Геополитический вальс: новый тур?
К сожалению, пока нас даже не пустят натирать полы в зале, где будут вальсировать сильные мира сего
Мир, который мы знаем, уже меняется…
Политики – нашего, местного разлива, настолько нивелировали своим словоблудием и еврооптимистическим символизмом содержательную, рациональную составляющую своих публичных выступлений, что из-за инерции возникшего равнодушия, мы перестаем прислушиваться и к топовым фигурам Запада.
А, между прочим, в контексте политической риторики, начали происходить очень интересные явления, являющиеся отражением определенных, не менее интересных процессов на геополитической шахматной доске.
Вначале было слово
Менее чем за неделю, с политической сцены прозвучали довольно знаковые месседжи.
Во-первых, премьер министр Нидерландов Марк Рютте настаивает на отсутствии любых оборонных и финансовых гарантий для Украины со стороны ЕС. Так же – и обещаний свободного проживания и работы в странах содружества для украинцев.
Далее. В своем публичном выступлении президент Республики Литва Даля Грибаускайте, которую нельзя упрекнуть в недостатке антироссийской, истеричной риторики, произнесла интересную фразу: «…Лично я и также международное сообщество считает, что в вашем случае коррупция составляет большую угрозу, чем сама российская угроза…»…
Урок политической риторики
Серьезные политики высшего дивизиона, выступая публично, никогда не произносят пустых, ничего не значащих вещей. Очень часто, в политическом дискурсе, одна единственная фраза может являть собой целую концепцию, что напряженно готовится когортой политиков, экономистов, разведок, армейских штабов, профессуры и общественных деятелей в течение долгого времени.
Одним из ярчайших канонов таких скрытых, программных посылов является речь Черчилля в Фултоне перед слушателями Вестминстерского колледжа, произнесенная 5 марта 1946 года.
Одна единственная фраза – о необходимости создания «братской ассоциации народов, говорящих на английском языке», повергла послевоенную Европу в состояние шока. В Риме и Париже четко осознали, что мир бесповоротно меняется – в сторону создания качественно нового силового блока, где европейским странам уготовлена роль сателлитов. Но, что действительно вызвало потрясение — это факт открытого диктата Европе, чего не было с мая 1945 года. Тем более что следующей фразой: «…не только в Италии, но и в большинстве стран, отстоящих далеко от русских границ, действуют – по всему миру – коммунистические партии, которые есть угроза для христианских цивилизаций…», Черчилль буквально «потребовал» от правительств Франции и Италии исключения из состава кабинетов лидера французских коммунистов Мориса Тореза и руководителя компартии Италии Пальмиро Тольятти.
Вначале было слово (продолжение). Держать темп!
…Наверняка и «наша Даля» хотела (скорее – её «уполномочили» так сказать), чтобы о недвусмысленной позиции «международного сообщества» по поводу «российской угрозы» услышали, как в Москве, так и в Вашингтоне. При этом, что характерно, Петру Алексеевичу однозначно намекнули, что отныне риторику о монопольной «защите Европы от вторжения» он может оставить исключительно для «кормления» собственного электората.
Одним из критериев эффективности целенаправленных политических шагов, является удержание темпа осуществления этих шагов. И Европа этот темп держит — следом за Грибаускайте выступил (публично – перед журналистами) посол Германии в Украине Эрнст Райхель: «…Мы не усматриваем полный контроль над оккупированными территориями, или отдельными территориями Донецкой и Луганской областей как необходимую предпосылку для проведения выборов…».
В том-то и дело, что — «мы»! Перефразируя Зекта, можно сказать, что послы государств «не имеют имени». Они всегда являются проводниками и выразителями мнения и политики своего правительства.
Симптомы усталости от, прежде всего – политического кризиса в Украине, на лицо. Да и месседж вполне понятный – Украина должна выполнять свою часть Минских договоренностей, добиваться значительного смягчения конфликта, а не заниматься вопросами юридической казуистики в пунктах соглашений и мистической «защитой Европы».
Но, только ли «частное» мнение Германии озвучил Райхель? И в этой связи – не является ли Рютте, тоже — «назначенным» выразителем мнения ЕС, а не только лишь части населения Нидерландов?
Темп не спадает. И Европа переносит рассмотрение вопроса либерализации визового режима Украиной на апрель 2017 года – ближе к дате президентских выборов во Франции (первый тур – 23 апреля) и, для лага времени — после инаугурации нового президента США.
И вновь, без перерыва – как по заранее отработанному сценарию, уже Италия начинает перемещать политическое Окно Овертона и блокирует предложение Польши о продление санкций против России на год. Случайность? Совпадение?
Если учесть, что все эти политические реверансы – в хорошем темпе! — происходят на фоне формирования Дональдом Трампом своего кабинета — чего только стоит выдвижение кандидатом на пост Госсекретаря Рекса Тиллерсона! — вполне уместно предположение, что Европа уже начала новый тур вальса: с Москвой и Вашингтоном.
Имеющий уши да услышит
На Западе умеют слышать и слушать политиков. И там внимательно анализировали речь будущего американского президента, произнесенную в Геттисберге, штат Пенсильвания (22 октября 2016 года). Да и книги Трампа тоже читали. Все прекрасно понимают, что Трамп не олигарх, но бизнесмен, оперирующий рациональным и прагматичным — конкретными программными концепциями, направленными на жесткую борьбу за усиление экономики США. И в ЕС прекрасно понимают, что европейским корпорациям вряд ли стоит ожидать либерального отношения со стороны правительства и бизнеса США. Именно в такой системе координат Трамп и будет действовать — экономика (деньги) прежде всего! Он сторонник первичности бытия – в его программах нет того потока эфемерного, ура-патриотического словоблудия, что так нравится нашим СМИ. А все разговоры о его (не) проукраинской позиции – наивны и просто смешны.
Слово сказанное есть предтеча действия
Вполне очевидно, что в сложившихся условиях, Европе и США, где уже просчитывают перспективы новых форматов геополитических отношений, стали малоинтересны сложные комбинации распасовки мяча, на котором написано «Украина». Мяч если и не отправлен на сторону поля России, то уже придвинут значительно ближе к центральной линии.
Отсюда и такая риторика, рельефно выделяющаяся на фоне заезженных «глубокой озабоченности» и «всемерной поддержки».
Мир меняется. Маятник качнулся в другую сторону и, скоро мы увидим новые геополитические расклады. Возможно, за чередой прошедших выборов в США и предстоящих в Германии и Франции, вновь придет эпоха сильных и ярких фигур, которых не было со времен Тэтчер и Рейгана.
Люди на Западе хотят перемен – в чем мы наглядно убедились по результатам выборов в США.
«… у Украины – фантастическое будущее» — П. А. Порошенко
К сожалению, пока нас даже не пустят натирать полы в зале, где будут вальсировать сильные мира сего.
Вместо прагматических, рациональных, расчетливых шагов и конкретных действий на фоне стремительно меняющегося мира, наш истеблишмент заводит старую, плаксиво-просительную пластинку об «исторической ошибке» и «вопиющей несправедливости» по отношению к Украине со стороны ЕС. Справедливость в геополитике? Это они о чем? Кто-то может вспомнить эпоху, когда у США или Европы был приступ альтруизма?
В лучшем случае, пока наш истеблишмент не научиться лишенному эмоций прагматизму (а большая часть политиков, судя по всему, на это не способна), вместо шахматной доски для игры в большую политику перед нами будут ставить другую дощечку – для игры в геополитические наперстки.
Алексей Куракин
Колян Колянович, ты уж не пужай так больше! Я, как-то незаметно, слегка "подсел" на твой блог, и сегодня утром, увидев, что его больше не существует( а заодно и на Google+), был несколько огорчен. Сейчас же, увидев таки все снова на прежних местах, даже обрадовался - так что не допущай до таких шуток", плиз. Успехов!
ОтветитьУдалить