мировом рынке предложений таких кораблей практически нет. Правда ,американцы предлагали недавно Индии свой выведенный в резерв авианосец «Китти хок». Но России на это рассчитывать явно не приходится. Да и хлопот с этим старьем не оберешься. Выходит тупик? Не знаю. Но точно знаю одно, отступать Россия не должна. Наотступались уже – дальше некуда. Позади Москва.

Комментариев нет: