Александр Роджерс: Почему я не демократ
Демагогические
разговоры о построении «правильной демократии» меня иногда смешат, но
всё чаще уже просто раздражают. Потому что чаще всего это просто голый
популизм, а говорящие сами не понимают, о чём говорят.
Вчера ходил на закрытие сезона в «Политкафе».
Выступал
Максим Шевченко. Кроме всего прочего, долго рассуждал о «народовластии» и
некоей «народной демократии», которая будет отличаться от западной
демократии.
А я не
демократ. И все эти демагогические разговоры о построении «правильной
демократии» меня иногда смешат, но всё чаще уже просто раздражают.
Потому что чаще всего это просто голый популизм, а говорящие сами не
понимают, о чём говорят.
Впрочем,
давайте последовательно. Формат «Политкафе» не дал мне возможности
провести развёрнутую дискуссию, а только задать один вопрос, на который я
так и не получил внятного ответа. Зато в публикации я могу осветить
свою позицию гораздо подробнее.
Для удобства она будет разделена на ряд взаимосвязанных постулатов.
1. Демократия ВСЕГДА вырождается в олигархию.
Примеров масса, начиная с Древней Греции и Древнего Рима, где тот же
Гай Юлий (Цезарь) массово скупал как голоса плебса для избрания себя
консулом, так и примитивно покупал поддержку различных чиновников (в том
числе так называемых «народных трибунов») для продвижения нужных ему
решений.
И
заканчивая современными США и Францией, где правительства и президенты
раз за разом меняются, но не могут изменить проводимую политику, потому
что олигархический истеблишмент связывает их по рукам и ногам. В
результате «социалист» Олланд проводит ту же империалистическую политику
по отношению к Мали и ЦАР, что и «правые» президенты. И Обама не может
закрыть Гуантанамо и вывести войска из Ирака и Афганистана, хоть и
обещал это, а «изоляционист» Трамп точно также втягивается в войны на
Ближнем Востоке, хотя кричал о том, что США нечего там делать.
Лица
меняются, а система остаётся неизменной. И какой толк в таком случае с
«сменяемости власти» и «демократии»? Никакого. Наоборот, олигархам проще
смещать неугодных/неудобных президентов через выборы и майданы.
2.
Демократическая власть строится на манипулировании массами и обмане, а
«тирания» бывает достаточно открытой и честной. Но на этом пункте я не
буду настаивать.
3. У
России есть чёткий исторический пример конкуренции «авторитарной» формы
правления Московского княжества и «демократической» (вечевой)
Новгородской республики. Практика показывает, что Новгород всегда
проигрывал.
И это несмотря на то, что Москва была защитным буфером, отделявшим и защищавшим Новгород от Орды.
Неэффективность
вечевой демократии можно видеть в том числе на примере того же
Александра Невского. Он выигрывал для Новгорода битву за битвой,
кампанию за кампанией, вёл грамотную внешнюю политику – но его раз за
разом изгоняли. В результате Новгород не только лишался грамотного
управленца и полководца, но и не мог придерживаться какой-то
долгосрочной стратегии развития.
Практика показывает, что централизованное «авторитарное» государство почти всегда выигрывает в конкурентной борьбе у «демократии». И зачем нам выбирать неконкурентоспособную форму управления?
4. Вся
история Руси свидетельствует, что всё время своего существования Россия
подвергалась почти непрерывной внешней агрессии. Волна за волной, с
перерывами только на «зализать раны» и накопить силы для новой агрессии.
Поэтому
общество в России всегда было вынужденно милитаризированным, для
самозащиты. А в милитаризированном обществе должен соблюдаться армейский
принцип единоначалия, иначе оно попросту будет завоёвано и прекратит
своё существование.
Россия – это Империум Людей из Вархаммера-40К. Не «Град На Холме», а «Крепость Осаждённая».
И сейчас агрессия Запада никуда не делась, поэтому я не вижу оснований для пересмотра этого принципа.
5. В подтверждение предыдущего утверждения, историческая практика показывает нам, что всех своих крупных успехов, побед и достижений Россия добивалась в периоды максимальной централизации – при Иване Великом, при Иване Грозном, при Петре Первом, при Екатерине Второй и при Иосифе Сталине.
И наоборот, каждое усиление «боярства» приводило к различным вариантам «Смуты».
Аналогичные примеры можно приводить и в истории других стран.
6. Всё
это прекрасно объясняется в классических трудах товарища Гегеля. Более
того, Гегель развёрнуто показывает, что слабое государство приводит к
произволу корпораций (это было справедливо для того времени, и тем более
актуально для современности, когда международные корпорации с
наднациональным капиталом достигли невиданного могущества).
И если
даже авторитарное государство обычно сковано законами, процедурами, и
системами сдержек-противовесов, то корпорации не скованы ничем, даже
этикой. И чем слабее государство, тем страшнее произвол корпораций,
которым одиночный человек не может противопоставить практически ничего
(пример Марвина Химейера предельно показателен).
Именно
поэтому большинство классических либералов со временем стали
социалистами-этатистами, сторонниками сильного государства нового типа
(социалистического), где интересы народа будут превалировать над
интересами любых элитных группировок или корпораций.
7. Сейчас
ряд исследователей пишет о том, что противоречие «корпорации против
государства» снимается (тоже по-гегельянски) созданием социального
государства-корпорации. Именно социального, потому что в ином случае оно
теряет легитимность и поддержку населения, а значит, теряет право на
существование.
8. Я выскажу простой тезис: социальность государства важнее его демократичности.
Потому что если демократическое государство служит интересам крупного
финансового капитала и корпораций в ущерб интересам подавляющего
большинства населения, как это происходит сплошь и рядом на Западе, то
грош цена всей этой формальной «демократии».
9. Климат
России более суров, чем во многих других странах, расстояния огромны, а
значительная часть территории вообще считается непригодной для жизни.
Поэтому административные и управленческие решения и структуры,
подходящие для каких-нибудь мягких средиземноморских стран нам
объективно не подходят.
Вывод: Россия, чтобы оставаться эффективной и жизнеспособной, должна быть
а)
централизованной (но при этом федеративной, чтобы реализовать условия
для мирного сосуществования всего множества живущих в ней народов и
культур);
б) этатистской (государственнической);
в) социальной (социалистической).
И
практика показывает, что после разброда и хаоса девяностых она
постепенно (и возможно вполне спонтанно, по наитию) приходит именно к
этому, естественному для неё формату.
P.S. А
поскольку Максим Шевченко так и не ответил, чем его «своя демократия с
преферансом и женщинами с пониженной социальной ответственностью»
отличается от западной, то я и дальше буду НЕ демократом.
Ибо
демократия – это процедура. И в текущем формате эта процедура априори
коррумпирована и ущербна. А альтернативной «демократической» процедуры
никто предложить и расписать не может.
Поэтому ниубидил. За Империум и Бога-Императора!
Комментариев нет: