Этот безумный, безумный, безумный, безумный мир…

Если регулярно читать новости и наблюдать за поведением пользователей социальных сетей, то невооружённым глазом видно, как не просто группы граждан с разных концов света, но и просто целые народы сходят с ума.
Киссинджер и Дэн Сяопин
США сочинили русских хакеров и расследуют их «вмешательство» в американские выборы. Париж обвинил Россию во вмешательстве в свои выборы, аргументируя это тем, что в Фейсбуке были обнаружены, якобы, созданные Россией боты. Прибалтика и вовсе сошла с ума на почве борьбы с Белорусской АЭС и учениями Запад-2017.
Аналогичные события разворачиваются вокруг Северной Кореи и её ядерной программы. Как и в случае с Россией, Китай также втягивают в противостояние с США: в Южной Корее США разместили систему ПРО, Сеул уже даже согласился на размещение американского тактического ядерного оружия.
И всё это дополняется случаями индивидуального сумасшествия: безумцы с ножами, террористы на автомобилях, телефонные минёры и просто экстремисты всех мастей.
Однако во всём этом нет ничего удивительного и у этого безумия есть вполне объективные причины: капиталистическая система, выстроенная вокруг США как единственной сверхдержавы, рушится под напором новых сил, однако сверхвласть никто не без боя не сдаёт.
А бои, как показал опыт Первой и Второй мировых войн, начинаются с окраин мира: убийству эрцгерцога Франц Фердинанда предшествовали мароканские кризисы, столкновение французов и англичан в африканской Фашоде. Мир мог заполыхать раньше 1914 года. И он полыхал, просто на это мало кто обращал внимание.
Текущее противостояние между США и Россией с Китаем – не первое и отнюдь не последнее в мировой истории.
В 1494 году мир разделили между собой Испания и Португалия: Лиссабону досталось Восточное полушарие с районами, где произрастали специи – нефть тогдашней эпохи. Мадрид получил Западное полушарие, однако сверхприбыли португальской короны не давали покоя: экспедиция Христофора Колумба в Индию западным путём через неизвестную тогда Америку – попытка законно обойти ограничения Тордесильясского договора.
Итог испанской и португальской колониальных империй известен всем: их обошли англичане и голландцы. Обошли потому что на первый план в экономика Пиренейских империй вышли торговля. Сверхприбыль от специй или импорт серебра и золота испанцами не вкладывались в производство: Геополитика, Генри Киссинджер, деньги проедались и использовались для приобретения предметов роскоши. Испанцы и португальцы просто разленись. И это вполне закономерно и неизбежно – такова диалектика торгового, финансового и промышленного капиталов.
Голландцы крайне жестоко выбивали португальцев из их колоний в Индийском океане. Чем не мировая война? Просто мир 16 века и мир 21 века – разные миры как по масштабам, так и географии.
После схватка Лондона и Амстердама определила победителя, которого позднее нарекли «Владычицей морей». Опять же, голландцы к моменту своего поражения в череде англо-голландских войн, вызванных более чем объективными противоречиями, которые в Лондоне облачили в форму Навигационного акта, преуспели в финансовых спекуляциях и торговле, позабыв о промышленности.
Позднее Британской империи удавалось долго сохранять своё положение гегемона, стравливая конкурентов из континентальной Европы, однако после двух мировых войн в Западном полушарии остался лишь один гегемон – США, а Великобритания превратилась в его сателлита.
СССР схватку за мировое лидерство проиграл, совершив самоубийство, однако Вашингтон, пойдя на поводу у своего бизнеса, желающего повысить прибыль, снизив издержки на рабочую силу, сам породил конкурента – Китай, который, как казалось в далёком 1979 году, не представлял никакой угрозы.
Бывший госсекретарь США Генри Киссинджер в 1971 году и представить себе не мог, что его переговоры с главой КНР Дэн Сяопином станут причиной больших проблем вашингтонских администраций спустя всего 40 лет.
Теперь на наших глазах разворачивается схватка двух сверхдержав – уходящего гегемона США и Китая как его потенциального сменщика. Россия же оказалась вплетена в это противостояние и стала для США скорее дополнительным фронтом, чем основным.
И в попытках сохранить власть США будут использовать весь доступный им инструментарий: от переворотов до террористов (ни для кого не секрет богатый вклад США в создание исламского фундаментализма и направлению его в нужные страны от Афганистана до Сирии).
Однако итоги этой схватки не предрешены: победителя определит сила, ведь мировое лидерство без войны никто ещё не сдавал.
Потому последний довод капитала, сменившего королей, — это старая и привычная пушка. Но историческая ретроспектива показывает, что шансы больше у молодых держав промышленного капитала, руководителям которых пока окончательно не вскружили головы сверхприбыли и ощущение своего мессианского предназначения.

1 комментарий:

  1. "Бывший госсекретарь США Генри Киссинджер в 1971 году и представить себе не мог" - из чего автор выс...эм...вывел это утверждение?) Уверяю Вас, уважаемый, знал и даже очень хорошо знал. Более того, именно это и было его целью. Вернее, не его, а тех, кто управлял и сейчас управляет деятельностью Киссинджера и ему подобных кадров. Киссинджер умен, он понимал, что и зачем делается. Он и сейчас в строю, определенно ценный кадр, видимо, пока некем заменить. Есть и те, кто не понимает, как Бжезинский, таких тоже используют. Глобальная политика строится на очень долгосрочных планах, гораздо более долгих, чем жизнь одного-двух поколений людей.

    ОтветитьУдалить