Винтовка-мосинка против «Арматы» и Гопак из старого АК

 «Чудо-оружие» украинской оборонки

Чудо-автоматы, невероятно точные и дальнобойные винтовки – в последние годы украинский ВПК представляет одну новинку за другой. Однако на поверку они зачастую оказываются конверсиями старого советского оружия.

«Звезда» собрала самые вопиющие примеры, характеризующие современное состояние оборонного комплекса Украины.

STL-016 «Армата-киллер»

Снайперский комплект украинско-британской компании Stiletto Systems Ltd был представлен на прошлогодней выставке «Оружие и безопасность» в Киеве, и сразу завоевал скандальную известность. По заверениям разработчиков, винтовка способна решать задачи, которые ранее возлагались на артиллерию. В качестве иллюстрации этого тезиса на стенде производителя был размещен информационный плакат, гласящий, что «снайпер с пулей Stiletto может уничтожить систему наведения танка Армата». Для этого предлагалось стрелять по мортирам системы активной защиты «Афганит». Сложно сказать, как попадание по ним скажется на управлении огнем основного орудия (скорее всего, никак), в любом случае – противотанковая борьба при помощи снайперов, это действительно новое слово в военном деле. После такой презентации за STL-016 закрепилось прозвище «Армата-киллер».

Что же представляет собой это чудо-оружие? Как ни удивительно, в основе STL-016 лежит винтовка Мосина. Ее производство было налажено еще в Российской империи, а завершился выпуск лишь по окончанию Великой Отечественной войны. Этими винтовками были буквально забиты все арсеналы Советского Союза. Жалко пускать в переплавку миллионы единиц добротного, надежного, но устаревшего по всем параметрам оружия, поэтому в России «Мосинка» реализуется как охотничий карабин. Однако основатели Stilleto Systems, по-видимому, решили по второму кругу продать архаичные армейские винтовки государству.



Для этого их перестволили под спортивно-охотничий патрон .300 WSM и уложили в модное «тактическое» ложе. Собственно, в такой конверсии нет ничего необычного: скажем, в России «Мосинки» серийно переделываются под ружейный охотничий патрон .411ТКМ. Однако следует отметить, что .300 WSM – это действительно «горячий» боеприпас класса Magnum, развивающий давление значительно превосходящее расчетное для ствольной коробки и затворной группы винтовки Мосина. Так что возникает вопрос даже не о гарантированном ресурсе STL-016, а просто о безопасности стрелка.

Обращают внимание и очевидно завышенные характеристики украинско-британского боеприпаса – Stiletto разработали бронебойную пулю, обладающую просто волшебными свойствами. Так, ЦНИИ ВС Украины заявил, что одна такая превосходит по эффективности (в уничтожении бронемашины) очередь из крупнокалиберного пулемета 12,7Х108 мм! При этом утверждается, что кучность комплекса оружие-патрон составляет 1,2 см на 300 метрах – это соответствует показателям высококлассных спортивных винтовок, созданных на современном прецизионном оборудовании. Вероятно ли, что эти характеристики были каким-либо образом выжаты из столетнего «пехотинца» массового выпуска?

Stiletto Systems Ltd не скупится на эпитеты – со слов разработчиков, STL-016 не только берет на себя противотанковые функции, но и является универсальным комплексом для поражения любых наземных и даже воздушных (!) целей на дистанции до 2000 метров. Маркетологов явно подводит недостаток воображение: ведь можно представить, например, что выпущенная пуля случайно попадет в пролетающую мимо крылатую ракету. А значит, STL-016 не только сочетает в себе свойства ПТО и ПВО, но так же является перспективным средством ПРО.

Гопак-61

Винтовка оперативно-портативная на базе АК (ГОПАК – украинский акроним, а почему «61», загадка) разработана киевским заводом «Маяк» - некогда серьезным предприятием по выпуску звукозаписывающей аппаратуры. Безусловно, это одна из самых необычных конверсий автомата Калашникова. Сделана она из АКМ и всякого лежалого советского ЗИПа, как то: рукоятки управления огнем и приклада от ПК, сошки от РПК, стального магазина образца 1949 года и железной трубы на манер глушителя. Если бы у заводчан оказались под рукой другие старые запчасти – скажем, алюминиевый десантный магазин, приклад от РПК и ранняя деревянная рукоятка АК – они, вне всякого сомнения, прикрутили бы их. Потому что практического смысла в переделке все равно нет. Кроме того, что Гопак должен внешне отличаться от знакомого всем АКМ – иначе, как выбить деньги на развитие проекта?



Согласно легенде, Гопак – аналог российского «Винтореза», но, как говорится, это даже не смешно. Что любопытно, до появления бесшумного оружия нового поколения советские разведчики пользовались как раз АКМ – комплекс АКМБ включает в себя дозвуковые патроны 7,62 УС, глушитель, специальный целик и планку для ночной оптики. Это проверенная десятилетиями, абсолютно рациональная система.

А то, что сотворили украинские «конструкторы» - набор оружейных суеверий. Например, была снята газоотводная трубка, так что Гопак утратил функцию автоматического огня – после каждого выстрела необходимо дергать затвор. Так было сделано для «улучшения кучности». Это действительно чуть улучшает кучность, однако стрелок оказывается практически беззащитным перед лицом противника – ведь преимущества в дистанции по сравнению с АК оружие не дает. Поэтому, кстати, ВСС и ВСК-94 – автоматы. Удивительно, но потеряв «лишние» детали, Гопак потяжелел до пяти килограмм. Видимо, труба, имитирующая интегрированный глушитель «Винтореза», очень уж тяжелая.

«Малюк»

Если STL-016 и Гопак – чемпионы по втиранию очков несведущей публике, то почетное третье место в этой дисциплине принадлежит «Малюку». Так получилось, потому что в нем нет какой-то изюминки, это скучный фокус. Со склада берется доставшийся в наследство от СССР АК-74, с него снимается приклад и прочая фурнитура, оставшееся (ствол с газовой каморой, коробка со всем механизмом) укладывается в большой пластиковый чехол, с виду напоминающий современное западное оружие, типа израильского «Тавора».



Получается что-то вроде киношного оружия: так в «Белом солнце пустыни» роль пулемета Льюиса исполнял загримированный пулемет Дегтярева. Ну, а тут в роли самостоятельной разработки украинского ВПК – загримированный автомат Калашникова. Главное, конечно, маркетинг: утверждается, что «это точнее, надежнее и удобнее АК». Однако, как может стрелять АК-74, спрятанный в макете «Тавора»? Очевидно, как стрелял до этого. То же самое касается надежности, хотя эксплуатационная прочность пластикового «грима» внушает определенные сомнения.

Создание по-настоящему нового образца стрелкового оружия – чрезвычайно сложный и затратный процесс, требующий как развитой конструкторской школы, так и промышленности. Не зря большинство стран мира предпочитает покупать готовое. И можно констатировать, что к настоящему времени Украина утратила способность этот процесс обеспечивать.

via

Комментариев нет: